Марафон памяти 2018.Ленинград. Блокада.

На модерации Отложенный

Ушел страшный ХХ век с его жестокими войнами, сменились поколения, пришел новый век, совсем не похожий на прошедший, но в памяти вновь и вновь всплывают картины и события  прошлого.

Блокада Ленинграда - это подвиг, который не будет забыт никогда, стойкость и мужество ленинградцев всегда будет восхищать потомков, только не надо забывать , искажать историю, нужно сохранить в памяти родные лица детей, женщин и стариков, переживших ( и не переживших!) страшные годы блокады.

 Сейчас у меня в родственниках, имеющих звание " блокадник" осталась одна двоюродная сестра Кира, 1939 года рождения. Она родилась в семье тети Тали, маминой старшей сестры. Конечно, был отец , Николай Степанович, старшая дочка Сонечка, 1929 года рождения и бабушка Анна Афанасьевна.

 К началу войны все стали жить вместе на набережной Фонтанки, недалеко от угла Невского, около Аничкова  моста.

Грянула война, почти сразу же начались тревоги, налеты, бомбежки. Немцы быстро двигались к Ленинграду, через месяц после начала войны немцы уже стояли на подступах к городу, но с налету взять не смогли. Положение быстро ухудшалось. 8 сентября 1941 года была перерезана последняя дорога, связывавшая Город с большой землей. Город оказался в блокаде. Сгорели продовольственные Бадаевские склады, что почти свело в нулю запасы продовольствия в городе 

В начале октября норма хлеба по карточкам была урезана  наполовину- 400 грамм для рабочих и 200 для иждивенцев и детей, но к началу ноября норму урезали ещё наполовину - 250 грамм для рабочих и 125 грамм для остальных. Это был уже настоящий голод. Не было водоснабжения, почти совсем отключили электричество, встал транспорт.

Тетя Таля работала в госпитале, ей удавалось иногда приносить что-то своим детям, и 2-х летняя Кирьяша уже научилась неустанно следить  за тем , как и где добыть еду. Если она видела, что мама начала что-то жевать, как она тут же начинала искать у неё пальчиком во рту, стараясь добыть себе крошечку съестного.

Бабушка,хотя ей было всего 54 года( по нашим временам, это вполне немного), как-то очень быстро стала немощной и основной домашней рабочей силой стала 12-летняя Сонечка. Бабушка одевала, обвязывала платком и отправляла за водой на Фонтанку, приговаривая : " Сходи, дочушка, принеси водички", " Сходи, дочушка, за хлебом".

Отец, Николай Степанович, в эти страшные месяцы одичал, от всех отгородился, лежал , в основном, в постели, одетый и следил за Сонечкой. Бабушка заметила,что он прячет под подушкой нож , и стала бояться , что он  может её зарезать. Приходилось ко всем трудностям ещё постоянно днем и ночью опасаться отца, и такие опасения не были напрасными.

Хорошо, что постоянно велась работы по эвакуации населения, хоть маленькими струйками , но людей вывозили из города, и отца эвакуировали вместе с его конструкторским бюро в Архангельск, Стало спокойнее, в госпитале выдали тете Тале бутылку рыбьего жира, это было такое счастье и поддержка! Прошли самые трудные месяцы октября и ноября, начала работать Ладожская ледовая дорога, по которой в город везли продовольствие, а из города вывозить детей, больных.

В феврале 1942 года по Ладоге выехали из Ленинграда  бабушка с Сонечкой и Кирьяшей, Они выехали в Калининскую область, в деревню под Кувшиново, где у бабушки был дом. Сонечка стала работать в колхозе, а бабушка с Киряшей были дома.

Бабушка как-то рассказывала мне  про их тогдашнюю жизнь. Однажды бабушка мыла пол в доме и ей стало плохо,  и стоя на коленях,она прилегла грудью на табуретку.  Кирьяше было тогда около 4 лет, не зная , как помочь бабушке, она взяла веревку и начала хлестать бабушку, приговаривая:"Не дам умереть! Не дам умереть!" 

Бабушка, чуть придя в себя, стонет:" Кирка, что ж ты делаешь?! Мне ж больно!" - А та- " А не дам умереть!". Так и не дала!

В деревне было тоже очень трудно, голодно, но все-таки не блокада, не было холода, наступило лето.... Все остались живы, а когда сняли блокаду в январе 19444 года, можно было вернуться в Ленинград , родной город, где пережитого хватило на всю оставшуюся жизнь.

Кирьяша, конечно, мало помнит из того времени, но я хорошо помню рассказы бабушки и Сонечки.  Теперь их уже всех нет, нет тети Тали, прожившей и проработавшей в городе всю блокаду, и награжденной медалью " За оборону Ленинграда", это была заслуженная и дорогая награда.

Кира- последняя блокадница в нашей семье, после неё останется только память.......