Кремлевский юмор: как любил шутить Иосиф Сталин

Товарищ Сталин прославился не только жесткой политикой, но и врожденным остроумием. Многие реплики, которые он отпускал в тех или иных ситуациях, достойны войти в антологию мирового юмора. Доказательства – далее.
Любовь
Как-то Сталину сообщили, что маршал Рокоссовский крутит роман и ни с кем-нибудь, а с молодой и красивой актрисой Валентиной Серовой. В конце прозвучал вопрос: что с ними делать будем?
Иосиф Виссарионович отложил любимую трубку, немного помедлил и вынес вердикт:
- Что будем, что будем… завидовать будем!
Кинематограф
Однажды Сталин попал на премьеру одной из картин Юлия Райзмана. Лирическая комедия в жанре фильма-путешествия оказалась на любителя, в число которых вождь явно не вошел. Он заскучал уже после первых минут просмотра: вот идет поезд, вот он тормозит…
- Какая это станция? – задал вопрос Иосиф Виссарионович.
С соседнего кресла ему ответили:
- Демьяновка.
- Здесь я сойду, - проговорил Сталин и ушел из кинотеатра.
Стяжательство
Вскоре после Победы какой-то генерал-полковник делал доклад о текущей ситуации. Последняя складывалась благоприятно, чему Верховный главнокомандующий явно радовался. Поэтому после окончания официальной части военачальник решился задать личный вопрос.
Он сообщил, что хотел вывезти в Германии кое-какие вещи, однако при пересечении границы их арестовали. И теперь он просит товарища Сталина, чтобы тот помог вернуть их обратно.
Сталин с неожиданной легкостью согласился.
- Пишите рапорт, - сказал он, - я наложу резолюцию.
Рапорт был написан заранее. Генерал вынул его из кармана, и Сталин поставил резолюцию. Проситель рассыпался в благодарностях, на что Верховный главнокомандующий заметил, что дело того не стоит.
И действительно, ознакомившись с резолюцией, генерал пришел в недоумение.
Он прочел: «Вернуть полковнику его барахло», - и подпись.
- Здесь ошибка, товарищ Сталин, - отважился заявить высокий военный чин. – Я генерал-полковник.
- Нет, здесь все верно, товарищ полковник, - коротко ответил Верховный.
Почем продается Родина?
Создатели знаменитого автомобиля «Победа» предполагали назвать свое детище «Родина». Услышав об этом, Сталин с иронией поинтересовался:
- Ну и сколько будет стоить Родина?
Автомашина мгновенно была переименована.
Меценатство поневоле
В годы послевоенной разрухи Сталин узнал, что некий профессор выстроил под столицей дачу, больше похожую на дворец. При личной встрече советский вождь прямо спросил того о том, правда ли, что строительство дачи обошлось в баснословную сумму.
Профессор не рискнул отпираться и подтвердил, что эта информация правдива.
- Большое вам спасибо от детдома, которому вы подарили эту дачу, - сказал глава государства.
Человеческие слабости
Сталин порой проявлял снисходительность к человеческим слабостям. Услышавв об очередном многонедельном запое Фадеева, он не стал принимать крутые меры, а обратился к писателю с увещеванием:
- Как коммунист вы могли бы сократить это мероприятие до трех-четырех дней.
Краткость – сестра таланта
Нарком сельского хозяйства выступал на Политбюро. Прежде чем начать говорить, он спросил, какой доклад нужен – короткий или подробный?
- На ваше усмотрение, - ответил Сталин. – Можете докладывать коротко, можете подробно, но регламент три минуты.
Приоритеты
На конференции в Ялте мировые лидеры обсуждали вопрос с дальнейшей судьбой военного флота побежденной Германии. Советский руководитель предложил раздел на равные доли, а английский премьер Черчилль заявил, что корабли следует затопить.
- Вот вы свою половину и топите, - логично отреагировал Сталин.
Комментарии
Ничего подобного. Их написали простые советские люди. Означает ли это, что русские — нация доносчиков и стукачей? Ни в коем случае. Просто сказались тенденции исторического момента.
Разумеется, существует врожденное предрасположение к добру и злу. Более того, есть на свете ангелы и монстры. Святые и злодеи. Но это — редкость. Шекспировский Яго, как воплощение зла, и Мышкин, олицетворяющий добро, — уникальны. Иначе Шекспир не создал бы «Отелло».
В нормальных же случаях, как я убедился, добро и зло — произвольны.
Так что, упаси нас Бог от пространственно-временной ситуации, располагающей ко злу...
Разумеется, зло не может осуществляться в качестве идейного принципа. Природа добра более тяготеет к широковещательной огласке. Тем не менее в обоих случаях действуют произвольные факторы.
Поэтому меня смешит любая категорическая нравственная установка. Человек добр!.. Человек подл!.. Человек человеку — друг, товарищ и брат... Человек человеку — волк... И так далее.
Человек человеку... как бы это получше выразиться — табула раса. Иначе говоря — все, что угодно. В зависимости от стечения обстоятельств.
Человек способен на все — дурное и хорошее. Мне грустно, что это так..
С. Довлатов
30 октября — День памяти жертв политических репрессий
Комментарий удален модератором