Политику партии одобряем!

На модерации Отложенный

«Социалистическое искусство — новый, высший этап на пути развития художественной деятельности человечества. Мы стоим на пороге нового Возрождения».

Искусство, 1937, № 6


Основы социалистического реализма в нашей стране были заложены в 1918 г., когда ЦК партии большевиков призвал художников создать реалистическое искусство революционной пропаганды, «доступное массам». Одержав победу над «левыми» тенденциями 1920-х гг., указанный стиль достиг значительных успехов в 1930-х гг., когда был выдвинут сам этот термин (до этого предлагались такие варианты наименования, как «героический реализм», «монументальный реализм», «социальный реализм» и др.). В 1922 году была основана «Ассоциация Художников Революционеров». Ее члены видели свою задачу в том, чтобы в художественной манере представить триумф будущих великих преобразований. С момента «официального» появления социалистический реализм был так же прочно связан с именем Сталина, как «принципы фюрера» с Гитлером.

Объединение эстетического понятия «реализм» с политическим определением «социалистический» на практике реализовывалось как подчинение искусства политике, где идея искусства становится отображением идеи социализма и коммунизма. Соцреализм - прославление партии и правительства через литературу и искусство.

Пропаганда создания нового общества и нового человека для борьбы за мир, демократию и социализм. Искусство социалистического реализма являлось одним из основных инструментов партийной идеологии. Под его флагом прошла целая эпоха в отечественной культуре.

«Новая» культура должна была стать культурой «нового типа» и «новой эпохи». Она должна быть лучшей из всех, должна выражать радость сталинской эпохи. Художник становился пропагандистом, передающим знания и философию коммунистической партии, ее цели и положительные результаты. Жесткий отсев оставил на периферии много талантливых художников, имеющих иную точку зрения. Те деятели искусства, чье творчество не укладывалось рамки соцреализма, в лучшем случае отлучались от литературы и искусства, в худшем — подвергались репрессиям.

В свете такой постановки вопроса о политизации искусства и возникновении рождается еще одно направление искусства, определяемое как политический плакат. Такой жанр, вобрав в себя стилистику соцреализма, работает на государство, пропагандируя политические агитации. Социалистический плакат наиболее остросоциально проявляет себя при описании общемировых или внутренних проблем в обществе (военная агитация, антифашистские плакаты, проблемы сохранения культурного наследия и т.д.). Искусство политического плаката должно быть только «социально ответственным» и простым.