Богатство наших предринимателей основано на дешевой квалифицированной рабочей силе

Богатство наших предринимателей основано на дешевой квалифицированной рабочей силе

 

 

 

«Менять нужно систему производственных отношений, систему трудовых отношений, ориентироваться на дорогую квалифицированную рабочую силу, иначе нам крышка»

Сергей Валентей
Научный руководитель РЭУ им. Плеханова, д.э.н., профессор

В прошлом году мы проводили конференцию под названием «Какие кадры нужны России?» Название я придумал, а докладчиков нашел с большим трудом, потому что у нас очень много сегодня говорится о том, что нам нужно менять политику, систему трудовых отношений, но кадры между тем вымирают, как мамонты. Сейчас я хочу создать лабораторию качества населения и рынка труда в РФ, и не могу найти заведующего кафедрой. Это притом, что советская демографическая школа относилась к числу лучших в мире, у нас были курсы ООН для развивающихся стран.

С 2008 по 2013 год включительно каждый год завершался пусть небольшим, но приростом к заработной плате по отношению к предшествующему году. Начиная с 2014 года у нас прирост составляет менее 100% по сравнению с предыдущим годом, т.е. в течение последних 3 лет идет последовательное понижение доходов населения. Это – результат политики, стратегии, которая в течение 25 лет основывается на очевиднейшей совершенно истине использования дешевой, но квалифицированной рабочей силы. На этом создается как богатство наших предпринимателей, так и богатство предпринимателей за рубежом.

Когда мы сегодня говорим о том, что нам необходимо вводить технологические инновации и т.д., мы берем среднюю температуру по больнице. Но поскольку я занимаюсь региональными проблемами, я могу сказать, что у нас есть не только отрасли, но и целиком субъекты федерации, которые вообще не в состоянии освоить технику, производящую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Это просто ямы, куда мы можем закачивать какие угодно современные станки, но на них просто некому работать. Более того, к этим регионам, может, я ошибусь, никого не хочу обидеть, но к этому региону постепенно приближается Уральский регион, кузница наша.

Что делать? На это нам указывает зарубежный опыт – я беру в данном случае Европу (Франция, Голландия и другие страны), по этому пути шли и США, которые в 1970-е гг.

прошлого века ввели систему законодательных актов, заставляющих работодателей вводить новую систему трудовых отношений. Речь шла о том, что они обязаны повышать заработную плату, платить не меньше определенного уровня, обязаны предоставлять определенные условия, включая отпуск и т.д., обязаны не заставлять рабочих работать 12-14 часов, как у нас сейчас работают даже сотрудники компаний – технологических лидеров, речь шла об участии сотрудников в прибылях, в управлении и т.д.

Мы в советский период считали, что участие рабочих в управлении – социализм, участие в прибыли – тоже близко к социализму. На самом деле, это была целая система, которую государство на Западе насильственно навязывало бизнесу. Сегодня остались только отголоски этого: законы о том, что двигатель не должен выбрасывать больше определенного количества загрязняющих веществ, двигатель самолета не должен шуметь, но все это идет именно оттуда. Так на Западе и начали переход к инновационной модели развития, т.е. к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, и с этого они начали то, что сегодня мы называем индустриальной революцией 4.0.

Что можно сделать?

Менять нужно систему производственных отношений, систему трудовых отношений, ориентироваться на дорогую квалифицированную рабочую силу, иначе нам крышка.

У нас еще есть ресурсы, включая финансы, у нас еще остались кое-какие научные школы, у нас еще остались кое-какие профессионалы в области обработки металла, электроники и т.д., но это уже – остатки.

Речь идет об очень серьезных вещах.

Если сегодня мы просто сориентируемся на повышение заработной платы, это ничего не даст. Более 40 субъектов федерации, я об этом докладывал на научно-экспертном совете Совета Федерации, в прошлом году не могли бы покрыть свои расходы, даже если бы им осталась вся налогооблагаемая база.

Вместо того, чтобы менять региональную политику в государстве, что мы делаем? Закачиваем в них 100 млрд. при сохранении той же самой политики. В итоге мы не имеем региональной экономики, а скоро и вовсе промышленности не будем иметь.