Зреют гроздья гнева.Часть вторая.Кремль и силовики оседлали ренту

 

Зреют гроздья гнева Кремль и силовики оседлали ренту и регулируют рентные финансовые потоки 

Экономика – это многоаспектная, социальная, аналитико-исследовательская и прогностичная наука. 

Сформулированное определение экономической науки целиком и полностью относится к таким базовым основополагающим понятиям экономической науки, как общественно-экономическая формация, производительные силы и производственные отношения, экономический базис и государственная надстройка, капитал, собственность и ее виды, человек и семья как основные ячейки экономического сообщества в прошлом, настоящем и будущем, конкуренция и рынок и другие. 
В этом ряду одно из главенствующих звеньев российской экономики занимает природная рента (незаработанный доход). Как бы то ни было, но наибольшую часть поступлений в федеральный бюджет представляет собой природная рента, главным образом горная и ценовая нефтяная рента. 

Более того, цена барреля нефти является одним из исходных параметров, лежащем в основе методики составления госбюджета нашей страны. Налоги на недропользователей (НДПИ, вывозные налоговые пошлины, акцизы на нефтепродукты) лежат в основе утечки капиталов за рубеж в офшоры.

Рента является основой обогащения владельцев и топ-менеджеров ресурсодобывающих компаний и предприятий, а также топ-чиновников всех ветвей власти. Ну и, наконец, рента лежит в основе действующей компрадорской экономической модели в России. 

Помимо природной ренты (как объективно образуемого незаработанного дохода), российская экономика породила новый, не существующий в мире ФЕНОМЕН, а именно чиновничью ренту – как государственно поощряемый незаработанный доход.

Соответствующие топ-чиновники, их дети и «друзья», которые становятся собственниками незаработанных доходов (чиновничьей ренты), образовали особый олигархический клан, что является ноу-хау российской экономико-политической системы. 

Кремль призывает к уходу от сырьевой экономики, призывает к увеличению объемов экспорта зерновых и сельхозпродуктов до 240 млрд рублей. Но это ведь тоже природное сырье, так называемая земельная рента, лежащая в истоке «богатства народов» по Адаму Смиту и Давиду Рикардо. 

***

В мире еще в конце ХХ века началась глобальная нефтегазовая война за углеводородную ренту. Это явилось одной из основных причин распада и ликвидации СССР заокеанскими нефтегазовыми воротилами. 

Сегодня нефтегазовая война усилилась.

Политика Трампа и политика Путина нацелены на одно и то же – на господство и присвоение рентных углеводородных финансовых потоков. Война идет за то, кто и сколько запасов нефти и газа успеет монетизировать и перевести в доходы. Но здесь наша политика отличается от американской. Мы монетизируем ренту в доллары и отправляем в офшоры, а Америка, наоборот, заставляет и заинтересовывает нефтегазовые компании направлять доходы на нужды своей страны. 

***

Рассмотрим, кем и как сегодня регулируются рентные финансовые потоки. 
Есть два основных канала изъятия ренты: законный и противозаконный (противоправный, силовой). 
Законный канал реализуется путем введения специальных налогов в налоговую систему государства. 
В России принята сугубо фискальная система рентных налогов как с недропользователей, так и с физических лиц. 

Недропользователи уплачивают следующие налоги: 
* налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); 
* вывозные таможенные пошлины на нефть и природный газ (ВТП); 
* разовые платежи (бонусы); 
* сборы за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр; 
* налог за право производства поисково-разведочных работ на участке недр; 
* акцизы на нефтепродукты и дизельное топливо; 
* изъятие так называемой сверхприбыли по решению правительства; 
* возмещение упущенной выгоды – также по решению правительства; 
* налоговое государственное регулирование на отдельных месторождениях (полигонах) при проведении маневра в нефтяной отрасли, при этом НДПИ заменяется либо на налог на добавленный доход (НДД), либо на налог на финансовый результат. 

Как видно, в нашей стране налоговая система очень сложная, запутанная, допускающая дублирование налогов, к примеру, НДПИ и ВТП. 
В развитых нефтегазодобывающих странах, как правило, один или два налога. 

В Норвегии рента изымается налогом на прибыль по налоговой ставке 78%, но при этом фиксируется устанавливаемая королем цена нефти. 

В США установлен рентный федеральный налог, а каждый штат принимает дополнительный рентный налог штата. 

В Китае устанавливается налог за право разведки и добычи полезных ископаемых в небольших размерах (по ставке 10–15% от доходов), то есть основная часть ренты остается у недропользователя и распределяется по уставу между работниками предприятием по количеству (пакету) акций у работника с правом покупки дополнительных акций. 

В странах, где действует режим соглашения о разделе продукции, законом устанавливается доля дохода, которая остается недропользователю. Как правило, эта доля составляет 30–40%. Наименьшая доля установлена в Перу (19%), а государство получает 81% от дохода

Разумеется, почти во всех странах приняты действенные меры по недопущению посредников при реализации нефти, газа и недопущению укрытия доходов в офшорах. В России, как правило,  5–6 посредников и официально разрешенный перевод доходов (ренты) в офшоры. 

Второй канал изъятия ренты является противозаконным: 

* так называемая двойная-тройная бухгалтерия; 
* посредники, вплоть до создания зарубежной финансовой «дочки»; 
* перевод в офшоры на юрлиц, что делает невозможным установить бенефициаров (физлиц); 
* зарубежные трейдеры; 
* обналичивание через фирмы-однодневки; 
* взятки и коррупция; 
* специально разработанные схемы «переплетения» российских и зарубежных фирм, чтобы избежать наличия аффилированных лиц; 
* использование льгот, установленных для малых предприятий, для предприятий с определенным числом инвалидов и т.п.; 
* использование льгот, установленных для особых экономических зон (ОЭЗ), например, бывшая компания «Сибнефть» по фиктивным проводкам поставляла нефть на реализацию в ОЭЗ «Байконур», хотя она фактически продавалась в Европе; 

lпокупка газа или нефти по одной цене, а реализация – по другой, завышенной, к примеру, покупка газа в Туркмении, а реализация его Украине и дальше европейским странам по цене в 2–3 раза выше цены покупки.

 
Этот список можно продолжить. 

***

Экономической аксиомой является утверждение, что РЕНТА – ЭТО НЕЗАРАБОТАННЫЙ ДОХОД. 
Также экономической аксиомой является то, что незаработанный доход объективно создается природными и ценовыми факторами. В связи с этим объективно создаваемый незаработанный доход делится на: 
* природно-ресурсную и
* ценовую ренту. 
Природно-ресурсная рента, в свою очередь, подразделяется на горную, земельную, лесную, водную, биологическую и т.п. 

По экономической теории каждый вид природно-ресурсной ренты делится на: 
* абсолютную, то есть право собственника получать доход (ренту) с каждой единицы добытого сырья (в России это НДПИ); 
* дифференциальную ренту I рода, объективно созданную природой (в России эта рента не изымается); 
* дифференциальную ренту II рода, образуемую при применении недропользователем новой техники и технологии (она должна оставаться у недропользователей. В России ее не рассчитывают и не учитывают). 
Ценовая рента делится на мировую и внутригосударственную (территориальную). В России учитывается только мировая ценовая рента. В США учитываются оба вида ценовой ренты
Рента измеряется: 
* в физических, натуральных показателях; 
* либо в денежных показателях (в рублях или долларах США). 

Российская специфика заключается в том, что объективно создающийся доход (рента) измеряется в долларах США, что приводит к сырьевому проклятию, когда мировая цена барреля высокая, и, напротив, к дефициту поступлений доходов в консолидированный бюджет, если мировая цена барреля нефти низкая, а это, в свою очередь, вызывает экономический кризис, что у нас было в 2008 и 2014 годах.

Эти два показателя (мировая цена барреля нефти и курс национальной валюты – рубля) являются в России основой бюджета и ВВП, что является одним из главенствующих недостатков российской экономики. В Европе, США и ближневосточных странах от этого давно избавились. 

Денежное измерение природно-ресурсной ренты составляет НАЦИОНАЛЬНОЕ богатство ресурсодобывающих стран. По его размеру Россия занимает ПЕРВОЕ МЕСТО в мире. Америка – на втором месте. 
Национальное богатство делится на потенциальное (по ресурсам и запасам) и фактическое (по уровню добычи). И здесь мы – ПЕРВЫЕ на планете. 

Но по уровню присвоения ренты и ее поступления в бюджет мы почти что последние, так как государством присваивается не более 10–15% объективно создаваемой ренты в виде вышеперечисленных налогов. Остальное присваивают владельцы компаний (монополии и олигополии) и топ-чиновники.

Мизерная доля (менее 1%) достается миноритарным акционерам. Не могу не сказать, что рента, поступающая в бюджет, более чем наполовину оседает в карманах тех же топ-чиновников и топ-менеджеров путем завышения цены по госконтрактам, а также в госкорпорациях по работам, финансируемых из госбюджета. 

***

Уже упоминалось, что в России создаются СУБЪЕКТИВНО НЕЗАРАБОТАННЫЕ ДОХОДЫ.

К их числу относятся следующие доходы. 
1. Статусная, чиновничья рента, которая подразделяется на федеральную ренту и ренту субъектов РФ и мэрий больших городов. 
2. Банковско-финансовая рента в крупных государственных и частных банках, а также в расплодившихся микрофинансовых организациях. Присваивается она банковским олигархатом и банковскими компрадорами. 
3. «Крышевальная» рента, которая присваивается топ-чиновниками и топ-менеджерами силовых министерств, ведомств и структур, включая ЧОПы. Яркий пример – уголовные дела в «Роскосмосе». 
4. Госкорпоративная и госзакупочная ренты.
5. Государственно-резервная рента, когда государство изымает из государственных фондов средства под так называемые инвестиционные проекты. Средства изымаются из Фонда национального благосостояния, Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования. 
6. Страховая рента: автомобильная, банковских вкладов, жилищная и т.п. Яркий пример – обязательность ОСАГО, хотя Центробанк РФ и правительство доказали завышение страховых премий, но страховые компании проигнорировали это. Страховая рента присваивается владельцами и топ-менеджерами страховых компаний. 
7. Акцизная рента, которая подразделяется на нефтегазовую, табачную, алкогольную. Сегодня обсуждается введение акциза на газировку, колбасу и т.п. Табачную и акцизную ренту присваивают государство и предприятия в установленных пропорциях. Все виды акцизной ренты включаются в цену нефтепродуктовой, табачной и алкогольной продукции и оплачиваются из кошелька граждан. Нефтегазовая акцизная рента также оплачивается из средств юридических лиц, использующих транспорт. А это, в свою очередь, приводит к росту цен на все товары, в структуре затрат которых имеются транспортные издержки. 
8. Незаработанный доход работодателей, которые устанавливают заниженные зарплаты и премии своим работникам. 
9. Незаработанный доход государства, которое устанавливает заниженные пенсии гражданам (ниже прожиточного уровня), заниженные пособия для безработных граждан и на ограниченный срок. 
10. Незаработанный доход в виде дивидендов владельцам акций, если акции им достались неправедным, незаконным путем.

 

Семён КИМЕЛЬМАН

доктор экономических наук