КОМПОЗИТОР БОРОДИН АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ

Александр Порфирьевич Бородин
«Первоклассный химик, которому многим обязана химия...», «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе...» – так говорили современники Д.И.Менделеев и В.В.Стасов об одном и том же человеке – об Александре Порфирьевиче Бородине. Бородин был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом, и передовым общественным деятелем. Две страсти владели Бородиным с детских лет – к химии и к музыке.
Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не дает ему заниматься музыкой.
«Множество дел по профессуре и женским медицинским курсам вечно мешали ему», – говорил Н.А.Римский-Корсаков.
«К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория, а отчасти и домашние дела страшно отвлекали Бородина от великого дела», – сетовал В.В.Стасов.
«Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии», – писал Д.И.Менделеев.

Александр Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенок получал фамилию одного из крепостных отца.
Умная, практичная, энергичная женщина, Авдотья Константиновна обладала педагогическим чутьем. Активно занималась воспитанием сына. Саша рано научился читать. Музыкой мальчик начал заниматься с восьми лет, кроме того учился языкам – немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Уже в девятилетнем возрасте сочинил свою первую польку для фортепиано в 4 руки , а в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. Заметив возрастающий интерес и очевидную любовь к музыке, Авдотья Константиновна наняла для Саши учителя музыки. Ученик оказался способным. Саша сначала переписывал пьесы для разучивания. Вскоре появилось желание самому писать музыку. Первым сочинением девятилетнего Саши была полька «Елена». Он написал польку, вдохновленный одной взрослой особой, в которую влюбился. Особым успехом был отмечен 1849 г., когда стараниями близких семье лиц удалось издать несколько пьес юного композитора.
Однако не только музыка увлекала Бородина. Вся комната мальчика была заставлена колбами, грелками и другими приспособлениями для химических опытов. Впоследствии именно химия, а не музыка стала его профессией.

Основатели Русского Химического Общества. 1868 г.
Уже к 14-летнему возрасту у Саши в доме образовалась целая лаборатория. Запахи всевозможных химикатов, яркие вспышки во время реакций, взрывы и т. п. не на шутку беспокоили Авдотью Константиновну, она все время боялась пожара. Летом 1850 г. Бородин отлично сдает экзамены на аттестат зрелости при Первой петербургской гимназии и, поступает в Петербургскую Медико-хирургическую академию.

|
Русские ученые-химики
в Гейдельберге (1859–1860).
Слева направо:
Н.Житинский, А.П.Бородин,
Д.И.Менделеев, В.И.Олевинский
|
Медико-хирургическая академия, открытая в Петербурге в конце XVIII в. представляла собой видный центр естественно-научной мысли. В числе ее профессоров были ученые с мировыми именами: хирург Н.И.Пирогов, химик Н.Н.Зинин, эмбриолог и географ К.М.Бэр, зоолог Ф.Ф.Брандт.
Впервые попав в обстановку учебного заведения, Бородин стал заниматься со всей страстью. Медицина увлекла его. Одаренного студента заметил профессор химии Николай Николаевич Зинин, чье имя было хорошо известно и в России, и далеко за ее пределами. Весна 1856 г. Отлично сданы экзамены. Военное министерство отдает распоряжение: прикомандировать Александра Бородина ординатором ко Второму военно-сухопутному госпиталю. Наступило время самостоятельного врачевания. В 1858 г. Бородин выдержал экзамен на степень доктора медицины и, как проявивший особенную склонность к занятиям естественными науками, особенно химией, был оставлен в качестве ассистента при кафедре химии для практических занятий со студентами II курса и с молодыми врачами... Академия отправила Бородина в научную командировку, в Германию в Гейдельберг. Этот городок славился старейшим университетом. По приезду в Гейдельберг Бородин берет напрокат фисгармонию, посещает концерты симфонического оркестра.
В немецком городе Карлсруэ проходит Международный конгресс химиков. Собираются ученые со всего мира. Россию представляют семь человек. Среди них Зинин, Менделеев и Бородин. Душевное состояние Бородина в эти дни самое восторженное, он общается с мировыми знаменитостями, вечерами – театр, от серьезной оперы до народных балаганчиков.
В заграничных командировках он встретился с московской молодой пианисткой-любительницей, ставшей впоследствии его женой, Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана.
Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял занятия музыкой: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862 год, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем «Могучей кучки»).
Бородин. Улетай на крыльях ветра
Его перу принадлежат более 40 работ по химии. Нового в своей области он привнес столько, что хватит на несколько иных судеб: изобрел один из способов получения бромзамещенных жирных кислот, впервые в истории получил химическое соединение – фтористый бензоил, одновременно с начальными тактами своей первой симфонии он первым разработал пути исследования уплотненных альдегидов, он нашел метод определения азота в органических соединениях и даже сконструировал азотометрический прибор.
За границей, куда он часто выезжал на международные научные конгрессы или по несколько лет работал, его хорошо знали. Там он сходится с И.М. Сеченовым и Д.И. Менделеевым. Его статьи расходятся в итальянских, немецких и французских научных журналах и периодике. И когда позднее он выезжает за границу уже как музыкант, уже как автор исполняемых перед почтенной европейской публикой симфонических произведений, его принимают за другого Бородина, никак не предполагая, что химик и композитор – это он, Александр Порфирьевич и есть...
Когда Бородин-музыкант познакомился и подружился с Балакиревым, ставшим его наставником, ему частенько приходилось туго, ибо основатель "Могучей кучки" требовал серьезнейших занятий в композиции. Он со своей стороны считал музыку основным призванием Бородина. Он доказывал ему важность этого дара и просил его оставить науку, как это сделали остальные. И Кюи, и Мусоргский, и Римский-Корсаков. В свое время сам Балакирев – отверг математику, Римский-Корсаков вырвал из сердца морское офицерское прошлое, весь этот мир кругосветных плаваний с его приключениями и юношескими надеждами. Кюи, отстроив за долгие годы кубические километры фортификационных сооружений, в глубине души поставил крест на своем поприще военного инженера.
Половецкие танцы
Под их влиянием Бородин начал работу над своей первой симфонией. Её окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью, однако в 1867 году симфония была все-таки закончена. К 1867-1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом «Богатыри».
Он был творцом в химии и работал подмастерьем в музыке. То и другое было его стихией, они сливались в его душе, где происходила бурная реакция, выделявшая огромное количество энергии, остановить которую уже никто не мог.
О поразительном факте сочетания этих двух начал в натуре Бородина говорит, например, тот факт, что все его грандиозные начинания в области музыки почти всегда совпадали со временем, когда он предпринимал важные работы в области химии.
Так было в детстве, так было и во время подготовки к трудным выпускным экзаменам в Медико-хирургической академии, когда он вдруг за короткое время сочинил ряд романсов и фуг, а также трио для двух скрипок и виолончели. Так было за границей, когда в периоды его научных докладов или лекций музыкальные творения сыпались из него словно из рога изобилия. Так было в 186З году, когда, приступив к изучению альдегидов, он пишет начальную часть первой симфонии. И в 1869 году (в этом же году его друг Д.И. Менделеев публикует "Основы химии" с изложением периодической системы элементов), когда он бросается очертя голову писать свою "Богатырскую" симфонию и начинает сочинять "Князя Игоря", одновременно ощущая "кучу хлопот с лабораториею и заказами относительно внутреннего устройства". И, наконец, так было в том знаменательном, 1874 году, когда ему поручают руководство химической лабораторией Академии и он неожиданно возобновляет писать давно заброшенного "Князя Игоря", создает знаменитый "Половецкий марш" и "Плач Ярославны"…

В последние годы жизни Бородин все больше отдается музыке – композитор постепенно вытесняет ученого.
Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 году возникает замысел симфонии си-бемоль минор. Однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве», которую позже, уже после его смерти, Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов доведут-таки до конца.
Умер Бородин неожиданно. Это случилось 15 (27) февраля 1887 года в Петербурге.

Могила А. П. Бородина на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)
Комментарии
В книге "Мусоргский" прославляется "великие кучка" великих композиторов того времени.
Интересный пост о прекрасном композиторе Александре Бородине.
Спасибо.
www.youtube.com/watch?v=WVHVbQyCiX4#action=share
/www.youtube.com/watch?v=9clXlLKOX3U#action=share