Ташкентский иудейский фронт. О как!

 

 

Пишет Игуана (iguanodonna)  

 

 

Ташкентский фронт


Как и кажый советский человек, я, разумеется, слышала выражение "ташкентский фронт". Правда, исключительно с евреями оно у меня никогда не ассоциировалось - для меня "боец ташкентского фронта" это прежде всего хитрозадый мужик, выбивший себе "бронь" и смывшийся подальше от передовой. Одним словом, Марк из розовских "Вечно живых". Ну и "творческая интеллигенция" - из тех, кто (вне зависимости от национальности) не только не счел пример тех же Симонова, Слуцкого, Гердта, Этуша достойным для подражания, но и с фронтовыми концертами предпочел не связываться. А что и среди той самой творческой интеллигенции и эвакуированных было много евреев - так это ни для кого не тайна. Равно как ни для кого не секрет, что в тылу отсиживались отнюдь не все евреи, воевали они и воевали дай бог всякому.

Но так как совсем недавно меня начали убеждать в том, что о "ташкентском фронте" говорить нельзя, ибо это есть антисемитизм и вообще это исключительно результат геббельсовской пропаганды, к реальности никакого отношения не имеющий, пришлось произвести кое-какие изыскания, чтобы разобраться, откуда вообще взялось это выражение.

Первым, что я нашла, была статья Н.Митрохина (историк, научный сотрудник Центральноазиатского проекта правозащитного центра "Мемориал") в "Отечественных записках". Цитирую:

Легенда о «ташкентском фронте» была распространена в СССР очень широко и далеко не только в среде партийно-государственного аппарата. Вероятнее всего, она возникла не в аппарате власти, хотя та со своей стороны очень много сделала для ее дальнейшего формирования. Подоплека ее была такова: при стремительном наступлении немецких войск летом 1941 года первыми эвакуировались городские жители, примерно половину которых в украинских, белорусских и молдавских городах составляли евреи. В местах эвакуации приют голодным, бедным и обремененным детьми беженцам заставили оказывать столь же нищее и полуголодное население, и так работающее день и ночь на государство. Плохо говорящие по-русски, с заметными «местечковыми» привычками, евреи-«беженцы» выделялись среди унифицированного чистками 1920–1930-х годов городского населения Урала, Сибири и Центральной Азии. Поэтому в азиатской части РСФСР и в городах центрально-азиатских республик, заселенных в тот период в значительной степени представителями славянских народов, их появление вызвало довольно резкую негативную реакцию. Кроме того, оказавшись в эвакуации на два-три месяца раньше, чем жители Центральной России, украинские, белорусские и молдавские евреи успели занять имевшиеся вакантные рабочие места и пустовавшие помещения. Следующие волны беженцев (преимущественно русских и восточных украинцев) попадали в гораздо худшие в плане работы и жилья условия, что также вызывало приступы антисемитизма.

Широкое распространение антисемитских настроений в тылу и через новые пополнения и излечившихся солдат в действующей армии привело к образованию устойчивой и по сей день легенды о «ташкентском фронте».

Нда, оказывается, "ташкентский фронт" - штучка-то исключительно национальная, а не социальная. Хорошо написано, политкошерно - озверелое русское быдло накидывалось на бедных евреев исключительно из-за своего зоологического антисемитизма. Вот только сразу возникает масса вопросов.

Во-первых, вопрос об "унифицированных чистками" (какими?) славянских городах Уралах, Сибири и Центральной Азии. Посмотрим, что пишут об этом другие историки, например, кандидат исторических наук, доцент Магнитогорского госуниверситета М.Н.Потемкина:

Состав коренного населения Урала, как и других тыловых районов СССР, изначально отличался этнической пестротой, что было обусловлено особенностями исторического и территориально-географического положения региона. Так, по данным переписи 1939 г., среди жителей Урала русские составляли 71.54%, татары - 8.95, башкиры - 5.96, удмурты - 3.89, украинцы - 3.00, мордва - 1.53, чуваши - 1.07% и т.д.
В 1930-е гг. произошли массовые перемещения людей на строительство уральских гигантов социндустрии. Пестрота национального состава усилилась вследствие притока в регион раскулаченных, репрессированных и депортированных в 1920-1940-е гг.

Да, русских большинство, две трети, но ведь раньше-то они как-то уживались с остальными народами? Ах да, все русские исключительно злобные антисемиты, это у нас в крови, как я же забыла-то... Правда, А.В. Вольфсон, эвакуированный в 1941 г. в Чкалов (Оренбург), так характеризует атмосферу того времени:

"На Среднем Урале до войны проживало немного евреев, они все практически работали рядом с русскими, вместе строили предприятия, и в общем людям не было знакомо это чувство (антисемитизм) в таком объеме, как в западных районах. Многие местные жители вообще не различали приезжих по национальности".

Но он, конечно, просто ошибается.

Во-вторых, какими же такими "местечковыми привычками" должно было обладать эвакуированное еврейское население, что у местных жителей всех мастей, с екатерининских времен живущих вперемешку, они вызвали резкую негативную реакцию?

Митрохин об этом тактично умалчивает, но обращусь к Солженицыну, "Двести лет вместе" гл.21: Вот собранные сразу после войны свидетельства евреев, бывших в среднеазиатской эвакуации: «Низкий уровень производительности труда депортированных евреев... служил в глазах местного населения доказательством нежелания евреев заниматься физическим трудом, что будто бы составляет характерную черту евреев» — «Росту [антисемитских] настроений много содействовала активность, которую беженцы из Польши вскоре начали проявлять на товарном рынке»: «вскоре они убедились, что регулярный заработок, который им обеспечивает [труд] в качестве рабочих в промышленных предприятиях, колхозах, кооперативах... не спасает их от угрозы голодной смерти. Чтобы выжить, был только один путь — рынок, торговля, "спекуляция"», и так советская реальность «заставляла польских евреев прибегать к рыночным операциям, хотели ли они этого или нет». — «Другая группа русских евреев, принадлежавшая главным образом к бюрократии и располагавшая значительными денежными средствами, вызывала враждебность местного населения за вздувание цен на вольном рынке, которые и без того были очень высоки»... «и ещё одна причина роста антисемитских настроений в районах, куда направлялся эмиграционный поток. Здесь в скрытой форме проявился антагонизм между основной массой населения в провинции и привилегированной частью бюрократии в центрах страны. Эвакуация учреждений из этих центров в глубокий тыл дала возможность местному населению очень осязательно ощутить этот социальный контраст»

Вообще мне трудно счесть ненависть к спекулянту проявлением антисемитизма. И сильно сомневаюсь, что русских спекулянтов ненавидели меньше. Да и трудно ожидать нежной любви от провинциального труженика, когда ему на шею садится "самовар в панбархате" в виде жены какого-то начальничка, давно отвыкшей от добывания хлеба насущного честным трудом.
Но вообще интересная мысль - если труд на заводах и в колхозах ("Все для фронта, все для победы"), где тоже, кстати, трудилось немало евреев, не спасал от голодной смерти, то как на них вообще хоть что-то производилось? С такой точки зрения все эвакуированное население, все почти 12 миллионов человек, должны были бросить свои предприятия и рвануть на рынок. Но не бросили же, не рванули ... Не всех, значит, "советская реальность заставила прибегать к рыночным операциям"?

Теперь посмотрим, в чем же выражалось это "широкое распространение антисемитских настроений в тылу":

Как правило, они (антисемитские настроения) возникали на фоне неприязни к эваконаселению в целом и были особенно заметны в сельской местности. Такие случаи известны в Сакмарском районе Оренбургской обл., в Павловске Пермской обл., Лебяжьевском районе Челябинской обл., Красноуфимском, Ниже-Сергинском, Туринском районах Свердловской обл. Жительница города Шадринска Челябинской обл. В.Н. Иовлева вспоминает, что среди эвакуированных "больше бросались в глаза евреи со своей грассирующей речью. Дети сразу стали их копировать, а маленьких дразнить". Угу - Страшная Антисемитская Надписьтм "Изя - пидор". Были, конечно, и случаи посерьезнее:

В Нуримановском районе Башкирии на бумажной фабрике "Красный ключ" избили рабочего-еврея, эвакуированного из Гомеля. В Уфе в 1942 г. произошел случай зверского убийства подростками эвакуированного мальчика-еврея.

Но - В докладной записке в Башкирский обком ВКП(б) от 29 июня 1942 г. говорилось о том, что в марийской деревне Шелкановка затравили русского эвакуированного мальчика; в Будзякском районе местная жительница татарка Тагирова в жару в поле не дала русской работнице воды и той стало плохо, а когда бригадир зачерпнул кружкой воду, она ударила его по руке и сказала: "Я скорее умру, чем дам русской напиться".

Ну а что же антисемитская советская власть? ...в ноябре 1941 г. при рассмотрении на заседании бюро Курганского ГК ВКП(б) вопроса о политической работе с эвакуированными отделу пропаганды и агитации было поручено организовать пропаганду дружбы народов и разъяснение контрреволюционной сути шовинизма и антисемитизма. Решением бюро Лебяжьевского РК ВКП(б), состоявшегося в июле 1942 г., за проявление антисемитизма из партии был исключен бывший председатель райпотребсоюза Кольев; секретари первичных партийных организаций были обязаны обсудить данный вопрос на закрытых партсобраниях и принять меры к пресечению подобных настроений и действий.

Ну и последнее, об излечившихся солдатах, активно внедряющих антисемитизм в массы - это они же, гады этакие, разнесли слухи о том, что все евреи в эвакуации. Что же дало им основание так думать? Снова обращусь к статье Потемкиной:

По данным ЦСУ СССР, из учтенного по спискам на 15 сентября 1941 г. эваконаселения (кроме детей из эвакуированных детских учреждений) доля евреев была равна 24.8% (они шли на втором месте после составлявших основную часть рабочих на заводах русских - 52.9%) Таким образом, процент эвакуированных от общей численности еврейского населения, проживавшего в западных областях СССР, был несколько выше, чем у представителей других народов, кроме русского. В Молотовской (ныне Пермской) и Свердловской областях в результате эвакуации еврейское население выросло в 8 раз. И к Солженицыну - «Усилению процента евреев среди эвакуированных», продолжает С. Шварц, «благоприятствовало и то обстоятельство, что для многих служащих и рабочих эвакуация не носила обязательного характера... И многие — главным образом не-евреи — оставались»; таким образом и для евреев, «которые не подходили под условия обязательной эвакуации... открывалась сравнительно широкая возможность эвакуироваться».
То есть евреев среди эвакуированных действительно хватало - и в организованной эвакуации, и в самостоятельной.

Итак, как видим, пресловутая геббельсовская пропаганда к "легенде ташкентского фронта" отношения не имеет - вполне реальные основания у этой "легенды", несомненно, есть. Но если говорить о том, что "все без исключения евреи отсиживались в тылу" - идиотизм чистой воды, то не меньшим идиотизмом будет и полное отрицание существования "бойцов ташкентского фронта" - не тех честных тружеников, кто пластался в цехах и на полях, а тех, кто "воевал" на рынках. Даже если такое отрицание идет под священным флагом Борьбы с Антисемитизмом.

-------------------------------

 


Тем не менее, антисемитизм, если верить Александру Солженицыну, на фронте был. И причину его писатель видит в том, что на передовой евреев было значительно меньше, чем во втором и третьем эшелонах фронта: «и всякому было наглядно: да, там евреев значительно гуще, чем на передовой». Термин «наглядно» к историческому инструментарию не относится, это сугубо эмоциональный взгляд, который всегда субъективен. Объективны же только цифры и факты.


А. Степанов, автор известного романа «Порт-Артур», находившийся в эвакуации во Фрунзе, прислал в мае 1943-го главному редактору газеты «Красная звезда» Д. Ортенбергу, с которым был дружен, письмо, где, в частности, коснулся антисемитизма: «Демобилизованные из армии раненые являются главными его распространителями. Они [ведут настоящую погромную агитацию], открыто говорят, что евреи уклоняются от войны, сидят по тылам на тепленьких местечках. Я был свидетелем, как евреев выгоняли из очередей, избивали даже женщин те же безногие калеки. Раненые в отпусках часто возглавляют такие хулиганские выходки. Со стороны милиции по отношению к таким проступкам проявляется преступная мягкость, граничащая с прямым попустительством».

 Это писал русский человек, но с обостренной совестью и чувством справедливости. Ортенберг переправил письмо в ЦК и 30 июля был вызван к А. Щербакову, который занимал с 1942 года посты начальника Главного политического управления Советской армии — заместителя наркома обороны, начальника Совинформбюро, кандидата в члены Политбюро, I секретаря МК и МГК и секретаря ЦК ВКП(б).

 Щербаков вызвал Ортенберга вовсе не для того, чтобы обсуждать тревожноеписьмо Степанова. Он объявил ему… о смещении с поста главного редактора центральной армейской газеты «Красная звезда», который тот занимал с 30 июня 1941 года. «На вопрос же обескураженного таким решением Ортенберга, как объявить сотрудникам редакции о мотивах столь неожиданной отставки, тот невозмутимо ответил: «Скажите, что без мотивировки». Размышляя впоследствии о причинах своего смещения, Ортенберг вспомнил, как за несколько месяцев до этого Щербаков также вдруг вызвал его и без объяснений потребовал очистить центральную армейскую газету от евреев».

 


3 управление НКВД СССР - наркому внутренних дел Л.П. Берии о пресечении антисемитских выходок в Узбекистане

20.08.1942

 

НКВД Узбекской СCP сообщает, что в связи с приездом в республику по эвакуации значительного количества граждан СССР еврейской национальности, антисоветские элементы, используя недовольство отдельных местных жителей уплотнением жилплощади, повышением рыночных цен и стремлением части эвакуированных евреев устроиться в систему торгующих, снабженческих и заготовительных организаций, активизировали контрреволюционную работу в направлении разжигания антисемитизма.

В результате в Узбекистане имели место 3 случая избиения евреев, сопровождавшиеся антисемитскими выкриками. Ветеринарный врач г. Ташкента AЛФЕЕВ Л.П., будучи пьян, избил двух граждан еврейской национальности. Избиение их AЛФEEB сопровождал резкими антисемитскими выкриками погромного характера и нецензурной бранью по адресу тов. К.. АЛФЕЕВ арестован.

Прибывший с фронта в г. Самарканд по случаю ранения ДЕРЮГИН И.И. и его жена СОЛДАТЕНКОВА А.И., будучи в нетрезвом виде, избили артиста Харьковского еврейского театра ЛАНДАУ и его жену артистку ЛЕВ. При нанесении побоев ДЕРЮГИН и СОЛДАТЕНКОВА делали антисемитские погромные выкрики в присутствии собравшейся толпы до 200 человек. ДЕРЮГИН и СОЛДАТЕНКОВА арестованы.

Отмечен ряд случаев погромной антисемитской агитации. Санитарка Ташкентского тубдиспансера № 1 СВИСТУХИНА М.Ф., следуя в трамвае, вела антисемитскую агитацию, заявляя, что с приходом ГИТЛЕРА эвакуированные в Узбекистан евреи будут все перерезаны. СВИСТУХИНА арестована.

Работница завода № 84 АВДЕЕВА в кругу своих подруг заявила, что, когда придет ГИТЛЕР, она перевешает всех вселенных в ее квартиру евреев. Ведется расследование.

Из группы призывников, во время отправки последних в воинскую часть из гор. Ташкента, неизвестным был произнесен выкрик: «Почему не призывают в армию и не направляют на фронт евреев?» Выкрик сопровождался антисемитским требованием погромного характера.

Обнаружены листовки, надписи и анонимные письма антисемитского содержания:

У заведующей медпунктом артели «Красный Октябрь» ДУДАРОВОЙ А.Ф., состоявшей ранее в комсомоле, изъято 18 экземпляров листовок с призывом к населению от имени «Подпольного комитета “Звезда”» уничтожать евреев и коммунистов. На следствии ДУДАРОВА показала, что листовки изготовлены ею на почве острой ненависти к евреям.

Слесарь оборонного завода «Электростанок» СТЕПАНОВ Н.Я. на стене одного из заводских зданий учинил надпись погромного характера, направленную против мастера цеха еврея ДОРОШЕНКО. Будучи арестованным, СТЕПАНОВ показал, что, питая ненависть к евреям, он имел намерение убить ДОРОШЕНКО. В адрес НКВД Узбекской CСP поступила почтовая открытка, автор которой заявляет, что узбеками будут отравлены все евреи, приехавшие в Узбекистан, за то, что они якобы не хотят идти на фронт, занимают выгодные посты, вытесняя с них узбеков и русских. Преступник разыскивается.

Среди еврейской части населения наблюдается распространение панических провокационных слухов о якобы имевших место в ряде городов Средней Азии еврейских погромах. РУДИНОВ — еврей, зам. директора Управления Ташкентского горкино, заявлял, что в гор. Алма-Ата басмачи совершили погром, во время которого вырезали 40 семейств евреев. ЗАЗОВСКИЙ М.Н., член ВКП(б), еврей, директор издательства «Советский писатель», будучи легко ранен хулиганами, распространил слух о том, что в Ташкенте якобы за одну ночь были зарезаны и доставлены вместе с ним в институт неотложной помощи 52 еврея.

О фактах антисемитских проявлений в республике информирован ЦК ВКП(б) Узбекистана.

Начальник 3 управления НКВД СССР,

комиссар госбезопасности 3 ранга КУПРИН

Начальник 5 отдела 3 управления НКВД СССР,

майор государственной безопасности ГОРБУЛИН

ЦАФСБ СССР. Коллекция документов составителя. Подлинник