КОГДА ОТМЕНЯТ НСОТ?

КОГДА ОТМЕНЯТ НСОТ?

НСОТ – это «новая система оплаты труда», введённая около 10 лет назад. Суть системы в том, что руководителям бюджетных учреждений предоставили право самостоятельно перераспределять финансы по статьям расходов. Но главное, они получили возможность аккумулировать «сэкономленные» средства в «стимулирующую часть» фонда оплаты труда, из которой выплачиваются премии и надбавки «лучшим сотрудникам».

Разумеется, мотивы такого решения декларировались самые благие. Было объявлено, что руководители учреждений образования и здравоохранения получат финансовую свободу для более качественного и эффективного выполнения своих функций. Но на деле получилось ровно наоборот, что и следовало ожидать. В стране, где на протяжении десятилетий открыто 
пропагандируют культ золотого тельца, большинство начальников усмотрели в новой системе возможности для личного обогащения с опорой на ограниченный круг представителей «трудового коллектива». И процесс пошёл.

Сегодня механизм этого процесса проанализирован во всех деталях (см., например, петицию «Измените законы, провоцирующие бедность работников и "экономию" бюджетных средств» — https://www.change.org/p/измените-законы-провоцирцющи.. и многочисленные обновления к ней, опубликованные И.Канторович). Вредительская суть НСОТ очевидна. Вопросы эти обсуждались с профсоюзами, в кулуарах Думы, правительства, фактически на всех уровнях власти. И в общем-то все согласны, что от этой системы, кроме вреда, никакой пользы нет. Но власть не даёт даже намёка на то, что НСОТ когда-нибудь отменят.

Почему?
Дело в том, что НСОТ выполняет в нынешней «системе управления» важнейшую функцию. Можно сказать, что это основной элемент, который обеспечивает устойчивое проведение деструктивной политики в сфере образования. 

Известно, что ректор вуза или директор школы в трудовом отношении сегодня бесправны, их могут уволить разом без объяснения причин. Таким образом, они абсолютно зависимы от вышестоящих структур, которые непрерывно генерируют абсурдные и вредительские «новации». В такой ситуации руководители школ и вузов вынуждены транслировать эти новации вниз, но при этом они наталкиваются на стихийное противодействие своего коллектива. Такое существование «между двух огней» для любого начальника «не сахар», и для создания устойчивой системы «управления» (то есть проведения в жизнь разрушительных «реформ») одного кнута (в виде угрозы увольнения) мало.
Нужны пряники, а они, как известно, стоят денег, «которых нет». 

Так вот, НСОТ – это пряник гигантских размеров и абсолютно бесплатный для власти. 
«Новая система оплаты труда» вносит в описанную выше (паскудную, по сути) работу руководителя необходимый драйв, наполняет её «содержательной мотивацией», которая сводится к изъятию ресурсов из учебного процесса и переводу их в личный карман через «стимулирующий фонд». Фактически, в сфере образования (и не только) узаконено прямое воровство. Обкрадывают: учеников, студентов, учителей и преподавателей. Чем меньше затраты на обучение, тем больше навар заинтересованных лиц.

НЕ ЛУЧШЕ, А ДЕШЕВЛЕ — вот главный принцип современных учреждений образования, диктуемый НСОТ.

В 90-е годы в стране лютовала приватизация, которую в народе называют теперь ненаказуемым воровством. Нынешняя ОПТИМИЗАЦИЯ всего и вся, которая расцвела в значительной мере благодаря НСОТ, имеет тот же смысловой корень.

Вследсвие описанных процессов структура управления вузом и школой зачастую формируется теперь по принципу личной преданности, лизоблюдства, который несовместим с настоящим профессионализмом. Тем самым пресекается рост дееспособного кадрового резерва. На наших глазах добивают университетскую демократию, лишая коллектив вуза возможности решать серьёзные творческие задачи (подробно см. https://vk.com/wall-62604527_10283 ). 

Негатив системы очевиден, и он бьёт со всех сторон.

Где же выгодополучатель? 

Благодаря НСОТ коллектив вуза (и школы) теперь разрезан: там есть крепко подкормленная «элита управления» и раздавленный ею «плебс». В такой ситуации практически исключено выступление снизу против проводимой линии в сфере образования.

Вот так, абсолютно задаром, власть решила проблему нейтрализации протестного потенциала учащейся молодежи, которая в иной ситуации, возглавленная своими профессорами и учителями, легко могла бы поставить крест не только на нелепых образовательных новациях, но и на прочих проявлениях антинародной политики.

Поэтому отменить НСОТ можно будет только вместе с нынешней властью.