Большой популярностью в Интернете пользуется ролик о том, как китайские строители за шесть дней построили 15-этажное здание. Причем, жилое строение, которое возвели строители из китайского города Чанша уже сдано “под ключ” и способно выдержать 9-бальное землетрясение. Еще один строительный сюрприз – в Пекине построят небоскреб. Как сообщают информационные агентства, его высота составит 828 м. Более низкий небоскреб высотой 606 м планируется к строительству в китайском городе Ухань.
Перестройка: по-китайски – это много Эти достижения китайские строители демонстрируют в качестве высшего пилотажа. Однако это не означает прекращения строительства массового жилья. Китай перестраивается заново. Дома типа российских “хрущевок” сносятся микрорайонами. Оказывается, снести дом и построить заново дешевле, чем ремонтировать. В свою очередь дом в 40 этажей с отделкой в среднем строится за три месяца. Все это прекрасно видно по микрорайонам в Янтае, Даляне, Харбине и других городах. Заодно, строительство сдерживает безработицу. Согласно данным Исследовательского центра по вопросам развития при Госсовете КНР тенденция увеличения жилой площади наблюдалась постоянно. Если в 1998 г. на душу населения приходилось 18,7 кв. м, то в 2004 г. средняя жилая площадь составляла уже 25 кв.м, к концу 2006 г. она достигла 27 кв. м, в 2010 г. выросла до 36 кв.м.
Руководство КНР всячески стремилось развивать капитальное строительство в Китае. Частные инвесторы, поддерживая идеи правительства, также вкладывали огромные средства в этот сектор экономики. Растущий китайский рынок недвижимости стремительно набирал обороты и стал привлекательным объектом для капиталовложений.
Однако такой серьезный рост строительства привел к тому, что по данным проверки, которую осенью 2010 г. провела комиссия партийного контроля Китая, 2151 из 2472 строительных объектов попросту оказались невостребованными – нет спроса. Сейчас в Китае 65 млн пустующих квартир и домов.
Мимо России не пройти Конечно, в данном случае можно говорить о “пузыре” на рынке китайской недвижимости, сдуть который по-хорошему явно не получится. Можно говорить о четырех десятках лет, которые потребуются для того, чтобы 150 млн китайцам со среднегодовым доходом $6000-7000 оплатили новое жилье. Естественно, без внимания здесь не остаются работники предприятий, занятых в строительной отрасли, которые правительство закрыло в сентябре 2010 г. Но с точки зрения внешнего рынка такую ситуацию иначе, как благоприятной назвать нельзя. Судя по всему, китайским предприятиям строительной отрасли ничего не остается, как искать другие рынки сбыта. И одной из первых целей тут, несомненно, становится Россия.
И в самом деле, дешевизна и скорость китайского строительства привлекает российских девелоперов. Не в пример, ряду московских и иных строительных компаний, китайские с собой приведут и деньги китайских банков, и дадут кредиты, затем силами своих же, привезенных из Китая рабочих построят дома. Да еще и заработают. Еще один момент – китайские строительные технологии. На них в России стали обращать пристальное внимание давно. Так, уже в 2001 г. департамент инвестиционных программ строительства Москвы признал принципиально новым вид возведения китайцами монолитных конструкций. А уже в 2002 г. в Куркино появился первый такой “китайский” дом.
Китайская подготовка Правда, в данном случае процесс идет в ущерб российским работникам. Хотя стоит признать, что китайские инвесторы практически всегда негативно высказывались о квалификации российских строителей, занятых на возведении массового жилья. Это понимали и российские застройщики. Примером этому в 2005 г. стала программа переподготовки российских строителей, участвующих в строительстве “Балтийской жемчужины” в Санкт-Петербурге. Хотя, если говорить о массовом строительстве, ситуация с подготовкой строительных кадров в России катастрофическая. В результате, даже те, кто проходил обучение в существующих учебных заведениях, на стройку приходят неподготовленными.
Как итог – девелоперы идут на то, чтобы строительством занимались китайские работники. В кризис китайская рабочая сила оказалась даже более востребована, чем до него, и есть основания полагать, что даже меры российских властей по защите национального рынка труда не помешают девелоперам привлекать ее из Поднебесной. На Дальнем Востоке и в Сибири, то есть в регионах, примыкающих к территории КНР, на стройках работают исключительно китайцы. Сейчас они строят и бизнес-центры, и жилые дома. Одновременно разворачивается экспансия в другие российские регионы.
Кроме того, очень высокий уровень оснащенности китайских строителей делает их труд гораздо эффективней. Практически для любого масштабного российского проекта они могут привезти достаточно специфическую технику, обеспечить рабочих современными, более эффективными, с точки зрения выполнения операций, рабочими инструментами.
Правда, не обходится без проблем. Попадая в Россию, китайские специалисты сталкиваются с огромными коммуникативными и управленческими трудностями, поэтому к ним приходится довольно сложно притираться, подчеркивает президент компании MIRAX Group Сергей Полонский. “Китайцы – не хорошие и не плохие, они просто другие, у них другая ментальность, другой подход к управлению”.
И, все же, российские девелоперы понимают, что приход китайских компаний на российский рынок неизбежен, необходимо только понимание и правильное управление этими процессами. Судя по той активности, с которой многие застройщики привлекают китайцев к региональным проектам, за ними в недалеком будущем может закрепиться значительная часть строительного рынка.
Кому монолит, кому “солома” Но и здесь существуют определенные проблемы. Связаны они с платежеспособностью российских граждан. При этом даже самые новейшие технологии, трудоспособность и квалификация китайских рабочих могут привести к обычному затовариванию рынка. Причем произойти это может гораздо быстрее, чем в самом Китае. Чтобы такого не случилось, существуют несколько способов. Первый и, пожалуй, самый эффективный – продолжение той самой ситуации с ипотекой, что сейчас существует в России, когда огромные процентные ставки попросту отпугивают граждан от желания приобрести жилплощадь в рассрочку. Но в таком случае о каком-либо развитии попросту придется забыть. Есть и другой способ – дешевые дома. Именно он сейчас пользуется большой популярностью в сельских регионах Поднебесной, таких, как Внутренняя Монголия, отличающаяся относительно суровыми природными условиями, наводнениями и землетрясениями.
О “соломенных” домах в Китае заговорили благодаря международному агентству помощи и развития ADRA в конце 1990-х годов. В результате в 1998 г., объединив усилия с китайским центром передаче технологий для создания устойчиво развивающейся окружающей среды, агентство запустило программу строительства домов с применением тюков из рисовой соломы, в изобилии остающейся в качестве отхода после жатвы. Помогло землетрясение 1999 г., после которого “соломенные” дома остались целыми и невредимыми.
Стоит также отметить, что за последние десять лет похожие программы строительства экологических домов из соломы уже осуществлены с помощью международных неправительственных организаций в Мексике, Монголии, Белоруссии, Южно-Африканской Республике, Ираке, Аргентине и других странах. Так что сельское строительство с применением теперь уже китайских технологий и китайских компаний вполне может подойти и в России.
Дают – бери Тем временем из кризиса российская строительная отрасль выходит очень медленно, оставаясь аутсайдером среди других отраслей экономики. Кроме дороговизны финансов существует еще один малоприятный момент – строительство по устаревшим технологиям, при которых используется большое количество стройматериалов. Это не дает строить дома быстро. Не в пример этому в Китае за шесть дней сдают “под ключ” 15-этажное жилое строение, а средний дом в 40 этажей с отделкой в среднем строится за три месяца. Так что вполне логично задать вопрос: “Почему бы активней не использовать ресурсы Поднебесной, которые сама она фактически предлагает?”
Комментарии