О СУДНОМ ДНЕ И НОВОМ МЫШЛЕНИИ

На модерации Отложенный

«Мы несправедливо заявляем, что человек — высшая ступень эволюции: этому учат в школе. Человек уничтожает океаны, рыбу, атмосферу и друг друга. Человек, пролетая над городом, нажимает на кнопку и сжигает всех жителей атомным оружием. Наивысшее ли он творение природы? Ещё нет, на мой взгляд. Нам предстоит долгий путь. Мы либо создадим рай на Земле, либо уничтожим себя и впадём в забвение. Только будущее даст ответ. Каким оно будет — зависит от нас.» – Жак Фреско.

«Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнем отчетливо и ясно прозревать в них истину. Всеобщий порок смертных —смотреть на мудреные вещи как на самые лучшие. …мне кажется, необходимо особенно подчеркнуть, а именно: каждый должен быть твердо убежден, что не из многозначительных, но темных, а только из самых простых и наиболее доступных вещей должны выводиться самые сокровенные истины.» – Рене Декарт.

 

В истории Земли насчитывается пять крупнейших глобальных катастроф повлекших массовое вымирание органической жизни на Земле.

Большинство ученых склоняются ко мнению, что первое – Ордовикско-силурийское массовое вымирание произошло на границе ордовикского и силурийского периода, около 450—440 миллионов лет назад. Это третье по процентной части вымерших родов из пяти сильнейших вымираний в истории Земли и второе — по потерям в количестве живых организмов.

Девонское – второе массовое вымирание произошло в два этапа 374 и 359 млн. лет назад, во время которых Земля лишилась 50% всех существовавших родов и почти 20% всех семейств. Во время девонского вымирания исчезли почти все бесчелюстные (до наших дней дожили только миноги и миксины).

Великое Пермское вымирание – третье самое массовое вымирание животных из когда либо случавшихся на нашей планете. Около 250 млн. лет назад исчезло 57 % всех семейств и 83 % всех родов, более 90 % (по некоторым оценкам, даже 95 %) морских и более 70 % видов наземных позвоночных. Во время Великого Пермского вымирания погибло более 57% родов насекомых. Это единственное известное вымирание, которое коснулось насекомых. Вымирание затронуло даже микроорганизмы, которым, казалось бы, мало что может навредить.

Триасовое – следующие массовое вымирание случилось 208—200 млн лет назад. Погибло около 20% всех морских животных, множество архозавров (получившие широкое распространение после Пермского вымирания), и большинство видов земноводных. Особенностью Триасового вымирания считается скоротечность. Оно произошло в течение 10 тыс. лет, что очень быстро в планетарном масштабе.

Мел-палеогеновое вымирание 65,5 млн лет назад – пятое массовое вымирание знаменитое тем, что в это время на Земле вымерли динозавры. Так же погибло более 15% семейств морских животных и 18% семейств сухопутных животных. Уступая по масштабности другим массовым вымиранием из «Большой пятёрки», тем не менее, оно вызывает большой интерес, поскольку форсировало эволюцию млекопитающих и, в частности, ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

В настоящее время, по мнению ученых, мы являемся свидетелями и участниками начавшегося шестого массового вымирания органической жизни на Земле.

Ученые установили, что за последнее десятилетие данные о «биологической аннигиляции» видов (слово вымирание заменено на «биологическую аннигиляцию») в дикой флоре и фауне свидетельствуют о шестом массовом вымирании в истории Земли, оно уже идет полным ходом и является более масштабным, чем считалось ранее.

Напомним, согласно данным Всемирного фонда дикой природы, за последние 40 лет на Земле исчезло 50% животного мира. Исследование 2014 года, в рамках которого были собраны данные о 3 тыс. видов, установило, что с 1970 года исчезла половина из них.

Исследования показали, что массовое вымирание происходит как среди обычных, так и среди редких видов животных. И если причины массовых вымираний из «Большой пятёрки» ученые связывают, прежде всего, с природными глобальными катаклизмами, то главную причину шестого масштабного вымирания и исчезновения многочисленных видов флоры и фауны ученые видят в деятельности человека, в перенаселенности планеты и чрезмерном потреблении, особенно это касается богатых, что в свою очередь угрожает существованию самой человеческой цивилизации.

По расчетам учёных, в эпохи, предшествовавшие антропоцену – веку человека, каждые сто лет исчезало примерно по два вида млекопитающих на каждые десять тысяч существовавших в то время видов животных. В 20 веке эта цифра выросла в 114 раз. «Мы подчеркиваем, что наши расчеты, скорее всего, очень сильно недооценивают масштабы современного вымирания, так как мы пытались "нащупать" нижнюю границу того влияния, которое деятельность человека оказывает на работу экосистем и разнообразие видов», — пишут ученые.

Профессор Национального автономного университета Мексики Херардо Себалос заявил: «Ситуация настолько плоха, что было бы неэтично не использовать сильные слова». «В результате биологическая аннигиляция, очевидно, будет иметь серьезные экологические, экономические и социальные последствия. Человечество в конечном итоге заплатит очень высокую цену за уничтожение единственной совокупности жизни, известной нам во вселенной», — сказал он.

Ученые предупреждают, что глобальные проблемы, стоящие сегодня перед человечеством, способны привести к полному уничтожению нашей цивилизации в обозримом будущем. Климатические изменения, разрушение экологических систем, природные аномалии, неконтролируемый стремительный рост населения планеты, бесконечные вооруженные конфликты, борьба за ресурсы – все это оставляет человечеству мало шансов на выживание. Однако неверно сводить увеличение нагрузки на планету только к увеличению населения: с начала прошлого века население выросло пятикратно, но экономический оборот — в сорок раз, потребление топлива — в шестнадцать, вылов рыбы — в тридцать пять.

Многие исследователи считают, что в основе наблюдаемых сегодня явлений – фундаментальный кризис идей, человеческой мотивации и принципов, по которым устроено и функционирует человеческое общество.

Сегодня опасный дисбаланс наблюдается как в производстве, так и в потреблении. Колоссальными темпами увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами. За последние 100 лет он вырос более чем в десять раз. Около 10% населения мира, живет за чертой бедности и/или ведёт нищенское существование.

На все среднее образование в мире тратится примерно 6 млрд долларов, в то время как только в Европе на потребление табака расходуется около 60 млрд долларов. И это при том, что по данным ВОЗ курение убивает свыше 7 миллионов человек ежегодно, а расходы на здравоохранение и снижение производительности труда обходятся семьям и правительствам более чем в 1,4 триллиона долларов США.

Самые инновационные технологии ХХ-XXI века стали носителями глобальных угроз для людей, животных, растений и планеты в целом. Возникла реальная угроза «массового уничтожения знаниями».

Невероятный прогресс науки и технологий за последние 100 лет привел к появлению огромного количества самого разнообразного оружия массового поражения (ОМП), которое уже неоднократно выходило из-под нашего контроля, и которое может, даже без войны, привести к гибели значительной части человечества и всего живого на Земле.

И это, конечно же, не последние виды ОМП, способные уничтожить все живое на планете, потому что иррациональное, извращённое воображение и колоссальные усилия человека более всего направлены на его создание. Каждое научное открытие и любая новая технология всегда рассматриваются на предмет применения, прежде всего, в военных целях, поэтому крайне опасно то, что сегодня мы находимся на рубеже важнейших научных открытий и достижений.

Все эти угрозы, в системе религиозных взглядов, представлений и предсказаний о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние – несомненные предвестники надвигающегося Судного дня.

«…нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля эта и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» (Ос. 4:1-3).

Судный день он же Конец света – катастрофа, влекущая за собой гибель всего или значительной части человечества, гибель всего живого вообще или даже вселенной. В эсхатологических религиях и верованиях Судный день — последний день существования мира, когда над людьми с целью выявления праведников и грешников Богом будет совершён последний суд.

После осуществления вооруженными силами США атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года) на завершающем этапе Второй мировой войны, участниками Манхэттенского проекта (программа США по разработке ядерного оружия) был основан журнал «Бюллетень учёных-атомщиков», освещающий вопросы международной безопасности и угрозы, вызванные ядерным оружием, другими видами оружия массового уничтожения, изменением климата и новыми технологиями. Среди известных авторов журнала: Макс Борн, Альберт Эйнштейн, Роберт Оппенгеймер, Бертран Рассел, Лео Сциллард, Эдвард Теллер, Николай Семенов.

С 1947 г. эксперты журнала ведут проект Часы судного дня, аллегорически представляющий уровень ядерной угрозы в мире. Часы Судного дня стали ответом американского журнала «Бюллетень учёных-атомщиков» на атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки силами США в конце Второй мировой войны.

Напомним, по приблизительным оценкам специалистов, из общего количества погибших в Хиросиме (140—200 тысяч) примерно 70—80 тысяч человек погибли одновременно, в момент взрыва бомбы, причём из этого числа погибших ещё несколько десятков тысяч непосредственно вблизи огненного шара просто исчезли в доли секунды, распавшись на молекулы в раскалённом воздухе: температура под плазменным шаром достигала 4000 градусов Цельсия.

Согласно отчёту префектуры Нагасаки, «люди и животные погибли почти мгновенно» на расстоянии до 1 км от эпицентра. Почти все дома в радиусе 2 км были разрушены…Только 12 % зданий остались неповреждёнными. … Количество погибших к концу 1945 года составило от 60 до 80 тысяч человек. По истечении 5 лет, общее количество погибших, с учётом умерших от рака и других долгосрочных воздействий взрыва, могло достичь или даже превысить 140 тысяч человек.

Для определения текущего времени на Часах авторы учитывают следующие факторы: ядерная угроза, климатические изменения, биологическая безопасность человечества, биотерроризм и другие опасности, вроде кибервойн или искусственного интеллекта. Каждое объявление о переводе времени на Часах сопровождается большим отчётом специалистов о состоянии дел в мире.

Близость минутной стрелки на Часах судного дня к полуночи отражает растущую вероятность начала ядерной войны или наступление другого глобального катаклизма. Решение о переводе стрелок принимает совет директоров «Бюллетеня учёных-атомщиков» и приглашённые эксперты. Они ежегодно встречаются на закрытом совещании в ноябре и обсуждают мировые изменения. Никакой конкретной формулы, по которой отмеряют время, нет. Каждый раз специалисты подходят к вопросу, основываясь на своих знаниях и опыте.

За последние 10 лет время на Часах постепенно приближалось к полуночи. Отчасти это произошло из-за ухудшения отношений между США и Россией в начале 2000-х. Всего же за 70-летнюю историю проекта стрелки Судных часов меняли своё положение 24 раза. Вот самые значительные даты изменений:

1947 год — установка Часов, начало Холодной войны. До мировой катастрофы остаётся 7 минут;

1949 год — СССР испытал свою первую ядерную бомбу. До мировой катастрофы остаётся 3 минуты;

1953 год — СССР и США с разницей в девять месяцев испытали термоядерные бомбы. До мировой катастрофы остаётся 2 минуты;

1963 год — США и СССР подписали договор о запрещении испытаний ядерного оружия (это произошло после Карибского кризиса, который считается самым опасным моментом в истории человечества). До мировой катастрофы остаётся 12 минут;

1974 год — Индия испытала свою первую ядерную бомбу («Улыбающийся Будда»), отношения между сверхдержавами ухудшились. До мировой катастрофы остаётся 9 минут;

1984 год — война в Афганистане при участии СССР и США (они помогают разным сторонам) продолжается, Рональд Рейган усиливает агрессивную риторику против Советского Союза.

До мировой катастрофы остаётся 3 минуты;

1991 год — Холодная война заканчивается в связи с распадом СССР, США подписывает договор о сокращении вооружения. До мировой катастрофы остаётся 17 минут (самое далёкое от полуночи положение Часов в истории);

2015 год — страны с ядерным вооружением игнорируют соглашения и не сокращают запасы, между США и Россией началась новая гонка вооружений, кризис между Россией и Украиной приводит к конфронтации Востока и Запада. До мировой катастрофы остаётся 3 минуты;

2018 год — Северная Корея продолжает проводить ядерные испытания, угроза климатических изменений растёт, конфронтация между США и Россией накаляется на фоне возможной кибервойны. ДО МИРОВОЙ КАТАСТРОФЫ ОСТАЁТСЯ 2 МИНУТЫ.

Недавно Римский клуб представил новый доклад «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», приуроченный к своему полувековому юбилею. Хотя доклады от лица Клуба выпускаются регулярно — всего с 1968 г. их вышло более сорока — почти все они позиционируются как работы, адресованные Клубу и поддержанные им. «Come On!» второй за пятьдесят лет доклад, выражающий консолидированную позицию Клуба.

Авторы доклада считают, что планета деградирует, авторитаризм и фундаментализм на подъёме, спекулятивный капитал торжествует. Сегодняшний «кризис не циклический, но усиливающийся. Он не ограничен природой вокруг нас, но включает социальный, политический, культурный, моральный кризис, кризис демократии, идеологий и капиталистической системы».

По мнению авторов доклада в восьмидесятых годах прошлого века произошло вырождение капитализма, основным источником прибыли в рамках которого стали финансовые спекуляции. Девяносто восемь процентов финансовых операций носят ныне спекулятивный характер. В оффшорных зонах спрятано от двадцать одного до тридцати двух триллионов долларов. «Представители корпораций, избегающих уплаты налогов, постоянно говорят, что не нарушают никаких законов. Часто так и есть — значит нужно изменить законы» — утверждают авторы. Существует переизбыток капитала в фиктивных, но доходных сферах, в то время как направления, от которых зависит будущее планеты, испытывают дефицит средств.

Сегодня в мире доминирует «экономизм», при котором важно только то, что имеет экономическую ценность. Экономизм как идеология, причем искусственно навязанная социуму, основывается исключительно на алчном стремлении к получению наибольших материальных благ. Выходит, что сегодня основная мотивация – это деньги и нынешняя экономика обязана своим ростом именно алчности. Богатые богатеют с невероятной скоростью, но бедность распространяется еще быстрее. Людей отличают непостоянство и нелогичность, они все чаще применяют двойные стандарты. Подобное мышление часто характеризует последний этап развития цивилизации.

В этой связи, доклад рассматривает несколько альтернативных моделей экономики, разработанных, в том числе, Джереми Рифкиным, Кристианом Фельбером, Джоном Фуллертоном и Гюнтером Паули. При всех различиях в деталях, общая картина сводится к тому, что экономика будущего должна стремиться к устойчивости, а не росту и увеличивать общее благо, а не максимизировать частную выгоду. Авторы отмечают парадоксальные случаи: разлив нефти увеличивает ВВП, из-за связанных с ним расходов на ликвидацию аварии, также как болезни, бедствия и несчастные случаи, даже если все они, очевидно, уменьшают наше благополучие.

По мнению авторов доклада круговая логика должна заменить линейную — производимые предметы должны быть оптимизированы для ремонта и повторного использования. Даже в сфере недвижимости на смену эксклюзивному владению придёт модель услуги и совместного использования.

В своей книге «Глобальный кризис. За гранью очевидного» М. Райх и С. Долан отмечают: «Мы сами создали себе большинство проблем, которые могут привести к исчезновению нашего вида. Если мы хотим посвятить решению проблем не меньше сил и ресурсов, чем их созданию, то нужно найти креативные, нелинейные способы преодоления трудностей, с которыми сегодня нам пришлось столкнуться. Если мы закроем глаза на проблемы, это будет признаком глупости и слепоты, оскорблением для всех умных, талантливых и творческих людей! Но как встретить эти проблемы с широко открытыми глазами? Мы стали заложниками своей собственной системы? Наше восприятие настолько ограничено, что мы не видим происходящего? Мы не готовы жить в сложном, нестабильном мире? Или мы допустили это в угоду своим эгоистическим интересам?»

«Однако мы считаем, что невозможно изменить будущее, не изменив сознания каждого человека в отдельности. Всякое изменение начинается с НОВОГО МЫШЛЕНИЯ и иного отношения к чему-либо.

Это новое мышление позволит заглянуть за грань. Для нашего сегодняшнего поведения и образа мыслей характерны следующие серьезнейшие недостатки – «смертные грехи»:

  • алчность по отношению к материальным ценностям и власти, мы хотим получать «все больше и больше»;
  • нетерпимость и индивидуальный эгоцентризм;
  • культурная слепота и культурный эгоцентризм;
  • стремление к доминированию;
  • неуважение;
  • узость мышления» – продолжают М. Райх и С. Долан.

Авторы доклада «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» видят задачу образования в формировании у молодёжи «грамотности в отношении будущего» (futures literacy).

Образование, способное делать это, должно:

  • Основываться на «связанности» — отношения были и будут сутью обучения; использование информационных технологий «ценно и эффективно только когда они способствуют связи между людьми». Образование должно «вызывать интерес, освобождать энергию и активно задействовать способности каждого студента учиться для самого себя и помогать учиться другим».
  • Носить ценностный характер, корениться в универсальных ценностях и уважении к культурным различиям. «Ценности — это квинтэссенция человеческой мудрости, накапливаемая веками» — на нынешнем этапе они воплощаются в акценте на благополучии всех живых существ и мира в целом.
  • Фокусироваться на устойчивости — большая часть знаний, касающаяся экологии, взаимосвязанности систем и устойчивого развития, появилась недавно и ещё не стала частью общего культурного багажа; поэтому обучение новых поколений соответствующим дисциплинам и навыкам имеет принципиальное значение.
  • Культивировать интегральное мышление, а не ограничиваться аналитическим мышлением. Авторы отмечают, что обучение системному мышлению недостаточно, поскольку «в системном мышлении сохраняется тенденция рассматривать реальность в довольно механистических категориях, неспособных ухватить её органическую интегральность». Интегральное же мышление способно «воспринимать, организовывать, согласовывать и воссоединять отдельные фрагменты и достигать подлинного понимания основополагающей реальности». Оно отличается от системного мышления, также как интеграция отличается от агрегации.
  • Исходить из плюрализма содержания. Клуб констатирует, что многие университеты продвигают конкретные школы мысли, вместо того, чтобы «давать молодым умам весь спектр противоречивых и комплементарных перспектив». Сегодняшние студенты нуждаются в инклюзивном образовании, в котором одни формы знания дополняли бы другие, а не исключали и отвергали их. Культурное разнообразие также необходимо для социальной эволюции, как генетическое для биологической.

«Для того чтобы изменить мир, нужно изменить себя» – утверждает М. Ганди. Только с помощью НОВОГО МЫШЛЕНИЯ мы сможем разрушить доминирующие в обществе губительные нравственные стереотипы и воплотить предложенные решения в жизнь, создавая тем самым новую культуру и новую реальность.

Удивительные изменения происходят в Китае – крупнейшем потребителе ресурсов. Компартия Китая провозгласила курс на строительство «экологической цивилизации», что было зафиксировано в конституции и уже нашло отражение в планах тринадцатой (2016-2020) пятилетки. Китай на глазах становится лидером в области альтернативной энергетики: за четыре года производство солнечной энергии увеличилось в двадцать раз, к середине века страна намерена получать восемьдесят процентов энергии из возобновляемых источников.

Вместе с тем, современные технологии привели к огромной концентрации экономической и политической власти, к появлению обществ, беспощадно контролируемых и эксплуатируемых транснациональными корпорациями и коррумпированными правительствами.

Олдос Хаксли предостерегал: «При научно обоснованной диктатуре просвещение и образование будут работать по-настоящему. В большинстве своем мужчины и женщины искренне полюбят рабство и никогда не станут помышлять о революции. Нет никаких оснований надеяться, что кому-либо удастся свергнуть строгую научно обусловленную диктатуру».

Эрихом Фромом утверждал: «Наше современное западное общество, несмотря на его материальный, интеллектуальный и политический прогресс, все меньше способствует душевному здоровью, а напротив, все больше подрывает уверенность, счастье, разум и способность к любви у отдельных индивидов; общество превращает индивида в автомат, который платит за свое нечеловеческое существование нарастающей душевной слабостью и отчаянием, прячущимися под маской неистового трудолюбия и погони за так называемыми удовольствиями».

Лотроп Стоддарт констатирует: «Мы постепенно наблюдаем общее ослабление нравственности, исчезновение логики мысли и действия, болезненное раздражение и шатания общественного мнения, релаксацию характера. К преступлениям относятся с легкомысленной или сентиментальной снисходительностью, которая поощряет мошенников всех видов. Люди теряют силу морального негодования и приучают себя презирать её как нечто банальное, неуспевающее, безвкусное и неразумное. Дела, которые ранее дисквалифицировали бы человека навсегда из общественной жизни, больше не являются препятствием в его карьере, так что подозрительные и испорченные личности найдут возможности подняться на ответственные посты, иногда с контролем национального бизнеса.»

Таким образом, общество хорошо лишь в той степени, в какой предоставляет блага индивидам, помогает индивидам, являющимися частью коллективного целого, реализовать их жизненный потенциал, вести полноценную, плодотворную и счастливую жизнь.

Предоставить обществу примат над личностью – значит подчинить цель средствам.

У нас есть право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и на достойную жизнь, эти права были завоёваны нашими предками в неустанной и жертвенной борьбе.

Однако необходимо осознать и то, что право – это не просто мысль, но живая сила. Прово есть непрестанная работа и борьба, притом не только власти государственной, но и, прежде всего, самого народа, как полноценного, полноправного и суверенного субъекта власти. Нередко, эта борьба народа за право должна вестись вопреки, именно выродившейся, коррумпированной и хищной государственной власти, обслуживающей и защищающей интересы именно паразитарной элиты и иже с ней, а не интересы всего народа.

Рудольф фон Иеринг утверждал: «Все великие приобретения, которые должны быть отмечены в истории права: уничтожение рабства, крепостного состояния, свобода земельной собственности, промыслов, веры и мн. др., — все это должно было быть завоевано посредством упорнейшей борьбы, продолжавшейся зачастую в течение столетий, и нередко путь, который прошло при этом право, отмечен потоками крови и во всяком случае — попранными правами.»

Завтра наступает сегодня! Сегодня мы решаем свою завтрашнюю судьбу! Для того чтобы избежать гибели нашей цивилизации или, хуже того, уничтожения самой жизни на Земле, необходимо собрать воедино все крупицы человеческой мудрости, объединить весь человеческий талант, способный направить Великую трансформацию к новому миру, в котором люди будут жить счастливее. Мы можем и должны объединиться, чтобы создать более справедливое социальное общество с разумной, ответственной, ресурсосберегающей экономикой и надлежащей высокой культурой. В конечном счете, цивилизация всегда зависит от качества людей, которые являются её носителями.

 

Михаил Васильев

9 декабря 2018 г.