Размышления о брачном пире в Кане Галилейской
На модерации
Отложенный
Знаете, что меня удивляет больше всего в наших согражданах? Конформизм. То, как мы все, дружно, готовы поворачиваться вслед за толпой. Я думаю, что мы все, в большинстве своем, люди толпы, рой, муравейник, мы слепо подчиняемся законам общества, принятым на сей день, мы дружно маршируем и дружно осуждаем, коллективно собираем макулатуру и металлолом, пишем сочинения на одну и ту де тему по одним и тем же шаблонам и боимся выйти из строя без разрешения. Если вчера было принято строить коммунизм, то его строили все дружно, а сегодня мы столь же дружно строим капитализм, молимся работе и работодателям и боимся сказать лишнее слово, потому что – а вдруг потеряем работу? Как и в советские времена боялись заступиться за «тунеядца» Бродского или «отщепенцев» Синявского и Даниэля, и дружно на профсоюзных собраниях их «порицали». Так же, как наши отцы, дружно «осуждали» троцкистов, бухаринцев и прочих «шпионов» и «врагов» и требовали им смертной казни. Потому не надо удивляться, если завтра, при очередном режиме и очередной массовой идеологии, наши дети потребуют выкопать из могил уже наши тела, чтобы надругаться над ними. Грех не только личностен, грех бывает и коллективен, как коллективна и ответственность за этот грех – почитайте ветхозаветные писания, историю падений Божьего народа, и историю его коллективного покаяния и обращения. Да, бывают такие минуты, коллективного покаяния. И, при всех бандитских беспределах и ужасах начала 90-х годов я вижу одно несомненное «да и аминь» - это множество людей, готовых опуститься на колени. Готовых плакать и просить прощения за тех, кого убили их отцы и деды, кого сами они упекали в психушки и тюрьмы коллективным осуждением. Только вот – у кого просить прощения, кому каяться? Я помню полные стадионы на встречах с проповедниками и забитые церкви с растерянно бродящими в стенах этих церквей людьми. Они словно проснулись, они ходили со свечками и искали Бога, да я и сам был из этой толпы проснувшихся.
Нашли Бога только десятки из сотен, только тысячи из этих миллионов. Почему? Я не знаю… Знаю только, что те, кто НЕ нашли, нашли тоже что-то, и это что-то им вполне заменило Бога. Нашли работу, семью, учебу – весь этот пантеон маленьких домашних богов, нашли – и успокоились. И стали жить для них. Приносить им жертвы, отдавая силы и средства, так, словно это и есть Бог. А Тот, Что висел на кресте в полумраке храмов, что они однажды посетили… Ну, да это ведь для тех, кто ленится, кто не умеет работать, у кого в семье не все в порядке, в общем – это сказка, сладкий обман для всех этих неудачников, мы ведь себя к ним не относим, правда? У нас ведь все хорошо – и в семье и на работе, мы нашли, то, что искали – надо работать, зарабатывать деньги, много денег, еще больше денег, чтобы купить себе все, что мы хотим, чтобы обустроить семью, чтобы поднять детей, чтобы вырастить внуков…
Таково сегодня «коллективное бессознательное» большинства наших соотечественников, да и нас захватывает это часто, чего уж греха таить.
Мы стали слишком разумными и рациональными, чтобы тратить «лишних» три часа в неделю, лучше уж отдохнуть, чтобы потом побольше поработать и заработать денег, я уж не говорю о том, чтобы прийти в церковь посреди недели – это уж совсем невероятно – так нерационально тратить время.
Я не осуждаю – просто констатирую факты. Правда, с комком в горле, но тут уж простите. Эмоционален-с, ничего не поделаешь.
Я не могу избавиться от этих постоянных мыслей о том, как мир захватывает и перемалывает людей Христовых, людей церкви. Как многие стыдятся сказать на работе или в школе, или в институте, что они христиане – ведь засмеют, ведь пальцем у виска начнут крутить – дурачки, бездельники и неудачники… И как мы старательно избегаем молитв и размышлений о Христе, все больше представляя его этаким Учителем древности, наподобие Будды или Лао Цзы. С таким «христом» нам удобнее, он поучает нас из своего далекого далека, не вмешиваясь в нашу жизнь, не требуя ничего и ничего не давая. Этакий дополнительный психотерапевтический идол, еще один, в дополнение к пантеону из работы, учебы и семьи. Ему можно иногда поставить свечу, посетить его в церкви, чтобы как-то задобрить, чтобы он, наподобие попугайчика, сидящего на плече у шарманщика-священника, вытянул нам билетик с надписью, типа «счастье и удача»
Я думаю, как можно назвать это явление – омирщение? Рационализация мышления? Возможно. Знаю только, что это явление, подобно эпидемии, захватывает все больше людей, все больше душ. «Мир пробует нас на зуб» - как поет Макаревич. Пробует, правда. Каждого, без исключения. И перемелет того, кто подастся соблазну оторвать глаза от Распятого, заменить Его «более важными делами». Не подумайте, что я вас тут запугиваю, это слишком серьезно, чтобы скрывать симптомы.
А симптомы – везде. Включите телевизор, посмотрите «научную» программу, посвященную воде. Не смотрели? А зря! Ведь вода, оказывается, как наш праисточник, хранит всю информацию, накапливает, передает. Вот оно в чем дело! Вот в чем суть «святой воды» - это мы ей свои надежды и чаяния передаем, а она их реализует. И при чем тут Бог и крещение? Это все вода! Вот Моисей отчаянно жезлом махнул, взмолился – и вода расступилась. Ну, так энергетически сработала молитва Моисея, чего вы, думали, это Бог воды развел? Эх, темный народ, эти христиане! Или вот Иисус, что по воде ходил. Как, думаете, Он это делал? Да вода под Его стопами просто изменяла свои свойства, кристаллизовалась, проще говоря, превращалась в лед и тут же таяла. Что, не верите? Да научно же это обосновано! Эх вы, мракобесы!
Мы все хотим объяснить. Все должно быть разложено по полочкам, каждое чудо. С точки зрения науки. Потому что если что-то необъяснимо, это колеблет наших идолов, это рушит нашу уверенность. И вот уже «священники», вслед за «учеными» с кафедры провозглашают, что не было никакого непорочного зачатия, что Мария, прости Господи, согрешила с римским солдатом Пантерой, а потом выкрутилась «явлением Архангела». Что, не верите? Зайдите на сайт «лютеранской» церкви Владивостока, почитайте проповеди пастора Брокмана. Ну и воскресения, конечно, не было.
Просто оно, воскресение, произошло «в умах учеников», но никак не в реальности. Ну что мы, не разумные люди, что ли? Не знаем, откуда берутся дети и что все умершие никак не воскресают?
Так что наш сегодняшний отрывок про превращение воды в вино на свадьбе в Кане – это просто притча, придуманная Апостолом Иоанном, чтобы нам передать, как силен был Иисус из Назарета, какой Он был сильный экстрасенс и гипнотизер.
А я думаю вот о чем – если мы не верим, что Иисус действительно способен был превратить воду в вино, то мы и в Причастие не верим. Как мог Он тогда превратить хлеб и вино уже в Свои тело и кровь? И даже если мы говорим, сто раз говорим, что верим в это, мы все равно не верим, если НЕ ПРИХОДИМ к Его телу и крови в Причастии, если находим БОЛЕЕ ВАЖНЫЕ причины, если ОПРАВДЫВАЕМ себя, говоря, что это не проблема, пропустить Причастие, ведь болел, ведь, работал, ведь учился и сдавал экзамен. Наши идолы говорят за нас, даже если мы твердим наизусть Краткий Катехизис.
Не от нашего понимания или не-понимания зависит то, что вода стала вином. Не от того, что этого захотели гуляки на свадьбе в Кане. Как и в Причастии потом, Господь совершает это НЕЗАВИСИМО от нашего желания или требования. Просто, по Своей милости Он делает это, делает, кажется, не совсем желая проявлять Свою силу, уступая просьбе Своей матери.
3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
Час Его еще далек, но Он видит его. Близка радость и веселие этого мира, близка свадьба, а Он думает о кресте. Но Крест грядущий не делает Его мрачным аскетом. Он – на свадьбе. Он – гость. Но настанет время, когда Он соберет Своих людей на Свой брачный пир, когда Он, прошедший Крест и Небеса, вернется за Своей Невестой – Церковью…
5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Таков завет Невесте – Церкви. Слушать Того, Кто один знает, что делать. Не делать вид, что нам тоже известно все, что наука все может, и все открыла. Есть вещи, закрытые для науки. Есть душа, вина, смерть и прощение, есть вечная жизнь и небесные обители, и никакие лекарства, психотерапевты, деньги, высокие нанотехнологии и генетические исследования не ответят на сотни наших вопросов. А если и ответят, то – ложь и обман.
Не потому что они плохи, а потому что на эти вопросы должен отвечать только Христос. Тот, Что претворяет воду в вино на свадьбе в Кане, а вино и хлеб на Вечере – в Свои тело и кровь.
Я думаю о той свадьбе в Кане. О продленной радости, о новом вине, чудесном вине, подаренном Иисусом молодоженам и их гостям. Это так здорово – радоваться и создавать семью! Я и сам не раз бывал приглашен на свадьбу, там не думают о трудностях семейной жизни, там радуются.
Но пройдет время. Радость свадьбы кончится буднями семейной жизни. Кризисом первого, третьего, пятого годов. Детьми, которые орут и не дают спать, чтобы утром работать, зарабатывая деньги на семью. Детьми, которые вырастают и требуют свою долю, желая жить самостоятельно. Соблазнами новых «романтических» отношений, на стороне от привычных семейных «обязанностей. Уроками прощения и возвращения, формированием в себе способности быть твердым и сильным и, одновременно – снисходительным и добрым. Целая жизнь впереди у этих двоих! Но незыблемо и непреходяще в их жизни будет всегда Тот, Кого они пригласили однажды на свою свадьбу. Тот, Кто пришел скромным гостем, но в Ком очень важно узнать Хозяина этого нового дома. Это трудно – уступить Ему место, мы не привыкли уступать. Но без это Он так и останется всего лишь преходящим гостем, грустно взирающим на преходящее веселье. Он даже поможет этому веселью, и те, кто еще способны что-то видеть, увидят то, что видит Он – истинная радость питается только в Кресте и смерти. Его смерти за нас. Его воскресении. И опустятся пред Ним на колени, уверовав.
11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Слава Креста, Слава крови и плоти Его, изливаемой и ломимой за них, увидят ученики Его в этом чуде. Вряд ли поймут, но увидят и – поверят. И пойдут за Ним – до конца.
Как и мы.
Как и мы? Да. Если будем делать то, что Он говорит нам. Каждое воскресенье. В наши уши и уста.
В этом – залог нашей победы мира и его служителей. Победы над нашими кумирами и божками, претендующими на место Алтаря Христова.
Веруйте во Христа.
Веруйте в Него каждый день.
Стремитесь к Нему, когда только возможно. Когда звучит Его слово и даются Его дары.
Не играйте в поддавки с миром, вы не успеете оглянуться, как он сожрет вас в один присест. Стоит только променять свое первородство, свою веру, на чечевичную похлебку. Я слишком часто видел, как это происходит с теми, кому протягивал еще недавно Его тело и кровь. Я часто вижу их и сейчас. Они ходят, живут, радуются, но все их боги не спасут их, кроме Одного, Того, Кого они однажды оставили.
Я помню их всех – тех кто ушел к другим богам. Не пополняйте их ряды. Держитесь вашего Бога. И вашего спасения.
Комментарии