Варшавские наперсточники против Газпрома и Кремля

 

Поляки со­тво­ри­ли «чудо». Самое на­сто­я­щее. Им уда­лось обойти все законы ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, успеш­но пре­одо­леть огра­ни­че­ния эко­но­ми­че­ской гео­гра­фии и «одер­жать победу» над глав­ным гео­по­ли­ти­че­ским со­пер­ни­ком – Рос­си­ей. Во всяком случае, если верить гром­ким как горное эхо за­яв­ле­ни­ям поль­ских офи­ци­аль­ных лиц.

17 ок­тяб­ря 2018 года но­вост­ные агент­ства со­об­щи­ли о под­пи­са­нии поль­ской го­су­дар­ствен­ной ком­па­ни­ей PGNiG и аме­ри­кан­ской ком­па­ни­ей Venture Global LNG со­гла­ше­ния о еже­год­ных по­став­ках в те­че­ние два­дца­ти лет двух мил­ли­о­нов тонн аме­ри­кан­ско­го сжи­жен­но­го при­род­но­го газа. Ге­не­раль­ный ди­рек­тор PGNiG Петр Вожняк обо­зна­чил этот ре­зуль­тат как огром­ную стра­те­ги­че­скую победу Вар­ша­вы на меж­ду­на­род­ном рынке. В том числе, назвав ее до­ка­за­тель­ством спо­соб­но­сти Польши пол­но­стью осво­бо­дить­ся от га­зо­вой за­ви­си­мо­сти от России. Кроме того, по его словам, аме­ри­кан­цы пред­ло­жи­ли усло­вия "на два­дцать с чем-то про­цен­тов де­шев­ле, чем усло­вия Га­з­про­ма".

Ре­зуль­тат вы­гля­дит фор­мен­ным чудом, на­ру­ша­ю­щим не только прин­ци­пы ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, но и прямо про­ти­во­ре­ча­щим эле­мен­тар­ной эко­но­ми­че­ской гео­гра­фии. Тру­бо­про­вод­ный газ из близ­ко­го ис­точ­ни­ка ока­зал­ся на треть дороже сжи­жен­но­го из-за океана? Каль­ку­ля­тор с этим со­гла­шать­ся ре­ши­тель­но от­ка­зы­ва­ет­ся, и как по­ка­зы­ва­ют по­сте­пен­но всплы­ва­ю­щие новые детали, не без ос­но­ва­ний.

По усло­ви­ям со­гла­ше­ния аме­ри­кан­ская сто­ро­на обя­за­лась от­гру­жать около 25 га­зо­вых тан­ке­ров в год на усло­ви­ях Free on Board (FOB) c двух своих за­во­дов Calcasieu Pass и Plaquemines на по­бе­ре­жье штата Лу­и­зи­а­на. Исходя из цен 2018 года, за один мил­ли­он бри­тан­ских теп­ло­вых единиц (уни­вер­саль­ная ве­ли­чи­на, при­во­дя­щая к общему зна­ме­на­те­лю любое ис­ко­па­е­мое топ­ли­во, спо­соб­ное гореть с вы­де­ле­ни­ем тепла) там берут 6,46 дол­ла­ра. Усло­вия кон­трак­та озна­ча­ют, что поль­ским газ ста­но­вит­ся сразу, как только ока­зы­ва­ет­ся пе­ре­ка­чан из при­бреж­но­го хра­ни­ли­ща в ко­ра­бель­ные танки, пе­ре­се­ка­ет, так ска­зать, по­руч­ни ко­раб­ля.

Дальше идут рас­хо­ды на фрахт судна, пе­ре­ход через океан к порту на­зна­че­ния, пор­то­вые и прочие сборы, услуги эки­па­жа, стра­хов­ку и ре­га­зи­фи­ка­цию (то есть пре­вра­ще­ния про­дук­та назад в обыч­ный газ), ко­то­рые (вни­ма­ние!) берет на себя не про­да­вец, а по­ку­па­тель. У аме­ри­кан­ских ком­па­ний с про­да­жей СПГ в Европе не вы­хо­ди­ло потому, что со всем пе­ре­чис­лен­ным его ито­го­вая се­бе­сто­и­мость (!) на ев­ро­пей­ском тер­ми­на­ле не опус­ка­лась ниже от­мет­ки в 7,63 долл за МБТЕ, тогда как сред­няя ры­ноч­ная цена газа на ев­ро­пей­ском рынке ко­ле­ба­лась в ко­ри­до­ре от 6,7 до 7,5 долл. 

Хотя были про­шлой зимой три ужас­ные недели, когда с газом возник боль­шой де­фи­цит и спо­то­вые цены крат­ко­сроч­но пры­га­ли до 11,1 долл, в те­че­ние ко­то­рых аме­ри­кан­цы даже успели целых три тан­ке­ра про­дать, в целом, га­зо­вый рынок ЕС до­ста­точ­но ста­би­лен и пред­ска­зу­ем. 

Если счи­тать более при­выч­ны­ми мер­ка­ми "за тысячу ку­би­че­ских метров", газ там стоит в сред­нем 220-230 дол­ла­ров. Рос­сий­ский или нор­веж­ский. Ка­тар­ский – до 260 дол­ла­ров, но его в Европе нет, по­сколь­ку Ближ­ний Восток пред­по­чи­та­ет ра­бо­тать с Азией, где та же тысяча кубов до­хо­дит до 370 дол­ла­ров. Аме­ри­кан­ский СПГ же вы­хо­дит при­мер­но по 275- 285 дол­ла­ров.

То есть, ни о каких 20% де­шев­ле га­з­про­мов­ско­го газа и речи быть не может. Учи­ты­вая от­сут­ствие у Вар­ша­вы соб­ствен­ных га­зо­транс­порт­ных ко­раб­лей, а также воз­мож­но­сти по­лу­че­ния каких-либо ре­ши­тель­но огром­ных скидок на фрахт, сложно при­ду­мать, на чем поляки могли бы так ре­ши­тель­но сэко­но­мить, чтобы сделка ока­за­лась на­столь­ко вы­год­ной.

Так что, врут? Как бы да, но строго говоря, нет. Просто, как во­дит­ся, го­во­рят не всю правду.

Начать сле­ду­ет с того, что ни­ка­ко­го твер­до­го кон­трак­та у PGNiG на данный момент нет. Да и не может быть ввиду от­сут­ствия в при­ро­де самих за­во­дов. Заявки на по­лу­че­ние раз­ре­ше­ния на стро­и­тель­ство Calcasieu Pass и Plaquemines фор­маль­но поданы, однако по сей день на­хо­дят­ся в под­ве­шен­ном со­сто­я­нии по при­чине от­сут­ствия по ним даже эле­мен­тар­но­го ин­ве­сти­ци­он­но­го ре­ше­ния. В пе­ре­во­де на рус­ский, кроме на­зва­ния в этих про­ек­тах больше ни­ка­ких четких па­ра­мет­ров нет. Вклю­чая про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти.

По за­ко­но­да­тель­ству США в по­доб­ных усло­ви­ях ни­ка­ких твер­дых кон­трак­тов за­клю­чать нельзя. Впро­чем, Venture Global LNG ничего такого и не на­ру­ша­ет. Просто Петр Вожняк несколь­ко по­то­ро­пил­ся на­звать ре­зуль­тат кон­трак­та­ми. В дей­стви­тель­но­сти сто­ро­ны под­пи­са­ли никого ни к чему ре­аль­но­му не обя­зы­ва­ю­щий про­то­кол о на­ме­ре­ни­ях. Да, 2 млн тонн СПГ в нем при­сут­ству­ют, только не се­год­ня, а с мо­мен­та когда стро­и­тель­ство за­во­дов за­кон­чит­ся, тео­ре­ти­че­ски в 2022 (Calcasieu Pass будет по­став­лять 1 млн тонн в год) и в 2023 (Plaquemines, тоже на 1 млн тонн) годах. Со­от­вет­ствен­но, и любые за­яв­лен­ные там цены носят аб­со­лют­но умо­зри­тель­ный ха­рак­тер.

Тем более что кон­крет­ные цифры сто­ро­на­ми не раз­гла­ша­ют­ся.

Однако на этом лю­бо­пыт­но­сти сделки не за­кан­чи­ва­ют­ся. Юри­ди­че­ски PGNiG яв­ля­ет­ся ком­па­ни­ей строго го­су­дар­ствен­ной, но это еще вовсе не озна­ча­ет жест­ко­го обя­за­тель­ства по­став­лять за­куп­лен­ный газ строго только для по­кры­тия соб­ствен­ных нужд страны. Как упо­ми­на­ет­ся в ис­точ­ни­ках, и даже под­твер­жда­лось гос­по­ди­ном Вож­ня­ком, упо­мя­ну­тое со­гла­ше­ние поз­во­ля­ет по­ку­па­те­лю самому опре­де­лять даль­ней­шую судьбу товара.

Что от­кры­ва­ет три ва­ри­ан­та раз­ви­тия со­бы­тий. Первый – вза­и­мо­за­чет­ный. Поляки могут по­ста­вить этот газ, скажем, по нор­веж­ским обя­за­тель­ствам в Южную Аме­ри­ку в обмен на от­груз­ку нор­веж­ско­го газа в Польшу. Сто­ро­ны за­мет­но эко­но­мят на ло­ги­сти­че­ских из­держ­ках. Тео­ре­ти­че­ски воз­мож­но, однако прак­ти­че­ски уто­пич­но. По­доб­ные сделки осу­ществ­ля­ют­ся на па­ри­тет­ной основе, а значит, вместо 270 Вар­ша­ва может по­лу­чить газ по 250, но никак не по 190, как по дей­ству­ю­ще­му кон­трак­ту с Га­з­про­мом.

Второй - ком­мер­че­ский. Ни в какую Европу аме­ри­кан­ский СПГ вообще не пойдет, а будет сразу на­прав­лен на ази­ат­ский рынок, где его про­да­жа эко­но­ми­че­ски при­быль­на.

Третий ва­ри­ант под­ра­зу­ме­ва­ет, что ни­ка­ких прак­ти­че­ских дей­ствий не пред­по­ла­га­ет­ся вообще. Просто обе сто­ро­ны пре­сле­ду­ют соб­ствен­ные цели.

По­ля­кам ис­то­рия необ­хо­ди­ма в ка­че­стве воз­мож­но­го рычага дав­ле­ния на Га­з­пром с целью выбить до­пол­ни­тель­ные скидки на кон­тракт после 2022 года. Иначе уг­ле­во­до­ро­ды при­дет­ся по­ку­пать у Гер­ма­нии. Причем это будет все тот же рос­сий­ский газ, только еще и с до­пол­ни­тель­ной немец­кой на­крут­кой. А так можно по­про­бо­вать сде­лать вид, что су­ще­ству­ет об­ход­ной ва­ри­ант. По край­ней мере, сде­лать вид.

По­ло­же­ние Venture Global немно­гим лучше. Тор­го­вая война с Китаем довела дело до пол­но­го отказа Под­не­бес­ной от за­ку­пок газа у США. Это за­кры­ва­ет 2/3 ази­ат­ско­го рынка. В Европе про­дукт некон­ку­рен­то­спо­со­бен. Судьба Южной Аме­ри­ки непо­нят­на. Что делает непред­ска­зу­е­мы­ми пер­спек­ти­вы со сбытом в целом. А так как по аме­ри­кан­ской схеме вла­дель­цы СПГ-за­во­дов сами ничем не тор­гу­ют, лишь предо­став­ляя услугу по сжи­же­нию, то ин­ве­сто­рам пока оста­ет­ся непо­нят­ным – кто услуги новых за­во­дов станет по­ку­пать? А если никто, то зачем их стро­ить вообще?

На­ли­чие "кон­трак­та с по­ля­ка­ми" поз­во­ля­ет точно также про­дать ви­ди­мость кру­то­го биз­не­са аме­ри­кан­ским банкам, пока еще име­ю­щим много де­ше­вых дол­ла­ров для ин­ве­сти­ро­ва­ния в проект. Но за­пу­щен­ная в ФРС про­грам­ма ко­ли­че­ствен­но­го уже­сто­че­ния (QT) окно воз­мож­но­стей по­сте­пен­но за­кры­ва­ет. Фак­ти­че­ски, если в те­че­ние бли­жай­ше­го года круп­ный и дол­го­сроч­ный клиент не най­дет­ся, явно из­бы­точ­ны­ми ока­жут­ся даже те 78 млн тонн СПГ-мощ­но­стей, ко­то­рые в США уже стро­ят­ся и будут за­кон­че­ны к концу 2019 года.

А так все до­воль­ны. И аме­ри­кан­ская и поль­ская сто­ро­на с до­воль­ны­ми улыб­ка­ми и за­га­доч­ны­ми фра­за­ми ра­пор­ту­ют о до­сти­же­нии стра­те­ги­че­ско­го успеха. Venture Global по­ка­зы­ва­ет, что сейчас в США по целому ряду причин об­ра­зо­ва­лись зна­чи­тель­ные из­лиш­ки слан­це­во­го газа, из­ряд­ная доля ко­то­ро­го вообще просто сжи­га­ет­ся, и до по­ло­ви­ны объема про­да­ет­ся с боль­ши­ми скид­ка­ми от рынка, до­сти­га­ю­щи­ми как раз тех самых 30%. 

Что де­ла­ет­ся это по при­чине де­фи­ци­та га­зо­транс­порт­ных мощ­но­стей по до­став­ке газа к за­во­дам – оста­ет­ся за кадром. Поляки по­ла­га­ют, что заводы в Лу­и­зи­ане через четыре года по­стро­ят­ся, а море де­ше­во­го газа в США со­хра­нит­ся, тем самым обес­пе­чи­вая "ре­а­ли­стич­ность" ито­го­вой цены на 20-30% ниже ны­неш­ней га­з­про­мов­ской, то есть где-то на уровне 135-145 дол­ла­ров за тысячу кубов. И ни­ка­ких прак­ти­че­ских рисков, потому что со­гла­ше­ние о на­ме­ре­ни­ях силы кон­трак­та не имеет.

Афера, ска­же­те вы? Нет, просто бизнес. При всей своей услов­но­сти Польша уже сейчас по­лу­ча­ет воз­мож­ность пре­тен­до­вать на какие-нибудь бонусы от США за столь явную пуб­лич­ную под­держ­ку аме­ри­кан­ских гло­баль­ных планов. И в на­ра­щи­ва­нии объ­е­мов экс­пор­та по­мо­га­ет. И в сни­же­нии от­ри­ца­тель­но­сти внеш­не­тор­го­во­го сальдо. И экс­пан­сию "Га­з­про­ма" в Европу ре­ши­тель­но от­ра­жа­ет. И со­юз­ни­че­скую вер­ность де­мон­стри­ру­ет. Чем не кан­ди­дат на медаль! Впро­чем, лучше день­га­ми. Или во­ен­ной базой, о раз­ме­ще­нии ко­то­рой у себя поляки уже ко­то­рый год слезно умо­ля­ют Пен­та­гон и Белый дом. 

Все это сулит вполне ося­за­е­мые кон­крет­ные деньги в обмен на фак­ти­че­ски ничто. А за ре­пу­та­цию можно не бес­по­ко­ить­ся. В те­че­ние по­след­них пяти лет по­ля­ка­ми было сде­ла­но около де­сят­ка по­доб­ных по­бед­ных ре­ля­ций. Одной больше, одной меньше. Какая раз­ни­ца! Да и к 2022 году, как го­ва­ри­вал из­вест­ных Ходжа На­сред­дин, или ишак помрет, или па­ди­шах. Зато сейчас шумиха под­ня­лась знат­ная, и Польша в ней выдает себя за три­ум­фа­то­ра. 

Есте­ствен­но, в Москве все эти шу­тов­ские пассы видят и спо­кой­но по­сме­и­ва­ют­ся в усы. Как го­ва­ри­вал по­кой­ный Виктор Сте­па­но­вич, "не на­шлось еще таких за­дви­гал, чотбы нас за­дви­нуть". И это правда.