Сколько нынче кур в ощипе?
На модерации
Отложенный
Сергей Филипповский [1][1]
СКОЛЬКО НЫНЧЕ КУР В ОЩИПЕ?
Веселый пошел российский работодатель и, главное, абсолютно безнаказанный. Щиплет он пух и перо с зарплаты подчиненных, ищет все новые и новые формы ощипа и, что самое главное, находит.
Находки работодателя
Строительная бригада электромонтажников с января по июль 2008 года не дополучала зарплату. Каждую неделю строители слышали: «Вот в пятницу приедет богатый клиент – в понедельник деньги будут». И таких «понедельников» набралось на полгода. Сочувствуя кормильцам семей, около двух недель администрация строительной фирмы [2][2] «уламывала» мужиков взять кредит в надежном банке [3][3], чтобы компенсировать недоплаты заработка.
Ну, не было у работодателя никакой другой возможности отдать людям заработанное!
Публично администрация обещала все выплаты по кредитам взять на себя, организовала привоз прямо на стройплощадку бланков банковских заявлений. Для правильности их оформления под административную диктовку бригада заполнила бланки, отдала начальственному порученцу. А через некоторое время каждый услышал дату для приезда в банк и получения денег. Правда, рабочие не ожидали, что получить деньги, недоплаченные по заработной плате, можно только после того, как заключишь договор с банком на какой-то особый корпоративный кредит типа «овердрафт». И заключили, и подписали: семьи-то кормить надо…
Поэтому им было не до экстравагантности работодателя, который практически насильно заставил рабочих заменить трудоправовые отношения на кредитные гражданско-правовые.
Вторые экземпляры договоров администрация сразу взяла себе – для оплаты кредитных платежей. И, как оказалось позже, даже некоторое время платила, правда, только проценты. Ну и что, что без заявлений со стороны рабочих на выдачу любых документов, служащих обеспечением банковских кредитов – все администрация стройфирмы взяла на себя: и 2 НДФЛ[4][4], и копии паспортов, и даже заключение дополнительных соглашений с банком и договоров поручительства.
Правда, тут и банк, и администрация слегка поспешили с пакетным оформлением кредитов. Позже выявилась масса недочетов. Например, договор о безакцептном снятии денег по кредитному договору с конкретным номером между банком и администрацией стройфирмы подписывается 15 июля, а в тексте фигурирует договор с заемщиком от 22 июля. Вот так уверены были и банк, и стройфирма и друг в друге, и в том, что мужиков настолько «приперли» к стенке, что прибегут за заработанным, как куры на ощип.
В других текстах на одном и том же листе банковских документов – по два номера разных договоров. В тексте одного договора даже сумму обязательств со стороны поручителя – стройфирмы забыли указать.
Но самое удивительное заключалось в том, что ощипываемая бригада была уверена: взятые под видом кредита деньги и, правда, – зарплата, так как каждый получал извещения из Пенсионного фонда о перечислениях соответствующих платежей.
И вот тут выявилась еще одна хитрость работодателя: платить во все бюджетные и внебюджетные фонды все, что полагается при начислении зарплаты в 11500 рублей ежемесячно, а зарплату – не выдавать. Экономия – чистых сто рублей на каждые, как минимум, 45 рублей обязательных выплат.
Получили в июле 2008 года строители деньги, раздали долги, и снова «сели» без заработка. Собрали собрание, написали протокол, суть которого можно обозначить, как «так больше жить нельзя», отнесли в администрацию стройфирмы, получили очередной «понедельник»…Так и уволились 28 марта 2009 года: жить-то как-то надо…Правда, ушли без «выходного» пособия и погашения задолженности по зарплате.
Снова ходили «по понедельникам». Надоело – подали заявления в суд. О том, какое содержание должно быть у заявлений в суд, и какие расчеты должен при этом уметь делать простой электромонтажник – отдельный разговор. Но суд состоялся. И присудил 26 октября 2009 года работодателю выплатить рабочим задолженность, образовавшуюся с июля 2008 по март 2009 года, со всеми индексациями и компенсациями. Правда, деньги эти до сих пор людьми не получены. Видимо, только в законодательных актах у нас есть строки об уголовной ответственности нерадивых, хитрых и очень экстравагантных работодателей.
А с 1 ноября 2009 года банк строго указал своим должникам: несите кредитные денежки назад…
Банковская история
Интересная получилась история с банком. Там тоже своих хитростей по ощипу оказалось просто «пруд пруди».
Например, есть Цетробанк РФ. И, казалось бы, его указания – основа для неукоснительного исполнения любыми банками на территории России. Тогда получается, что по методическим указаниями Центробанка ни один электромонтажник кредита получить был не должен. Во-первых – по расчету кредитного лимита и, во - вторых - по платежеспособности заемщика.
Сумма кредита определяется способностью заемщика отдавать в счет возврата кредита ежемесячно сумму в размере 0,3 от оставшейся после налоговых и иных вычетов среднемесячной суммы заработка работника, если общая сумма среднемесячной зарплаты менее 15 тысяч рублей.
В справках 2НДФЛ, как выяснилось позже, у каждого электромонтажника фигурировала цифра общего ежемесячного заработка 11500 рублей. Тогда предел выплат по кредиту не должен был бы превышать 3001 рубль 50 копеек. Ежемесячные же платежи по кредитному договору каждого заемщика превышали эту сумму на 20-35 %.
Правда, Центробанк дает некоторую свободу банкирам на принятие самостоятельных решений и называет это профессиональным суждением – или оценкой кредитного риска по каждой выданной ссуде. То есть, в нашей истории с ощипом банк осознанно рисковал, выдавая кредит заведомо неплатежеспособным клиентам, принимая документы на оформление договоров чуть ли не от «дяди с улицы» - от работодателя, не контролируя ежеквартально, как того требует Центробанк, финансовое положение ни заемщиков, ни поручителя. Думается, банк не мог не включить в свои профессиональные суждения знания о том, что, в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично. Но такой уж финансово-казусный риск оказался, что устоять было просто нельзя…
И здесь снова проявляется банковская хитрость. Оказывается, есть простой потребительский кредит. И здесь – два основных субъекта финансового действия – заемщик и кредитор. Часто есть и поручитель, но он как бы лицо третье, «дополнительное». А вот в корпоративном кредите типа «овердрафт» обязательны три стороны: кредитор-корпорация-заемщик. И именно корпорация выступает в этом триумвирате как посредник и поручитель, платежеспособность которого не вызывает у банка никаких опасений.
Более того, корпоративный кредит типа «овердрафт» выдается только работникам «надежных корпоративных клиентов банка» при условии, что эти самые работники ежемесячно получают через банковские карты в этом самом банке свою заработную плату. Нетрудно понять, что на банковских картах строителей было пусто в течение более, чем года.
И такой у нас оказался благодетельный банк с тонким профессиональным суждением, что терпеливо перенес отсутствие денег на счетах и предприимчивого и хитрого работодателя, и заемщиков. Иначе, почему же он не списывал недополученные деньги по кредитным договорам работников, как договаривался в своих документах с поручителем, с его явных и тайных счетов?
Ощипанные в наступлении
Узнав 1 ноября 2009 года из банковских телефонных звонков о том, что их могут хорошо пощипать за их же заработную плату, электромонтажники написали письмо в банк. Там четко указали, что деньги по их кредитным договорам должна платить администрация стройфирмы, так как они получили под видом кредита заработную плату. Банк тут же гневно пообещал включить в процесс «выколачивания» денег третьих лиц.
Не помогло и письмо в Центробанк РФ, и в Прокуратуру. Правда, сейчас все-таки сдвинулась с места история, которая казалась «умершей». Дело в том, что Прокуратура передала через несколько месяцев после обращения рабочих поручение в УВД о проверке наличия в действиях администрации стройфирмы и банка сговора и мошенничества.
Дело «сдвинулось» только 22 декабря 2010 года. Другой вопрос – куда оно «задвинется».
А летом 2010 года банк написал исковые заявления к должникам в суд. Электромонтажники, в свою очередь, подали свои новые исковые заявления в другой суд – о выплате заработной платы работодателем уже за тот - первый период задолженности, из-за которого им пришлось брать кредит. Расчет хоть и маловероятный, но был: отдать банку те деньги, которые будут присуждены судом, и признаны и по сумме, и по времени недоплат «родственными» сумме кредитов.
Суды рабочие выиграли: заработная плата признана невыплаченной, ее размер соответствовал суммам кредитных договоров, а период заключения договоров как раз завершал период задолженности по заработной плате. Работодатель должен будет выплатить и эти суммы. Но вот когда? Уголовная-то ответственность за невыплату заработной платы у нас пока какая-то чисто бумажная, а административная и гражданская ответственность администрацию проказливой и склонной к ощипу стройфирмы не пугают: в их ООО едва ли не два степлера по 10 тысяч рублей каждый – расплачиваться нечем…Это – риторическая констатация: у каждого «административного члена» на родственниках – огромная собственность: не бедствуют родные человечки. А электромонтажники, как и многие другие рабочие этой организации, – ощипанные рабы поневоле, – видимо, с их «сытой колокольни» «перетопчутся».
Судебный ощип
Еще веселее было в процессе рассмотрения исковых заявлений банка к нерадивым заемщикам в суде [5][5]. Судья очень жестко стоял на своем: корпоративный кредит типа «овердрафт» - это простой потребительский кредит. Его ведущие аргументы: «а истец не хочет», «а истец так не считает», «ваши документы ничего не доказывают». Представитель истца «разводил в стороны руки»: «не в курсе», когда ему цитировали нарушения банком регламента Центробанка. И этого для судьи было достаточно: раз представитель истца не знает, значит, этого нет.
Результаты судебных ощипов – проигрышей электромонтажников просто не поддаются никакому описанию.
Например, один из них [6][6] более двух недель после суда звонил помощнику судьи, чтобы узнать, когда можно приехать за окончательным вариантом мотивировочной части судебного решения. Ответчику отвечали: «Судья пишет». А когда он приехал в назначенный день 30 сентября, то обнаружил, что судебное решение уже девять дней, как вступило в силу, то есть, автоматически через 10 дней после судебного заседания и объявления его резолютивной части. Дата изготовления судебного решения в окончательной форме при этом в тексте самого решения не указывалась.
Два судебных заседания прошли в отсутствии ответчиков: один раз – когда ответчику было объявлено [7][7], что судья заболел, и заседание переносится, а во второй раз – когда ответчик, согласно повестке, приехал к назначенному времени, а заседание, оказывается, состоялось за час до этого [8][8]. В каждом случае судебное решение выносилось без ответчиков, которые, якобы, не явились.
Таким образом, практически каждый электромонтажник недополучил от бывшего веселого и предприимчивого работодателя на сегодняшний день от 150 до 200 с лишним тысяч рублей. Практически все оказались должны не менее веселому в профессиональных суждениях банку по 70 - 90 тысяч рублей. Урок, вынесенный ощипанными, однозначен: на свете правды нет, нет ни покоя, ни воли.
Какой урок вынесет еще один, как рассказывают, бригадир отделочников этой же стройфирмы, взявший таким же ощипывающим способом ссуду аж на целый миллион рублей для выплаты заработка своим коллегам - загадка.
Тогда возникают вопросы: что думает об этой истории Центробанк РФ и, самое главное, об описанной нами стратегии профессиональных суждений банковских работников?
Зачем судебная система, в которой царственно и уверенно «справляют» правосудие такие судьи?
Почему так странно – на уровне теории и заведомого оправдания веселых работодателей – исследуются вопросы об экономическом насилии и принуждении к рабскому труду у нас сегодня?
Зачем масса структур, которые должны без судебных исков рабочих, превращаемых в «ощипываемых» рабов, защищать их интересы и привлекать к уголовной ответственности хитроумных работодателей?
Почему строительство сегодня – самая коррумпированная и задавленная неплатежами сфера? Здесь многие даже добросовестные работодатели оказываются в проигрыше, когда заказчики с объемами по 10-20 миллионов рублей после введения объектов в строй вдруг исчезают и оказываются хозяевами других фирм и под другим названием. Но вот «выбить» из них деньги легитимным путем практически невозможно. А страдают-то, в первую очередь, те самые – в ощипе.
И, главное, сколько же нас – таких вот ощипанных?
Не пора ли создать информационный банк хитростей работодателей, превращающих нас в рабов, что, вроде бы, запрещено Конституцией, но имеет место быть?
Сноски:
[1]Филипповский Сергей Семенович – электромонтажник, член бригады строителей-электромонтажников.
[2] ООО «Брист». Генеральный директор – А.С.Салтыков. Екатеринбург, Свердловская область
[3] ЗАО «Уралприватбанк». Председателем правления тогда была
Л.И.Скворцова, а основным «подписантом» документов – начальник дополнительного офиса ЗАО «Уралприватбанк» Т.А.Веденина.
[4 Справка о Налоге на доходы физических лиц
[5] Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области, судья Аносова Н.И.
[6]Низамов Р.Р. – судья Быкова А.В., Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
[7] Филиппов Е.В. судья Аносова НИ, Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
[8] Трофимичев А.С. судья Аносова НИ, Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Комментарии