Караганда

<pre>https://youtu.be/UshOT-h0Xq8</pre> <pre> </pre> <pre>Александр Галич "Он был титулярный советник, Она генеральская дочь..." Постелилась я, и в печь — уголёк, Накрошила огурцов и мясца, А он явился, ноги вынул и лег — У мадам у его — месяца. А он и рад тому, сучок, он и рад, Скушал водочки — и в сон наповал!.. А там — в России — где-то есть Ленинград, А в Ленинграде том — Обводный канал. А там мамонька жила с папонькой, Называли меня "лапонькой", Не считали меня лишнею, Да им дали обоим высшую! Ой, Караганда, ты, Караганда! Ты угольком даёшь на-гора года! Дала двадцать лет, дала тридцать лет, А что с чужим живу, так своего-то нет! Кара-ган-да... А он, сучок, из гулевых шоферов, Он барыга, и калымщик, и жмот, Он на торговской даёт будь здоров, — Где за рупь, а где какую прижмёт! Подвозил он раз меня в "Гастроном", Даже слова не сказал, как полез, Я бы в крик, да на стекле ветровом Он картиночку приклеил, подлец! А на картиночке — площадь с садиком, А перед ней камень с Медным Всадником, А тридцать лет назад я с мамой в том саду... Ой, не хочу про то, а то я выть пойду! Ой, Караганда, ты, Караганда! Ты мать и мачеха, для кого когда, А для меня была так завсегда нежна, Что я самой себе стала не нужна! Кара-ган-да!.. Он проснулся, закурил "Беломор", Взял пинжак, где у него кошелёк, И прошлёпал босиком в колидор, А вернулся — и обратно залёг. Он сопит, а я сижу у огня, Режу меленько на водку лучок... А ведь все-тки он жалеет меня, Всё-тки ходит, всё-тки дышит, сучок! А и спи, проспись ты, моё золотце, А слёзы — что ж, от слёз — хлеб не солится, А что мадам его крутит мордою, Так мне плевать на то, я не гордая... Ой, Караганда, ты, Караганда! Если тут горда, так и на кой годна! Хлеб насущный наш дан нам, Боже, днесь, А что в России есть, так то не хуже здесь! Кара-ган-да!.. Что-то сон нейдет, был, да вышел весь, А завтра делать дел — прорву адскую! Завтра с базы нам сельдь должны завезть, Говорили, что ленинградскую. Я себе возьму и кой-кому раздам, Надо ж к празднику подзаправиться! А пяток сельдей я пошлю мадам, Пусть покушает, позабавится! Пусть покушает она, дура жалкая, Пусть не думает она, что я жадная, Это, знать, с лучка глазам колется, Голова на низ чтой-то клонится... Ой, Караганда, ты, Караганда! Ты угольком даешь на-гора года, А на картиночке — площадь с садиком, А перед ней камень... Ка-ра-ган-да!.. </pre>

Карлаг

Маргарита Николаевна Петрова

Посвящается узникам Сталинских репрессий.



Над Карлагом нависли тучи
И свинцовая тишина.
Здесь Советский Союз могучий...
Здесь свободы страна лишена...

Часть страны... но шесть миллионов...
Согласись, не малая часть.
Плачь детей, отчаянье, стоны...
Изуверам здесь жизни красть

И ломать беспощадно судьбы
Тридцать лет... как вечность здесь день...
Здесь младенцы не вскормлены грудью,
Здесь мамочек скорбная тень.

Подвергаясь нередко насилью,
Закопают потом, как хлам...
Да твою же ты мать, эскадрилью!
Здесь земля вопиет всем богам!

Пусть я буду трижды побитой,
Но с страдальцами - на все сто! -
"Будь ты проклят(!), Сталин со свитой -
Ни покой вам! ни вечный сон!"..

Над Карлагом нависли тучи
И свинцовая тишина...
Будто в "поле"* детские ручки
Молят узников поминать...

"Мамочкино поле" - кладбище, в основном погибших детей. 

Карлаг - один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в 1930-1959 годах, подчинявшийся ГУЛАГу НКВД СССР.
"Мамочкино" кладбище находится в 30 километрах от Караганды.
На "мамочкином" кладбище хоронили детей, которые умирали от истощения и болезней. У их измождённых работой матерей зачастую не было грудного молока. Родительниц освобождали от работы за две недели до родов. После родов проводили два-три раза в день в "мамкин дом" или "деткомбинат" на кормление грудничков.
Среди детей была высокая смертность. По некоторым данным, зимой младенцев не хоронили, т.к. невозможно было раскопать замерзшую землю. Поэтому работники Карлага складировали трупы новорождённых в бочки. При её заполнении закапывали в одной братской могиле без гробов.
Многие местные жители говорили о том, что весной, когда начинаются паводки, вода вымывает останки маленьких детей.
В основном, "мамочкино" кладбище представляет собой заросшую травой равнину. И только торчащие из земли, почерневшие от времени колышки напоминают о невинных жертвах политического террора.

30 октября - день памяти жертв политических репрессий в России.