Москва и Вашингтон поборются за ядерную программу Саудовской Аравии

«Восток – дело тонкое». Один неверный геополитический шаг может навсегда закрыть двери в данный регион: понимая это, Российская Федерация и США ведут себя с Саудовской Аравией очень настороженно, но не упускают возможности «потягаться» за Ближний Восток друг с другом.

В начале октября 2018 года в Стамбуле произошло убийство саудовского журналиста-оппозиционера Джамаля Хаггоши. Вполне резонно предположить, что оно не вызвало закономерной в таких случаях негативной реакции со стороны Вашингтона: США чересчур важно «закрепиться» в регионе и получить определённую толику преференций от взаимодействия с королевством.

Тем не менее, громкое убийство поставило вопрос дальнейшей судьбы ядерной программы Саудовской Аравии «боком». В данный момент Эр-Рияд крайне нуждается в помощи государств, обладающих высокими технологиями и собственными наработками в области ядерной промышленности. Выбирать приходится между странами-передовиками этого направления: Российской Федерации и США.

Москва с большим энтузиазмом отнеслась к желанию ближневосточного партнёра обзавестись ядерной программы в отличие от Вашингтона.

Чтобы убедить американские власти в целесообразности ведения исследований такого направления, Эр-Рияд даже нанял специальных лоббистов: представителей влиятельных компаний, таких как «King&Spalding», «Pillsbury Winthrop Shaw Pittman» и прочих.

Однако даже при таких масштабных попытках привлечь интерес США оказалось непросто. Очень сильна роль давнего партнёра Вашингтона – Израиля, который крайне настороженно относится к тому, чтобы Саудовская Аравия стала обладателем даже мирного атома, не говоря уже о работе в области создания собственного ядерного оружия массового поражения.

Именно поэтому основные взгляды Эр-Рияда направлены в сторону Москвы: в конце марта 2018 года даже Дональд Трамп заметил, что оборудование и специалисты для формирования саудовской ядерной программы, скорее всего, будут представлены Россией, а не США, так как Штаты крайне неохотно включаются в масштабные проекты, едва ли отвечающие интересам давних партнёров. А потому стоит ожидать еще одного дорогостоящего контракта в «копилке» наукоёмкого «Росатома», уже давно занимающего мировое первенство в направлении развития ядерной энергетики.