ИСКУССТВО И ЛЖЕИСКУССТВО
На модерации
Отложенный
Искусство оказывает большое влияние на каждого человека и, в итоге, на всю страну. Оно отражает душу народа, его нравственное и интеллектуальное состояние. Поэтому у многих людей возникают вопросы, когда они видят и слышат явное «НЕ ТО», т.е. искусство, которое демонстрирует хаос и разложение. Попробуем в этом разобраться.
По определению Карла Маркса «Искусство – это передача информации в художественных образах». Информации, фиксированной (то есть, в виде памяти) с помощью литературы, живописи, скульптуры, музыки и т.д. Это определение базируется на опыте предыдущих поколений людей. Примерно так же высказывались Конфуций, Гегель, Ленин, Л.Н.Толстой и др. Более развернутое определение Искусства дано Ю.Мурашковским (ТЭММ):
«Искусство – это: 1. Художественное творчество в целом – литератур, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. 2. Высокая степень мастерства, умения в любой форме деятельности». Иначе – это вид науки (познания) в форме художественных образов.
Настоящее искусство должно быть понятно всем. В случае литературы оно становится понятным всем с помощью переводов на разные языки. Как вид информации, оно (искусство) имеет количественную и качественную меры. Количественная мера – это количество информации, заключенном в произведении искусства. Качественная мера – это точность, достоверность и чистота воспроизведения, определяемая мастерством. Например, количество информации в картине И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» займет толстую книгу. Тут и виды оружия того времени, костюмы, типаж людей и т.д. Качество информации, заключенной в этой картине – в точности линий и красок, в исторической достоверности. Так и все картины наших знаменитых художников. Ради достоверности своих картин художник В.В.Верещагин участвовал в рукопашных схватках и получил сабельное ранение.
Или классически и хорошо поставленная опера «Кармен», где с географической и исторической точностью и достоверностью выполнены декорации и костюмы артистов, когда передается весь богатейший колорит того места и той эпохи. И как много ДЕЗИНФОРМАЦИИ, если артисты будут в джинсах, а декорации примитивны и абстрактны. А какая информация в «черном квадрате» Малевича? Только то, что это черный квадрат, а мастерство – это уровень обычного маляра. А какая информация и мастерство в «мазне» абстракциониста? Только то, что это мазня и ни на иоту больше. Грань между ИНФОРМАЦИЕЙ И ДЕЗИНФОРМАЦИЕЙ совершенно очевидна. Это правда и обман. Где же грань между искусством и лжеискусством? Искусство – это достоверная информация и мастерство. Лжеискусство – это дезинформация и выдача бездарности за мастерство. А как же получилось, что бездарная «мазня» оценивается в десятки миллионов долларов? Это придется разобрать ниже.
ИСТОКИ ЛЖЕИСКУССТВА.
Есть люди, которые от рождения всем интересуются и все пробуют. Они рисуют, лепят, поют, пляшут и учатся играть на музыкальных инструментах. Самое главное – они это все запоминают. Запоминают, как это делали другие и как они это делали сами. Никто их это делать не заставляет. Все это делается врожденно. Они и в школе учатся с интересом, хотя отметки их совсем не интересуют. Они прочитают, без принуждения массу книг и все это останется у них в памяти. Без всякого специального образования у них уже к совершеннолетию накопится солидный запас информации, и они смогут принимать самостоятельные решения. Они видели на уроках рисования, как рисуют другие школьники и учители рисования. Они видели в картинных галереях картины знаменитых художников. Таким образом, они держат в памяти все ступени живописного мастерства, как и всякого другого вида искусства. И могут достаточно правильно, без подсказки, оценить и квалифицировать любое произведение искусства. Главное, они найдут в себе смелость высказаться по этому поводу. Если им показать мазню, они и назовут это мазней, чья бы подпись под ней не стояла и что бы не «вещали» экскурсоводы и прочие «специалисты». Леонардо да Винчи писал: «Есть люди, которые видят сами, есть – которые видят то, что им показывают, а остальные вообще ничего не видят, хотя имеют зрение». Люди, с которыми мы познакомились выше, естественно, видят сами. У них самостоятельное, независимое мышление. Это про них сказано в «Либеральном манифесте»: «Человек одарен, прежде всего, способностью НЕЗАВИСИМО МЫСЛИТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ, а также способностью отличать правильное от неправильного» (принят в Оксфорде в 1947 г.). Т.о. – это нормальные люди «Гомо сапиенс» (Человек разумный).
Есть и другой тип людей, противоположного склада, которые врожденно (иногда – благоприобретено), вероятно не имея достаточной внутренней энергии, полагаются не на себя, а на окружающих, на их коллективное мнение. Они с детства делают то, что делают другие, не заостряя ни на чем своего личного внимания. Поэтому они ничего не анализируют и не запоминают. Они могут кончить школу и, даже, ВУЗ на «отлично», ради социального престижа, положения и заработка, но полученные знания благополучно и быстро забывают. Их принцип: «Как все – так и я». Не имея в памяти достаточной информации, они не могут и не хотят анализировать виденное и слышанное. К тому же, они, внутренне чувствуя свою неполноценность, страшно бояться «разоблачения», т.е. боятся показаться ущербными. Поэтому они свое мнение никогда не высказывают (может, даже, и совсем его не имеют), а придерживаются коллективного мнения, а, еще лучше, мнения общепризнанных авторитетов. Такие люди, к прискорбию, составляют абсолютное большинство населения (по разным источникам – до 90%). Именно такие люди, как писал великий Леонардо, «вообще ничего не видят», так как видят чужими глазами. Поэтому, их можно заставить поверить чему угодно, лишь бы это было высказано «известным», по их мнению, авторитетом. Совершенно очевидно, что основным признакам Человека Разумного эти люди не удовлетворяют. Простейший тест на выявление человека такого типа – это спросить, как он относится к какому либо сомнительному произведению искусства. Он скажет, что для этого существуют специалисты.
Существующее положение, когда люди, которые сами ничего не видят и не слышат (их по научному называют «конформисты» от слова комфорт) составляют большинство населения, позволяет ими манипулировать как угодно, в том числе, достигать власти, известности и славы. Появилось множество печатных пособий, обучающих, как дурачить таких людей. Например, книга Роберта Грина «48 законов власти и обольщения». Все эти законы-приемы рассчитаны на «конформистов». На нормального, сильного человека они не действуют. Но, поскольку таких людей мало, они в расчет не принимаются. В качестве примеров в этой книге приведены и случаи использования таких законов-приемов известными художниками- абстракционистами П.Пикассо и Э. Поллаком.
У обоих, как и у других, им подобных, не имеющих никакого таланта к живописи, путь к известности, славе и деньгам шел через создание толпы своих почитателей и власти над ними.
Только для этой толпы они гениальные художники. Любой нормальный непосвященный человек назовет их «шедевры» мазней или крайне посредственными произведениями (для раннего Пикассо). Конформистам, которые «как все - так и я», достаточно узнать, что кого-то признали гением, как они тут же примкнут к «общему» мнению, чтобы не показаться ущербными.
Первейшим шагом для достижения известности и власти является приближение к известным или власть имущим людям и вхождение в их «окружение». Это может быть даже имитация приближения. Все равно это сыграет свою роль. Находящегося в кругу известных, автоматически причислят к этому кругу, а для конформистов – это все. Представители лжеискусства на свои выставки-презентации всегда приглашают известных людей, но другого профиля. Лжехудожники приглашают артистов или поэтов, но не художников. Присутствие известных людей обязательно освещается СМИ. Их (известных людей) угощают и одаривают. На выставках произведений лжеискусства обязательно находятся группы поддержки, «объясняющие» и расхваливающие экспонаты, потому что без объяснений «шедевры» никакой информации не несут. Произведения настоящего искусства никаких объяснений не требуют. Они есть информация в готовом виде – в художественных образах. При «объяснении» группы поддержки используют примерно такие же выражения, какие использовали портные «голого короля» из сказки Х-К.Андерсена «Голый король»: «Кто не видит в этой мазне шедевра – тот дурак или не на своем месте». Авторы лжеискусства всеми силами доказывают свою особенность, оригинальность, авангардизм, превосходство. Своим костюмом, прической, манерой поведения и т.д. Со всеми 48 приемами можно познакомиться в книге Р.Грина, кстати, сейчас очень популярной.
ЗАЩИТНИКИ ЛЖЕИСКУССТВА.
Л.Н.Толстой писал (книга «Круг чтения»): «Всякое произведение ложного искусства, восхваленное критиками, есть дверь, в которую тотчас же врываются лицемеры искусств». Сейчас крайне редко можно услышать критика лжеискусства, зато повсеместно слышится не только восхваление, но наукообразная откровенная пропаганда лжеискусства со стороны преподавателей, профессоров университетов, «искусствоведов», дающих «теоретическое обоснование» этому направлению. Вот как это подается.
1). Понятия «лжеискусство» нет и быть не может. Каждый человек воспринимает произведение искусства ПО СВОЕМУ. Чем больше воображения – тем лучше. Поэтому нет нужды в мастерстве, в точности изображения. Ведь каждый видит СВОЕ. Не нужны декорации, костюмы для артистов, соответствующие той эпохе и тому месту.
Возражение: Зачем тогда учить в школах Географию и Историю. Ведь они преподаются, чтобы у всех было ЕДИНОЕ, по мере сил – правильное представление о Истории народов и Географии Земли. Чтобы люди говорили на одном языке и понимали друг друга. Каждый СВОЕ – это «вавилонское столпотворение», когда все заговорили на разных языках, хаос, полная деградация, неадекватность. И во имя чего? Да, чтобы прощелыги обманули тех, кто «как все – так и я», получили деньги, известность, власть. А страна пусть деградирует. После них хоть потоп.
2). «Поверьте, лжеискусства не бывает. Есть произведения хорошо сделанные и сделанные плохо. Рискну предположить, что Вы верите, будто у искусства есть некая цель. Вынужден Вас разочаровать – цели нет! Искусство, если хотите, побочный продукт функционирования мозга,рефлексирующего на не критические события». Этот монолог «выдал» искусствовед, профессор одного из Волгоградских университетов Корнилов в дискуссионном клубе на сайте А.Б.Чубайса.
Возражение: Мы знаем, как называется хорошо сделанное и сделанное плохо. Тогда как назвать случай, когда плохо сделанное выдается за сделанное хорошо, даже гениально. Мы называем это ОБМАНОМ, ПОДЛОГОМ, ДЕЗИНФОРМАЦИЕЙ, в общем - УГОЛОВЩИНОЙ. В случае с искусством – ЛЖЕИСКУССТВОМ. Отсутствие цели? Это значит художник Верещагин бесцельно ходил в рукопашные схватки, а художник Репин бесцельно ездил на Волгу рисовать бурлаков? И бесцельно ребенок рисует «солнечный круг»? Врет этот лжеискусствовед. Люди рисуют, чтобы зафиксировать момент, превратить виденное в информационную форму, в которой его (момент) можно хранить и передавать другим людям и поколениям людей. Последнее предложение в монологе «профессора» - это вообще какой-то бред, непереводимый на русский язык. И этот «профессор» и сотни ему подобных семестр за семестром учат студентов и принимают у них экзамены, убеждаясь в «правильности» знаний. А министр образования? После него тоже «хоть потоп»?
3). Направления типа: абстракционизм, авангардизм, сюрреализм, кубизм и т.п. относят к «поиску нового», к фантазии. Фантастика, дескать, смотрит вперед, в будущее, имеет творческий характер.
Возражение: Здесь используется демагогический прием – «Подмена понятий». Фантастика – это действительно творческое направление. Вспомним произведения Жюля Верна, А.Беляева, А.Азимова и многих других фантастов, писателей и художников. Они реалистичны. Информация, заложенная в них, понятна всем и однозначно. Произведения вышеназванных типов несут дезинформацию или ничего не несут («черный квадрат», мазня). Каждый (конформист) видит в них СВОЕ, вернее, делает вид, что видит.
4). Защитники лжеискусства игнорируют то, что до них выработало человечество. Игнорируют наследие Конфуция, Гегеля, К.Маркса, Л.Н.Толстого и других великих людей, объявляя все это устаревшим. При этом, придираясь к отдельным частным ошибкам, они отбрасывают все учение целиком. Это типичное явление «неоконформизма» - отрицание науки и настоящего искусства. Это выражается в появлении антинаучных теорий и воззрений: «Космический разум», Уфология, Оккультные науки, магии и т.д., а также оживление религий. Причина появления «неоконформизма» - деградация человечества, катастрофическое нарастание численного преобладания «конформистов» над нормальными людьми (Человеком Разумным). Спасти нашу цивилизацию может только объединение всех нормальных людей в единую всемирную организацию.
Комментарии