Книжный дефицит в СССР

На фото: отдел «Марксизм-ленинизм» в Доме Книги на проспекте Калинина, Москва, 1980 года.
Некоторые люди, когда речь заходит о дефиците в СССР, поминают колбасу. С одной стороны это понятно, ведь страна, которая называла себя космической державой но не могла обеспечить людей такой банальщиной, как колбаса, выглядела нелепо. И все же продуктовый дефицит в СССР не так давил на людей, как дефицит духовный, скажем, дефицит хороших книг. В СССР жило, конечно, огромное количество людей, которым книги были «до лампочки», и у которых весь круг интересов крутился вокруг «телека» и поллитры на троих после работы. Таким книги были не интересны. Именно такие сегодня чаще всего тоскуют по СССР. Но для людей образованных, которые тянулись к духовной пище, остро вставал вопрос приобретения хорошей литературы.
Если вспомнить советское время, тогда очень часто можно было услышать слоган:: «СССР – самая читающая страна». Это так, в самом деле – читали люди много. Из чего, впрочем, не следует делать вывод, что система тотального дефицита не распространялась на книги. Поговорка: «Книга – лучший подарок» была в СССР весьма двусмысленной, потому что хорошая книга в Советском Союзе если и не была на вес чистого золота, то всё равно была очень большой редкостью. С книгами, собственно, была та же самая история, что с колбасой – книг остро не хватало. Впрочем, эту мысль следует пояснить.
Первое, что следует понять, это разницу в тиражной политике. Сегодня количество наименований книг – огромно, но издательства выпускают книги небольшими тиражами – 3-5 тыс. экз. Если книга «идет», то делаются дополнительные тиражи. Чем больше спрос, тем больше дополнительных тиражей. С точки зрения советского книгоиздания, современные тиражи не просто маленькие – они смехотворны. В СССР художественные книги выходили тиражами от нескольких сотен тысяч, до миллионов экземпляров. Но несмотря на это, по книгам был острейший дефицит. Как же так? Да вот так. Дело в том, что огромная (если не большая) часть книг, издаваемых в СССР, были никому не нужной коммунистической макулатурой или нравоучительной мурой скучных авторов.

На фото: витрина Дома Книги на проспекте Калинина в Москве, 1982 год.
Издалека советские книжные магазины казались битком набитыми книгами. И так оно и было на самом деле. Только при ближайшем рассмотрении все эти книги были никому ненужным коммунистическим пропагандистским хламом. Кто покупал эти книги? Этот вопрос покрыт мраком.
Однако были и книги, пользующиеся всенародной признательностью и любовью. Во-первых, это была фантастика, во-вторых, детективы, в-третьих, исторические романы, ну и конечно книги «про любовь» французских авторов XIX века. Фантастика выходила не самыми большими тиражами и сметалась с полок в течении часа-двух. Самыми хитами были рассказы про Шерлока Холмса, а также романы Дюма – вся эпопея про д’Артаньяна и его друзей, а также граф Монте Кристо. Дюма и Кона Дойл, кажется, стояли в книжном шкафу каждой уважающей себя советской семьи.

Первый том 8-томного собрания сочинений Артура Конан Дойля, 1966 год.
Для примера рассмотрим Конан Дойля. В 1966-67 г.г. в СССР вышел 8-томник сочинений Артура Конан Дойля тиражом 626 тыс. экземпляров, оно сразу разлетелось по подписке. Кроме этого 8-томного издания вышло ещё две небольших в бумажной обложке книжек «Собака Баскервиллей» и «Знак четырёх». И всё. Но что такое 626 тысячи экземпляров в 250-миллионной стране? Поэтому в магазине просто так Конан Дойя купить было невозможно. Как и Джека Лондона, и Вальтера Скотта, и Александра Дюма.
В области погашения книжного дефицита в СССР были свои технологии, как-то не особо прижившиеся в других товарных нишах. Например, существовал такой проект: «Книги в обмен на макулатуру. Конечно, советские люди не шли в книжный магазин с пачками старых газет и меняли их там на «Лунный камень» Уилки Коллинза.
Всё было несколько хитрее и одновременно изящнее.

На фото: приемный пункт вторичного сырья. Люди стоят в очерели, чтобы сдать пачки макулатуры, СССР, 1970-е.
Для приёма макулатуры существовали специальные приёмные пункты. Каждый гражданин мог сдать там любое количество макулатуры и получал свидетельство о сданной макулатуре в виде талончиков: «3 кг», «5 кг», «10 кг» и т.д. С этими талончиками советский книголюб мог идти в книжный магазин, в котором были соответствующие отделы, и там, предъявив талончиков на 20 кг сданной макулатуры, приобрести какую-нибудь дефицитную книгу. Не факт, правда, что в этих отделах был очень большой выбор, но всё же там можно было иногда купить что-то интереснее, чем книга Л.И.Брежнева «Малая земля» или собрание сочинений Ленина.

Тот, кто не хотел сдавать макулатуру, мог купить эти талончики у юрких старикашек, которые сдавали макулатуру тоннами. То есть макулатурные талоны были чем-то вроде суррогатной валюты. Иные предприимчивые пионеры под видом выполнения поручения пионерской дружины, шерстили дома на предмет макулатуры, которую потом сдавали, а талончики продавали.

Другой способ получения дефицитных книг – подписка. Советский человек подписывался на какое-нибудь многотомное издание и потом в течении пары-тройки лет получал весь комплект. У некоторых дома все шкафы были забиты БСЭ, собранием сочинений Конан Дойла и другим замечательными книгами. Но подписаться на нормальные сборники было не проще, чем купить женские финские сапоги в ГУМе. В итоге некоторые люди, не имея возможности подписаться на «Антологию советской фантастики», подписывались на абы что, лишь бы было что в книжный шкаф поставить. Даже мода в СССР появилась, когда люди покупали по корешкам красивые книги, просто чтобы поставить их в свой шкаф «для вида». Но если в Москве и других советских крупных городах, пусть и достаточно сложно, но можно было иногда купить какие-то хорошие книги, то в провинции с этим обстояло гораздо хуже. Впрочем, иной раз, наоборот, в каком-нибудь провинциальном небольшом городке в книжном магазине могли в открытой продаже лежать книги, который в Москве, что называется «с руками оторвут».
Как такое случалось? Дело в том, что как уже сказано выше, книги в СССР выпускались огромными тиражами, с расчетом в первую очередь на библиотеки и книжные магазины. Но этот огромные тираж потом «размазывался» по всей стране, чтобы попасть в каждый книжный магазин. Но если в Москве любителей хорошей литературы было очень много, поэтому даже тысяча экземпляров хорошей книги, поступившая в магазин, улетала сразу, то в небольшом городке таких любителей могло быть раз-два, и обчёлся. Поэтому в магазине такого городка могло быть всего десяток экземпляров хорошей книги, но они пылились там долго, не находя покупателя.

На фото: торговый зал в Доме Книги на проспекет Калинина, Москва, 1970-е.
В итоге в советской книжной торговле царил такой махровый чёрный рынок, что только держись. А вообще, советский человек всегда знал, что если из какого-нибудь магазина торчит хвост очереди – надо пристраиваться, потому что наверняка что-то нужное. Бытовую жизнь в СССР отлично характеризует следующий анекдот советских времен:
Разговор в конце длиннющей очереди:
– Чего дают?
– Конан Дойла.
– А это лучше, чем кримплен?
– Не знаю. Сам на пробу две бутылки беру.
Вот так обстояло дело в СССР по части духовной пищи. И, что забавнее всего, сейчас по этой жизни тоскуют некоторые граждане, которые утверждают, что духовная пища важнее материальных благ.
Комментарии
https://www.youtube.com/watch?v=Z9YRpDJLnSA&ab_channel=%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
Книги действительно были дефицитом.
Я уже не говорю о том, что многие отличные произведения как зарубежных, так и советских авторов вообще не издавались.
Например, добрый десяток романов и повестей Стругацких, написанных в 70-е, увидел свет лишь в конце 80-х.
А сейчас найти без труда можно любое произведение на любом языке.
Все это факты.
Правильно, никто!
В 1980году я был на двухмесячных военных сборах в г.Вязники Владимирской области.Комбат отпускал нас с батальона на выходные дни домой,если мы ему привезем по
приезду дефицитную литературу.
А с книгами хоть и был дефицит, с хорошими книгами, желающие нужные книги находили и пополняли свой библиотеки в основе своей через обмены порой несколько раз приходилось разменивать книгу что б нужная попала тебе в руки. Душанбе, Алма-Ата, Кишинев являлись основными поставщиками книг, качество конечно желало лучшего, но тем немение книжный "голод" книжники могли удовлитворить
Была в 70-м.
В 65-м выменяла 12 томов Брокгауза и Ефрона в щкольной библиотеке, они готовили их в макулатуру.
По две книги программной литературы за том.
В родительском доме большая библтотека, а у меня то, что постоянно читали, что каждое лето возили с собой нв леревню.
Дочь любила Филиппа Пиррипа, Петю Гринёва,
Фета, Тютчева(карманный переплёт)
Это была гордость деревенская. И пополнялась она вплоть до дерьмократических годов.
Как только наступила дерьмократия, приехали дерьмократические нацисты и сожкли её.
В буквальном смысле слова.
Как фашисты.
В костре.
Все мужики на охоте были. Бабы не сумели отстоять.
А потом и деревня умерла.
С тех пор я ненавижу дерьмократов лютой ненавистью.
Твари!
Тупые и недалекие животные!
Купила в небольшом городке Шаля, где отрабатывала диплом, Библиотеку современной фантастики, в 25 томах, издательство "Молодая гвардия" 60-- годы
Запомнила только Айзека Азимова, , Выписывали Классику мировой литературы, Рижское изд-во Шарль де Костер Тиль Уленшпигель (Пепел Клааса стучит в моём сердце)Новеллы Проспера Мериме, Драйзер, Бальзак...
Вот в таком переплёте
Не надо писать того, чего не знаете!!!
Удавалось порой урвать хорошие книги.
И домой бывало покупал, по старой традиции, от родителей перешедшей.
У них небольшая была коллекция, на тысячу томов наверное.
Не абы какая "Малая земля", а вполне приличные произведения.
Сейчас не могу себе позволить.
Дорого.
Электроника превалирует.
Да и читать, что ничего нового не хочется.
Разве , что развлечение какое , типа Пелевина или "Набат" Геры.
Наверное сильно пристрастно стал относится.
мне как то взбрело в голову "Сумму технологий" Лема , приятелю подогнать, как подарок.
Убился в Иркутске искать, не получилось.
Говорят - выписывайте, доставим через декаду.
А всякого дерьмища - хоть отбавляй.
Много , конечно такого, о чем раньше мечтали, Лежит, никому не нужное, красивое, много и во всех видах.
Единственное, что плохо - не делают сейчас таких качественных переплетов, как в советские времена. И с иллюстрированием беда. Погибла целая школа книжной иллюстрации.
Не всё, конечно, можно найти, вы правы. Я вот четырехтомник Довлатова с рисунками Флоренского не могу найти. Мой развалился на отдельные листы, а переиздания нет.