Зоино стояние. Или как Бог наказывает и милует.

На модерации Отложенный

Описываемое место находится в трёх трамвайных остановках от меня.

И я был весьма удивлен, узнав, что вроде как по мотивам произошедших событий даже сняли фильм. С Безруковым и Хабенским.

Один фильм с ними я уже видел. "Адмирал". Когда на броненосце "Слава" в этом фильме появились приклеенные по бортам пушки с крейсера "Аврора" - я смог оценить полет фантазии создателей.

.

Так что сам решил попробовать выяснить, что же случилось в Самаре в 1956 году, в период с Нового Года до Пасхи. Итак, вот наиболее распространенная инет-версия:

.

В 1956 году в Куйбышеве (ныне городу возвращено его исконное имя — Самара) случилось то, что потрясло весь православный мир, — знаменитое «Зоино стояние».

Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого, она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу...

На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор. Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось.

С того времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия и старания, но не могли привести ее в чувство.

Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть Зоино стояние. Но спустя некоторое время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров, а приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило. Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!»

Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол — иглы ломались). Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Димитрий Тяпочкин (будущий иеромонах Серафим), отслужил молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть, на Пасху)».

Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: «Ну что, устала стоять?»

Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили (все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам Святитель Николай).

Зоя простояла 4 месяца, до самой Пасхи.

В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, и о земле, горящей в беззакониях. Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи…

Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Многие спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить (даже не хватало крестов для просящих). Отцу Димитрию запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и направили служить в отдаленное село. Но, несмотря на это, люди тянулись к отцу Димитрию, что не устраивало власти. 26 октября 1960 года в селе Соколовка епископ Курский и Белгородский Леонид совершил постриг протоиерея Димитрия в монашество с именем Серафим. С 14 октября 1961 года и до конца своих дней отец Серафим был настоятелем Свято-Никольского храма в селе Ракитном Белгородской области. Отец Серафим всего себя отдавал ближним, чтобы спасти по крайней мере некоторых, которые услышат голос Церкви и покаются в своих грехах.

.

.

.

Есть и официальная версия старых властей, еще из эпохи исторического материализма, озвученная то ли в "Комсомольской правде", то ли в "Московском комсомольце":

.

Проведённое журналистское расследование показало, что, скорее всего, история является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной.

Первый секретарь обкома Самары Михаил Ефремов рассказывает о событии следующее:

- Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь — и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза.

Выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живет там старуха. Дом № 84 принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои Карнауховой и Сергея Тяпочкина в архивах найдено не было[7].

По рассказам очевидцев, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло. Имя же Зое Карнауховой дала женщина, поверившая в легенду настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой.

Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей», и имя стало частью легенды.

.

.

.

Так что пришлось засучивать рукава и организовывать собственное расследование.

После рекогносцировки выяснилось, что дом находится в глубине частного сектора.

Удалось лишь сфоткать кусок крыши со стороны улицы и с пустыря. (фотки в комментариях, не могу вставить).

Место, прямо скажу, мрачное и является неплохой декорацией для снятия ужастика.

А в 2-х этажке, выходящей на улицу и загораживающей вид на искомый дом, там по идее и днём можно нарваться на приведение или оборотня.

Плюс к тому - метрах в ста расположено здание то ли учебного корпуса, то ли общаги Медуниверситета, в котором до исторического материализма располагалась тюрьма. По слухам, под землей в этом месте куча подземных ходов...

В общем, место "нечистое".

Публика там обитает соответствующая...

В течении получаса удалось разговорить только одного деда неопределенного возраста, в замасленной фуфайке, плешивом треухе и с синим носом. Он, как и большинство жителей частного сектора, был наверное неплохим человеком, но с оригинальным самобытным колоритом. Такие люди выливают помои на улицу и моются раз в неделю в личной бане. Бреются там же и тоже раз в неделю. А так же считают туалетную бумагу буржуйской роскошью, поэтому до сих пор выписывают газету "Правда".

Дед был угрюм, недоверчив и представляться, а уж тем более фотографироваться, наотрез отказался, всем своим видом показывая, что он жутко куда-то торопится. Не помогло даже удостоверение, которое я лет 5 назад для прикола выписал себе как директору, в красных корочках. Дед его читать не стал (и это хорошо), но напрягся еще больше и начал бурчать, что никогда не слышал про "специальную фирму по охране духовного наследия при Президенте РФ" (я и сам раньше не слышал, пришлось по ходу сочинять) :).

Можно было послать его подальше и на сим закончить, но тут уже во мне взыграл спортивный интерес. Прошло лет десять, как я последний раз выбивал из человека инфу. Точнее - извлекал, так корректней. Да бить деда было негуманно, противозаконно и совершенно бессмысленно - этот старый ржавый кремень и с иголками под ногтями молчал бы.

- А что, говорят, вон в том киоске пиво хорошее? - включил я дурку.

- Пиво-то? Пиво - баловство. Горькушше как моча. Я человек настояшшЫй! Гадость всяку не пью чать! - порадовал меня дед первой многословной фразой и в его глазах мелькнуло что-то человеческое. Решив не уточнять, откуда дед знает вкус мочи (хотя язык чесался, ибо люблю подъибнуть), вежливо интересуюсь, что же тогда настоящие человеки пьют.

- Известно чо! БЕленьку!

- И сколько она нынче стОит?

- Ну... Это если хорОша... Полтораста значит. А плохУ я не пью.

Даю 150 рублев - не так уж и дорого. Дед добреет. Я спрашиваю:

- Отец, а тебе сколько лет? - и понимаю, что сделал это зря. На его лице отражается мучительный мыслительный процесс, словно я попросил описать принципиальную схему ядерного реактора в Фукусиме... Через минуту он отвечает:

- А Сталин в каком году помер-то?

В общем, не буду утомлять пересказом нашей беседы, но минут через 10 мы вычисляем, что он 1940 года. То есть на момент интересующих событий ему было 15 лет. И жил он буквально через 5 домов от дома №84.

- Так ты видел Зойку окаменевшую? Что там вообще было? - задаю я наконец главный вопрос.

- Я это... подписку давал. У нас чать все давали. А ты попробуй не дай!

- Так ты ж давал кому? КГБ СССР. А сейчас нет ни КГБ...

- От!!! Молодой, а понимашь!!! Такую страну просрали! Ельцин, мать его через... - и я еще 10 минут слушаю краткий политический обзор истории нашей Родины начиная с Горбачева и по текущий день. И в заключении дед, то ли в знак благодарности за деньги на водку, то ли за то, что я терпеливо слушаю его и не возражаю, выдал немного инфы:

-... А подписку-то все давали... Порядок был! Я саму-то Зойку не видел. Оцепили всё. Сперва пЕши, потом кОнны. От помню фуражки бЕлы были у милиции. А щас чо? Каки-то кепки, как фашистски прям! А одного мильционера я видел и запомнил. Он молодой ищо такой был. А башка-то вся седА. Начальник-то к нему подошел, мол чаво с тобой. А тот, слыш, заикацца и мычит как немой. И башка бЕла-бЕла! А раньше-то дурачков-то в мильцью не брали! Заик-то немых!

Вот, собственно, и всё.

Вадим Арминиус, 2011 год.

(фотки - в комменте первом).