социальные аспекты зависимостей различной этиологии
На модерации
Отложенный
Я разместил здесь на сайте небольшую работку по наркомании и в коментариях к ней возникли вопросы на которые в формате коментария ответить сложно, систематизировав их я понял что они все относятся к теме которая вынесена в заголовок. поэтому я решил разместить здесь и вот эту мою работку. это стенограмма одного моего выступления на консультантском междусобойчике, где мы решали каким образом будем строить соцадаптацию для наркоманов в нашем городе, моей задачей было сформировать понимания куда же мы наших нарков собираемся встраивать, я провел определенные исследования и собственно вот что говорил, я уже сказал что это стенограмма что то упущено, что то упрощено что то просто неверно расшифровано с записи, присутствуют дежурные местные шутки и тд. но я решил не корректировать а выложить как есть, на большинство вопросов которые передо мной ставили в прошлой работе здесь есть ответы
Проблема, которой я занимаюсь, это проблема зависимости. Я начинал заниматься этой проблемой с частных случаев алкоголизм и наркомании и по мере накопления опыта производил обобщения, брал клиентов с другими формами зависимости, формировал методы, свой взгляд на проблему и свои теоретические предпосылки. В результате работы у меня сложилось следующее понимание.
Анализ проблемы
Проблемы себе и окружающим в процессе реализации любой формы зависимости человек приносит не тем, что он думает, чувствует или предполагает, а тем, что он делает. А делает он всегда одно и то же. Например, если это наркоман - то он добывает деньги, покупает наркотик, употребляет его, испытывает состояние, приносимое наркотиком и опять начинает добывать деньги. Или трудоголик, суетится в выбранном виде деятельности, достигает предельной физической и психической усталости, восстанавливает свое физическое и психическое состояние, обвиняет себя и окружающих в том, что позволил себе его восстановить и опять начинает суетиться. Таким образом, формируются и реализуются все виды зависимости, каким бы образом они не были закреплены на биохимическом и психическом уровне. Говорят, что химически зависимые люди (алкоголики и наркоманы) непредсказуемы и никогда невозможно угадать что они сделают. Это заблуждение. Химически зависимый человек будет реализовывать свою модель поведения, т.е. добывать наркотик, употреблять его и испытывать состояние. Эта модель поведения будет реализовываться. Это не зависит от, слов, которые он говорил, чувств которые он испытывал, расписок которые он выдавал. Точно так же как созависимый побежит его спасать, а трудоголик убежит от всего этого безобразия на работу. Более того зависимости никогда не бывают одинокими. Каждая зависимость имеет как минимум компенсаторную пару. Так, например алкоголики чаще всего, как компенсаторную пару выбирают себе трудоголизм. Наркоманы и созависимые чаще всего сексоголизм и у наркоманов еще игровая зависимость. Ведущие зависимости создают для них настолько невыносимую жизнь, что компенсаторная зависимость и ряд других менее острых зависимостей кажутся благом по сравнению с ведущей. Более того избавляться от ведущей зависимости предлагается через активизацию компенсаторной. Что из этого получается, мы можем увидеть на примере «подшитых» алкоголиков. Про таких людей, если они не срываются в первые 2 месяца, а уходят, в компенсаторный трудоголизм, говорят: уж лучше бы пил. На основании выше изложенного смею утверждать, что любая зависимость приносит неприятности в силу того, что является повторяющейся моделью поведения, и эта модель поведения является насильственной по отношению, как к самому носителю, так и к окружающим его людям.
В представлении любого зависимого он (до определенной стадии зависимости, когда врать себе уже не становится возможным) не является зависимым, а таким образом реализуя свою зависимую модель поведения «расслабляется». Утверждаю, он действительно расслабляется, правда при разных формах зависимости это расслабление происходит на разных фазах реализуемой модели поведения. Дело в том, что любое движение, любое действие человека отслеживается, и осознаётся им, как страдание (боль) в напряженной группе мышц. Эта боль вызывается нейромедиатором «субстанция P» и компенсируется эндогенными опиатами, в результате мы ощущаем движение, как движение, а не как всплеск боли. Если после выполнения движения мышцы не расслабляются, то «субстанция Р» продолжает выделяться и эндогенные опиаты то же. В результате при переходе некоего критического уровня напряжения в теле естественных эндогенных опиатов выделяемых организмом начинает не хватать. Человек начинает испытывать боль, интерпретируемую им чаще всего как тревога или чувство вины. Стремление избавиться от этой боли приводит его к всеразличным экспериментам с разными моделями поведения. В результате экспериментов он находит некую модель поведения, которая либо дает максимально возможный всплеск эндогенных опиатов за счет разрушения протомолекулы эндогенных опиатов либо введение веществ аналогичного или похожего действия извне. Не много более сложная схема у психостимулирующих и галлюциногенных наркотиков и чуть более простая у созависимости и игровой зависимости. Но, в общем и целом во всех случаях речь идет именно о том, чтобы снизить или устранить физические страдания, которые в силу отсутствия явных для этих страданий причин интерпретируются как душевные. Ситуация ОБЛЕГЧЕНЕ-СТРАДАНИЕ возникает, как это было уже описано в результате естественных биохимических реакций на сознательные, полусознательные и полубессознательные действия человека, выстроенные в определенной структурной последовательности. Основой, на которой строится эта структура, является сознательный, культурнообоснованный запрет на расслабление. Этот запрет приводит к формированию постоянного, почти неосознаваемого, но очень дискомфортного состояния- тревоги или вины высокой интенсивности. В результате чего все остальные чувства не связанные с тревогой и виной и испытываемые с меньшей интенсивностью не осознаются, либо осознаются самым краешком сознания в те моменты, когда тревога и вина компенсируются с помощью зависимой модели поведения. Этот момент и является моментом облегчения. Т.к. все остальные чувства неосознаваемые, и не используются в постоянной жизни, описать этот момент какими либо другими словами, кроме как «облегчение» или «кайф» невозможно. Чем выше уровень напряжения, тем более высокую интенсивность имеет «кайф». На третьей стадии заболевания, когда организм изношен постоянным напряжением и истощен постоянным страданием, как правило, снижается интенсивность кайфа, дозировка употребляемого наркотика либо интенсивность исполняемого действия. К этой поре чаще всего химически зависимые имеют разрушенные поджелудочную железу, печень и почки (даже если у них нет гепатита), созависимые - гипертонию и ожирение, сексоголики - язву желудка и хронические простатиты и циститы. И у всех не в порядке нервная система.
Формирование данной структуры происходит с самого раннего детства, из самых благих побуждений, на основании ранее заложенных в родителей культурных установок и воспитания. Предполагается, что в момент рождения ребенка- 100% ответственности за его безопасность лежит на родителях, либо лицах их заменяющих, а при достижении человеком возраста совершеннолетия 100% ответственности лежит на нем самом. Особенности структуры «облегчение-страдание» заключаются в том, что когда ребенок только родился, родители не берут 100% ответственности за его безопасность на себя, а при достижении им совершеннолетия не отдают их ему. В результате в начале жизни мы имеем человека, который вынужден осуществлять функции, не доступные ему в силу недостаточного развития, а по достижению совершеннолетия не несущего их в силу запрета родителями. Эта ситуация сформирована таким образом чтобы выработать в человеке такую функцию как «низкая инициативность». Или более благозвучно «послушание». Как это происходит на практике. С определенного периода, когда ребенок перестает быть абсолютно безпомощьным физически, он начинает заниматься самым интересным для него делом, исследованием окружающего его мира и взаимодействий в нем. Для родителей, почему то почти всегда, этот период наступает как в колхозе весна, совершенно неожиданно. Мир, окружающий ребенка кишит опасностями, он переполнен полными горшками, незакрытыми розетками, отрывающимися обоями, падающими и горячими банками и склянками. Ребенок обязательно будет изучать эти предметы, а взрослые обязательно наказывать его за свою безалаберность. После 21 повторения у ребенка вырабатывается устойчивый условный рефлекс на то, что любое действие, которое он делает исходя из своего интереса, будет сопровождаться наказанием. Тогда он начинает пытаться совершать ему интересные действия тайком от старших, в силу возраста ему это не удается и после 21 неудавшегося действия, сделанного тайком, за которое он получил наказание, вырабатывается устойчивый условный рефлекс, который включает в себя следующие параметры. Интересным, может быть только то, действие, за которое получаешь наказание. За интересные дела всегда получаешь наказание. Вырабатывается форма поведения, в которой человек может либо вяло делать только то, что разрешено, либо только нарушать запреты. Какой- либо инициативы на собственные действия, которые не описаны имеющимися запретами, человек проявить не может. Он становится «послушным» со знаком плюс или минус. В дальнейшем в школе данную систему развивают таким образом, что если человек накажет себя заранее (то есть испытает страдание) то потом он имеет «право» сам выбрать себе интерес. Так как страдание всегда сопряжено с проживанием чувств боли, тревоги или вины (в условиях школы), то, как интерес, выбирается какая- либо форма облегчения. Например, на уроке нужно сидеть тихо и смирно (напряжение мышц), и тогда на перемене можно будет побегать (смена циклов напряжения и расслабления) иначе отведут к директору (предельное напряжение мышц) или расскажут родителям (чувство вины или физическое наказание). Таким образом, с раннего детства, до тех пор, пока в человеке недостаточно физической силы чтобы сопротивляться, в нем формируют устойчивый условный рефлекс, который можно сформулировать как «страдание неизбежно, облегчение покупается предельно возможным страданием». Данная структура мышления необходима старшим по отношению к этому человеку людям для оправдания собственной безответственности.
Что же заставляет людей вести столь разрушительную для себя жизнь. Ведь даже если немного отстраниться от действий, которые производишь сам или от действий, которые производят люди находящиеся вокруг и исключить придуманный для них смысл, а посмотреть на то, что получается в результате этих действий, то их безумие и иррациональность просто бросаются в глаза. Предположить что безумие, необходимо какому- то человеку (президенту, олигарху, злому гению) или группе людей (евреям, масонам, коммунистам) на мой взгляд, не менее безумна, чем вся эта суета. Эти люди живут по большей части в точно таком же колесе безумия и не имеют времени задуматься над вопросом «зачем?». Я думаю, данный способ жизни формируется для людей самой структурой взаимоотношений людей между собой. Структура как бы обретает собственную жизнь и сохраняет и поддерживает ее с помощью управления объектами эту структуру составляющими. Причем сохранение жизни структуры идет за счет обесценивания и уничтожения жизни объектов структуры.
Так, если отнестись к человеку, как к некой структуре, построивших между собой отношений, клеток то человеку плевать на жизнь, какой- либо конкретной клетки. Они заменяемы. И человек не думает о достаточном питании каждой клетки о том, чтоб она была счастлива и жила как можно больше. Он думает о своей собственной жизни, решении каких- то стоящих перед ним задач, и в лучшем случае, задумывается о хоть бы условно здоровом статистически равном снабжении своих клеток веществами обмена. Он совершенно не обращает внимания на их индивидуальные желания. Любая клетка, изъявившая какую либо свою собственную волю, считается заболевшей и уничтожается окружающими ее клетками. Процесс объединения людей в группы и структуры очень естественен. Другое дело, что та структура, которая на данном этапе является превалирующей, в сути своей является разрушительной и не жизнеспособной.
Основой этой структуры является идея государственности. Основой идеи государственности является максимально возможная концентрация всех ресурсов (материальных, интеллектуальных, эмоциональных и т.д.) и централизованное их распределение. Т.к. концентрация ресурсов приводит к повышению давления в месте концентрации, то часть этих ресурсов расходуется на противостояние этому давлению и сохранению этих ресурсов в концентрированном состоянии. Чем больше сконцентрировано ресурсов, тем большая часть этих ресурсов тратится на их сохранение. Когда ресурс, затрачиваемый на сохранение, превышает ресурс сохраняемый, наступает так называемый кризис власти. Это и является, на мой взгляд, основным и неустранимым дефектом системы социальных объединений включающих в себя идею государственности. В связи с тем, что технологии концентрации ресурсов на данном этапе развития человечества исключительно эффективны, любая государственная система очень быстро концентрирует ресурсы до критического порога и начинает балансировать на грани кризиса. Кризис выглядит как уничтожение или преобразование ресурсной базы государства таким образом, что ресурсов становится мало, но зато они есть у всех. Для того чтобы после кризиса была возможность сформировать структуру имеющую в основе идею государственности структура формирует в своих членах иллюзорное представление о том что жить возможно только в государстве и это естественный и единственный путь развития социальных отношений. На самом деле по предварительным обсчетам идея государственности включается только в восьми вариантах развития социальных отношений. Всего этих вариантов 65536. Преимущество государства, в результате которого эта форма стала превалирующей, является то, что на определенном этапе развития государственная структура является максимально энергонасыщенной и мобильной по сравнению с другими структурами и имеет возможность расширяться и развиваться за счет освоения новых источников ресурсов силовыми методами. Этот период времени занимает приблизительно 16% в промежутке от завершения предыдущего кризиса до начала нового. Т.к. основной функцией государства по отношении к гражданам, является распределение ресурса то именно через распределение, оно делает граждан зависимыми от себя. Основные ресурсы, которые регулируют государство это- ресурс здоровье (распределяется через систему здравоохранения, путем формирования представления, что без медицины здоровья быть не может), ресурс интеллектуальный (распределяется с помощью системы образования и формирования представления, что без официального образования человек умным быть не может), материальный ресурс (через распределение денег и формирования очень большого количества представлений, одно из самых смешных которое о том, что человек в старости без пенсии умрет), ресурс деятельности (регулируется с помощью различных институтов путем придания какой либо деятельности весомости или обесценивания ее, формирует иллюзию, что без санкции государства ни какой деятельностью заниматься нельзя).
Более или менее продолжительное существование системы использующей в своей структуре идею государственности возможно только в том случае если объекты, из которых состоит эта система четко и однозначно выполняют свои функции. Для того чтобы это происходило система формирует в своих объектах зависимость от самой себя, и ограничивает получение информации о существовании других возможностей. Общее зависимое поведение формируется с помощью взаимоотношений описанных в драматическом треугольнике Картмана (синдром жертвы). Ограничения в получении информации достигается путем усложнения доступа к информации и формирования ситуаций, в которой объект все время, чем- либо занят, и не имеет времени и сил на поиск и получение информации. Треугольник Картмана представляет собой взаимоотношения, основанные на постоянном переживании чувств, страха, боли и вины. Он включает в себя три социальные роли и носителями всех трех является каждый участвующий в данных отношениях. Эти роли: жертва, насильник и спасатель. Насильник является источником чувства боли и носителем чувства страха. Жертва является источником чувства вины и носителем чувства боли. Спасатель является источником чувства страха и носителем чувства вины. Проще всего взаимоотношения в треугольнике Картмана описать на примере взаимоотношений в алкогольной семье, где эти взаимоотношения не спрятаны за культурными масками. Пьяный папа приходит домой и громко и агрессивно начинает выражать свои претензии маме, в этот момент папа насильник, мама жертва, а ребенок, который бегает вокруг и кричит: «папа, не кричи на маму»- спасатель. Мама, разозлившись, хватает сковородку и загоняет папу в туалет. Мама- насильник, папа- жертва, бегающий вокруг ребенок будет кричать уже: «мама не трогай папу»- он все так же спасатель. Мама в боевом задоре отвешивает ребенку подзатыльник со словами: «не крутись здесь под ногами». Папа кричит из туалета: «не трогай ребенка». Мама- насильник, ребенок- жертва, папа- спасатель. Таким образом, постоянно перемещаясь по этим ролям, люди и проводят свою жизнь и даже не могут себе представить, что возможен другой способ взаимоотношений. То, что я описал, является самым явным способом взаимоотношений в рамках треугольника Картмана. Способов быть жертвой, насильником или спасателем, очень много. Как только человек стремится вызвать чувства вины, страха и боли он становится жертвой, спасателем, насильником соответственно. «Громкое» молчание, прямая агрессия, брезгливое лицо, это далеко не полный список способов быть насильником, а значит, человек уже играет в эту игру, испытывает эти чувства и является зависимым в этой ситуации. Для того чтобы оправдать существование зависимости формируется отношение к некоторым зависимостям как хорошим. Например: трудоголизм, созависимость. К другим, как плохим, например: наркомания, алкоголизм, игровая аддикция. Третьи никак социально не оцениваются и вроде бы как являются «личным делом носителя» (модные тенденции, булимия, анерексия). На самом деле все они совершенно необходимы государству и являются проявлением наличия в мышлении идеи государственности как основополагающей. Более того на бессознательном уровне носители разных видов зависимостей отождествляются с разными ролями треугольника Картмана. Например: наркоман это всегда насильник, он ворует, хулиганит и т.д. Трудоголик это всегда спасатель, он выручит и поможет. Анарексик, всегда жертва, моды, обстоятельств, хулиганов. Государство никогда не будет заниматься преодолением зависимостей и хоть немного эффективной деятельностью на уменьшение их. Любое действие на преодоление зависимости является действием направленным, против государства. Те зависимые, болезнь в которых зашла слишком далеко для того чтоб они могли выполнять функции возложенные на них отбраковываются и либо уничтожаются, либо изолируются. Наиболее показательный пример, это диагноз «вялотекущая шизофрения», придуманный в советское время. Поэтому если человеку начали мешать жить его зависимости и он хочет прекратить реализовывать эти модели поведения в своей жизни то путь, на котором он может это сделать лежит, целиком и полностью, отдельно от любых структур, использующих в своей деятельности, хоть малейшим образом, идею государственности. Структуры, не имеющие в себе идеи государственности, существуют. К сожалению, в связи с тем, что эти структуры являются опасными для государства, их эффективность искусственно занижается, а информация о существовании их скрывается. Но кто ищет, тот всегда находит. Большинству зависимых людей для этого приходится пройти через все занимающиеся данной тематикой государственные структуры и разувериться в их эффективности.
Выводы:
1 Зависимость от чего бы то ни было является в первую очередь проблемой поведенческой. Любая зависимость это зависимость от модели поведения.
2 Зависимая модель поведения направлена в первую очередь на создание у ее носителя чувства облегчения.
3 Жизнь зависимого человека проходит в постоянном цикле ОБЛЕГЧЕНИЕ- СТРАДАНИЕ и никакого другого способа жить он не может себе представить. Более того я говорил бы о том что именно этот способ жить и является основным симптомом наличия какой либо зависимости.
4 Данный цикл закладывается в человека в период с рождения по второй пубертатный период, на уровне условного рефлекса. Так называемый трудный возраст, это момент когда человек осознает тот блок зависимостей, который у него есть, и стремится от них избавиться. К этой поре рефлекс уже сформирован и человек просто меняет одни зависимости на другие.
5 Зависимое поведение не является необходимым, для реализации каких- либо жизненно важных функций или потребностей, а предназначено для формирования, в членах иерархической социальной структуры, готовности подчинять свою жизнь интересам выживания данной социальной структуры, даже ценой собственной жизни.
6 Зависимости бывают трех видов:
«социально неприемлемые» например алкоголизм, наркомания, игровая аддикция и т.д.
«социально одобряемые» например трудоголизм, созависимость, зависимость от мнения окружающих, и т.д.
«незамечаемые» например зависимость от денег, от социального статуса, от модных тенденций и т.д.
7 Зависимости всех видов нужны социальной структуре, я называю эту структуру «государственностью», и обеспечивают ее выживаемость.
8 Сама данная структура основана на взаимодействии между собой данных групп зависимых полностью реализующих во взаимодействии драматический треугольник Картмана, где «социально неприемлемые»- насильники, «незамечаемые»- жертвы, а «социально приемлемые»- спасатели.
9 Формирование зависимых форм поведения происходит с помощью учреждений здравоохранения и образования и по видам распределяется в зависимости от предрасположенности организма и психики человека к той или иной форме зависимости.
10 Отказ от зависимых форм поведения возможен, но только в режиме тотального изменения мировоззрения и без опоры на структуры формирующие зависимость.
11 Обретение независимости является процессом предельно возможной конфронтации с привычным окружением зависимого. Оно не возможно без качественного изменения связей с этим окружением.
12 Невозможно избавится от одних зависимостей, и оставить себе другие. Избавляясь от одной, автоматически начинаешь избавляться и от других, и наоборот, обретая одну, обретаешь и ряд других.
Комментарии
Интересная систематизация , видна аналитика, и работа с зависимыми , вы нарколог , или психолог ?
С уважением А.
Но в данном случае, подсказывает мне интуиция, что-то не совсем в тему... Согласитесь: лопать шоколад, упиваться алкоголем, или даже на коксе сидеть - это не из разряда методологично и последовательно людей кромсать.
Вижу два направления.
1. Связи между потребностями и зависимостями, каковы критерии различения и как определить границу?
2. Вытеснение одной зависимости всегда сопряжено с формированием другой. Зависимость от алкоголя, например, вытесняет зависимость от психотерапии. Как быть?
по второму такого рода зависимость не возникают а обостряется как компенсаторные, чаще всего (не знаю как в описываемом вами случае) это зависимость от мнения людей (на нашем мерзком и циничном жаргоне "недолюбленность"). психолог становится как бы идеальным родителем который любит и поддерживает безуловно, вне зависимости от действий клиента
Я предполагаю продолжать исследования.
Понятна ли ли разница?
Далее надо рассмотреть причины суицидных желаний. Это будет и ошибка родителей, которые внушили человеку чувство никчёмности. Это среда, в которой он не может ничего достичь, нет ни единой достижимой цели. Что-то третье в голове крутилось пока читал, но упустил.
Очень мало людей, которым дано проводить душу умершего в вечность. Потому души переполняют окружающее нас пространство, нагнетая чувство безысходности. Души - это отпечатки в поле, оставленные ранее живыми людьми, которые ведут самостоятельное существование без носителя поля. У них единственное желание - уйти в вечность, а отправить туда некому. Вот это желание и нагнетается в человека живого.
Продвигаю это.