Потусторонняя сила кандидата Немцова

Приветствую вас, дорогие обитатели Гайдпарка! Время от времени я буду оставлять в этом блоге заметки о наших политических новостях и прочем разном. Главной новостью двух прошлых недель был собственно Новый год. И поздравляя вас с ним, как с альтернативой старому. Альтернатива это не идеал, и новое не всегда лучше того что было. Зато мы избавляемся от престарелых образов и брюзжания вокруг стариков.

В разных профессиях альтернатива по-разному достижима . В шоубизнесе для этого надо сменить имидж. Так, новогодние фото голой Анастасии Волочковой позитивно обновили ее образ стареющей балерины в кольце врагов. В политике альтернатива - функция оппозиции. Так и есть, повсюду.. кроме России! Альтернатива из нашей оппозиции никак не лезет, как паста из старого тюбика. Российская оппозиция депрессивна и несносно скучна. Она вечно погружена в свои личные проблемы. Врачи такое состояние называют «аутизмом» - когда ты настолько поглощен личными травмами, что тебе не до посторонних. Образ аутиста Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя». Многие российские политики такие вот люди дождя, озабоченные своими травмами. Как и в фильме, это дает комический эффект.

Две недели как пресса мечется от рождественских столов к фигуре Бориса Немцова, задержанного на 15 суток 31 декабря прошлого года. (По ходу демонстрации на Триумфальной площади, если кто забыл). Комично, что Немцова на эти же 2 недели объявили «узником совести» - звание суровых борцов с тиранией, каких десятилетиями гноят в тюрьмах, мучая и пытая. КПЗ на Симферопольском проспекте конечно некомфортабельно - но и не тюрьма в Ираке. (И даже не колония в Татарстане, куда журналиста Ирека Муртазина бросили по воле бывшего казанского босса. Того «президента» не стало, его фамилию все подзабыли, а журналист все еще в лагере.)

..Лет 15 лет назад многие знали другого Немцова, либерального политика с высоким президентским рейтингом. Но вспомним, с чем связан тогдашний рейтинг? Ельцин назначил Немцова вице-премьером, а Немцов называл президента «добрым царем». Президент объявил Немцова своим «наследником» – и рейтинг наследника немедленно взлетел выше всех! Сегодня Немцов клеймит властвующих «назначенцами». Но именно назначенный вице-премьер Борис Немцов стал популярным преемником президента. Когда через полгода Ельцин раздумал, рейтинг Немцова опал.. Грустная история! И пришел Путин. Для Бориса Немцова этот зигзаг стал травмой, имя которой – зависть!

Жгучая зависть заставляет его годами доказывать, что он лучше того, к кому ушла фортуна. Он ярче, он яростней.. Борис Немцов превратился из политика в информационное амплуа, однотемный «сюжет-киллер». Тема сюжета – Путина долой! Видя в политике лишь театр, он пытается отнять у Путина аудиторию, отвлечь от него ветреную толпу. Как-то он сам сказал, что телевидение сделает ему путинский рейтинг за пару месяцев. Похоже, он понимает власть, как Филипп Киркоров - искусство.

Немцов жертва, но не власти, а неверной фортуны. Судьба пришла на свидание, сделала нескромное предложение ... и ушла навсегда. С тех пор он уверовал в порчу и политическое волшебство. Например, в чудо-списки. Немцов верит, что получив «письмо счастья», можно стать президентом России. Но есть и черная магия, в нее он верит еще сильней. На последнем суде Немцов пригрозил судье - не встречным иском, а внесением в некие «черные списки» США и Евросоюза. Интересно, зачем политику посторонняя сила?

В США до сих пор действует поправка Джексона – Вэника. Давным-давно ее ввели по просьбам советских евреев, которых власть не отпускала в Израиль. Когда принималась поправка, Боря Немцов еще ходил в 8й класс. Прошло 35 лет, из них 20 лет из России выезжает всякий, кто хочет. Но поправка действует по сей день. Она стала удобным инструментом торга и давления на Москву. Это пример того, как легко прибегнуть к внешнему арбитражу, и как трудно стране после этого выйти из-под него. Немцовские списки «друзей и врагов Америки» составляются бюрократами в недоступных иностранных инстанциях. И с помощью этой неправовой игры Немцов предлагает вести страну к демократии? Что в этом либерального?

Накануне 2012 года наша оппозиционная элита выглядит группкой заместителей и претендентов. Все они похожи на объявления-заглушки: «Здесь могла бы быть ваша реклама», какие ставят, пока нет заказов. Вот и Немцов стал бесплатным объявлением - «Здесь могла бы быть либеральная оппозиция!». Теряя роль политической фигуры, он стал фигурантом милицейских хроник. Но накануне выборов на пустые рекламные площади возникает спрос.

Президент Медведев продвигает фактически либеральную программу – борьба с коррупцией и правовым нигилизмом, антирепрессивная политика, модернизация, гуманизация мест заключения – все это национально-либеральный курс. Президенту противостоит нелиберальный аппарат и нелиберальный политический класс. Накануне 2012 года у скрытых противников нового курса возник спрос на препятствия Медведеву.

Немцов готов создавать трудности не только милиции, но и Медведеву. В его лице мы имеем дело со «спойлером» – кандидатом, выдвигаемым без шансов на успех, чтобы отнять голоса у реального кандидата. Немцов пригоден для такого небольшого воровства на будущих выборах. Только в такой роли, роли похитителя части леволиберальных голосов Немцов политически реален. Но это жалкая роль.

Но правда в том что Немцов получил политический шанс, и упустил его. В поисках места, где конкуренция минимальна, он раз за разом отказывался от реальных политических ставок, пока не остался первым в неконкурентноспособной среде.. Все, что может сделать среда несистемной оппозиции, это подсветить Немцова, как подсвечивают памятники старины. Немцов при свете лимоновских фаеров, Немцов среди провокаторов и двойной агентуры, подергиваемый за ниточки бюрократией из темноты - скорбный итог карьеры, начатой так блестяще.