Ещё о Борисе Пивенштейне

Летом этого года в Гостевой я прочитал короткое сообщение одесситки Ванды Цуркан, по которому вышел на интереснейшее эссе Ильи Куксина «Борис Пивенштейн» («Заметки по еврейской истории», апрель, 2011), о судьбе полной героикой, драматизма, таинственности, не исключено — и подлого навета. Суть истории следующая.

До войны в арктической авиации служил штурманом Борис Абрамович Пивенштейн, выходец из бедной одесской еврейской семьи. Ещё в 1934 он был награждён Красной Звездой за участие в спасении челюскинцев (дружил с Каманиным). Подполковником в ВОВ командовал боевым авиасоединением. В апреле 1943 был сбит над Донбассом и раненным попал в плен. Там в концлагере был повешен (1944 г.) В Москве в 1952 появилась легенда о его переходе к немцам и службе им, В 1952 г. был судим заочно и приговорён к смерти. Его жену выселили из Дома на Набережной, арестовали, дали срок. Позже реабилитирована, но места жительства лишилась. В Википедии есть статья о БАП в том же осуждающем духе, хотя, учитывая его еврейство и высокий офицерский чин, всё это клевета и навет. Беда в том, что у него был однофамилец Пивенштейн Андрей Иванович, служивший в Украинской нац. армии, бежавший в Германию, а потом в США. Не исключено, что их судьбы фальсификаторами наложились. Годы-то известные — начало 50-х.

Пленённый летчик Цуркан Юрий Павлович был последним, кто в лагере для военнопленных говорил с Пивенштейном перед казнью. ЮПЦ удалось бежать. В 1967 г. он выпустил книгу «Последний круг ада», где описал эту встречу и казнь.

Эссе Куксина в «Заметках по еврейской истории» привлекло внимание многих читателей. Активное участие в поисках разгадки этой трагедии приняли израильтяне Л. Флят и Г. Рейхман, киевлянин И. Луговский и москвичка Д. Иткина, а главный редактор Портала Евгений Беркович привлек к поискам следов в Германии живущего во Фрайбурге Леонида Комиссаренко. Все они написали комментарии к эссе и значимые свои оценки в ней изложенного.

В августовском комменте Ванда Цуркан, дочь Ю. П. Цуркана, пишет, что подала заявление на пересмотр судебного дела Б. А. Пивенштейна, и уведомила, что в новом дополненном издании книги отца его свидетельство казни подтверждено. Так как, с её слов, книга продаётся только в Москве, я попросил своих столичных племянников переснять и переслать нужные мне страницы.

Говорят, что дело готовится в ФСБ к снятию секретности. Возможно, общими усилиями удастся развеять злобный туман вокруг памяти достойного человека, двойной жертвы тиранических режимов.

http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer4/Kuksin_Pivenshtejn2.jpg

Борис Пивенштейн (рисунок Г. С. Верейского)

Приложение 1. Сканы страниц

Приложение 2. Комментарии к публикации «Борис Пивенштейн»

Л. Комиссаренко (Фрайбург, Германия, 2015-08-12): Редактор переслал мне, как жителю города Фрайбург — месту дислокации Военного отдела Центрального федерального архива Германии — просьбу Леонида Флята попытаться прояснить судьбу Бориса Пивенштейна. Приехал в архив, думал тотчас получить какие-либо материалы. Получил ответ:

«Прежде чем начать искать, вам следует обратиться по такому-то адресу в Берлин. Они и задают направление поиска».

Перед запросом в Берлин стал разбираться с полученным в Архиве адресом. Организация называется WASt — Всегерманская служба по оповещению ближайших родственников погибших из состава бывшего немецкого Вермахта.

Возникли сомнения: ведь Пивенштейн в Вермахте не служил. Поехал в Архив повторно и получил документ под названием: «Перечень мест хранения личных дел: Вторая мировая война». По этому перечню выяснил, что адрес правильный, так как, в расширение наименования, именно эта организация занимается делами военопленных из армий противников.

Теперь уже с чистой совестью послал запрос. Сначала по мейлу получил подтверждение о получении запроса с предупреждением — ждите (до года) и нас не беспокойте, а через месяц и ответ (дают только по почте), из которого следует, что никакие документы о Борисе Пивенштейне (Pivenstein / Piwenstein), род. 10.02.1909 года в Одессе, не найдены. Так что, вероятнее всего, в плену Пивенштейн не был.

http://berkovich-zametki.com/Bilder/Pivenstein.jpg

И. Луговський (Киев, Украина, 2018-05-24): Здравствуйте! Занимаясь своим поиском, я не так давно раздобыл и прочитал книгу Юрия Цуркана «Последний круг ада», изданную в 1967 г. и повествующую о его мытарствах в немецких концлагерях. Летчик-истребитель, он был сбит и попал в плен под Демянском в сентябре 1941, а освобожден американцами из Маутхаузена в мае 1945 г. Итак, в книге на стр. 156-157 можно прочитать: [события происходят в концлагере Штуттгоф в 1944 году]

«…Юзеф Горак систематически сообщал о вновь прибывших советских военнопленных, шутил:

— Я пишу рапортичку в два адреса: Майеру и вам.

В начале марта он принес особо взволновавшую меня весть. Привезли летчика, полковника Бориса Александровича Пивенштейна, одессита.

Многое напомнила мне эта фамилия. Полковник — участник спасения челюскинцев. Я его близко знал еще в 1937 году. Наша школа стояла на лагерном положении, когда туда прибыл на стажировку слушатель военно-воздушной академии Пивенштейн. Он проходил ее в нашей эскадрилье. Налетел невиданной силы ураган. Мы бросились к самолетам, чтобы закрепить их. Самоотверженно, с риском для жизни боролся со стихией и Пивенштейн.

И я попросил Горака:

— Юзек, не прощу себе, если не попаду в блок к летчику. Помоги.

Товарищ исполнил мою просьбу. Трудно было узнать в изнуренном, предельно измученном человеке знаменитого в прошлом полковника.

Поговорить с ним удалось около пяти минут. За общение с изолированным смертником я в лучшем случае мог расплатиться полсотней палок.

Пивенштейн знал, зачем его привезли в Штутгоф. Ему прямо заявил Хоппе:

— Всех русских юде мы расстреливаем. Офицеров — вешаем.

— Поклянитесь, лейтенант, что вы исполните мою предсмертную просьбу, — попросил меня Борис Александрович.

— Даю честное слово! Клянусь званием советского летчика!

— Запомните адрес: Одесса, Ленина, 48. Там до войны жили мои родные. Расскажите им о моей смерти. Скажите, что я ничем не запятнал себя. Все мои мысли с ними.

— А если в Одессе никого нет?

— Напишите Герою Советского Союза Каманину. Сообщите ему о моей участи. Пусть разыщет семью и, если нужно, поможет.

Последнее рукопожатие…

На следующий день полковника повесил Вацек Козловский. Даже этот бессердечный палач поразился спокойствию и мужеству Бориса Александровича: летчик оттолкнул его, сам надел петлю на шею…»

Стр. 156-157 [Цуркан Юрий Павлович. «Последний круг ада». Издательство «МАЯК», Одесса, 1967. 307 с.]

В 2017 году, стараниями дочери Ю. П.

Цуркана, Ванды Цуркан в Москве вышло в свет второе издание этой книги с дополнениями и иллюстрациями (есть фото Б. А. Пивенштейна, датированное 1938 г.). Тексты почти идентичны, но некоторые существенные отличия все-же есть, как есть и дополнение, относящееся к послевоенному времени:

«… В начале мая он принес особо взволновавшую меня весть. Из гестапо Кенинсберга привезли летчика, полковника Бориса Пивенштейна…»

«… Трудно было узнать в изнуренном, избитом человеке знаменитого в прошлом полковника…»

«… — Запомните адрес: Одесса, Чичерина, 53…» [ныне Чичерина 53 — это ул. Успенская 53, а Ленина 48 — ныне ул. Ришельевская 48]

«… По моей просьбе Бронек Петровский подробно расспросил палача. И тот рассказал, что «радзецьки льотник» оттолкнул его, сам надел петлю на шею. Весь лагерь два дня обсуждал казнь советского полковника-еврея.

Я выполнил свое обещание. В Одессе разыскал мать и сестру Пивенштейн. Рассказал им о нашей встрече за день до его казни и передал его последнюю просьбу.

В 1947 году встречался в Москве с генералом Каманиным, передал предсмертную просьбу его друга.

В 1968 году меня неожиданно вызвали в КГБ, где я узнал, что Пивенштейн в 1952 году был заочно приговорен военным трибуналом к расстрелу за измену и лишен воинского звания и всех наград. Жена Пивенштейна, прочитав мою книгу, написала заявление в прокуратуру.

Я рассказал на допросе, как было дело. Советский офицер–еврей не мог выйти из концлагеря живым.

… Трагический парадокс. В 1944 году Борис Абрамович Пивенштейн по приказу из Берлина был повешен в концлагере, а в 1952 году его еще и «расстреляли» на Родине…»

Стр. 216-218
[Цуркан Юрий Павлович. «Последний круг ада». Москва, 2017. 352 с.]

Надеюсь, эта информация хоть в малой степени, но поможет восстановить справедливость по отношению к Борису Пивенштейну.

Ванда Цуркан (Одесса, Украина, 2018-08-11): В переписке с Г. Рейхманом описала все подробности поиска архивов гестапо по Пивенштейну. Знала в каком лагере его повесили. Нашла подтверждения воспоминаний отца.

В книге опубликовала архивные документы политического отдела концлагеря Штуттгоф. Борис Абрамович был доставлен из шестапо Кенигсберга в Штуттгоф, а на следующий день был повешен. Отец единственный, кто разговаривал с ним перед смертью.

Заявление о его реабилитации подала. Не сомневаюсь, что его имя вернётся в плеяду героев.

При подготовке нового издания учла сведения из найденных архивов. В учетной карточке Пивенштейна нашла адрес его семьи в Одессе. Поэтому и внесла изменения. Папа писал по памяти, а я нашла подтверждения в архивах многих стран, по всем упомянутым в книге.

В 1967 году, за две недели перед изданием, книгу сократили наполовину. Сохранила 800 страниц рукописи. Новое издание — фактически новая книга. Было 11, 5 п. л. а сейчас 21,5 плюс 56 стр. вставок из архивных документов и вставок.

Идентичность первого и второго издания можно проверить, прочитав новую книгу. Она продаётся только в Москве.

Планирую переиздание книги на польском и немецких языках. Немцы, австрийцы хотели бы забыть преступления своих соотечественников, а я и близкие жертв — никогда не забудем, помним. И героя Пивенштейна я помнила с детства по рассказам отца.