Как такое стало возможным? Уроки второй мировой войны

В мае нынешнего года человечество торжественно отметило 73 годовщину разгрома германского фашизма во второй мировой войне. В сентябре - 73-летие победы над милитаристской Японией. Казалось бы, теперь уже все, что касается второй мировой войны, прочно стало достоянием истории. И тем не менее споры о характере войны, о ее месте в историческом процессе не утихают. Этот неослабевающий интерес объясняется очень просто: люди хотят знать, как такое стало возможным. Почему война кончилась именно так, а не иначе? И возможно ли исключить очередное повторение подобного в завтрашнем будущем после столь поучительного и тяжелого мирового людского опыта? Современный мир в своих значительных социально-политических чертах так или иначе связан с последствиями второй мировой войны. Основные его особенности в той или иной степени являются продолжением ее особенностей, второй мировой войны.. Тем важнее знать, что это была за война и какие необратимые процессы в мире она вызвала или ускорила.
Сложность и противоречивость современных международных отношений предопределяют необходимость не только конкретно-исторического, но и общетеоретического анализа, который позволил бы объяснить их внешнеполитическую картину на основе проникновения в суть социальных, классовых отношений как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе. Это относится, в частности, и к проблемам второй мировой войны. Видимо, определяющим моментом для изучения второй мировой войны в целом, как социально-исторического явления, должен быть всесторонний учет следующего обстоятельства. Если первая мировая война и Великий Октябрь положили начало общему кризису безумия в лице звериной безумной животной капиталистической системы, то вторая мировая война - результат довольно уже длительного безумного действия этого самого затяжного кризиса. В войне, как в зеркале отразились, точнее, даже сконцентрировались, все характерные черты послеоктябрьской эпохи, все ее противоречия СССР и социализма, разума и безумия, добра и зла, то есть Бога и Сатаны. Вторая мировая война, как и первая, явилась результатом развития межимпериалистических звериных безумных животных капиталистических противоречий, которые привели к расколу многополярного империалистического мира на две враждующие группировки, к их военному столкновению. Однако было бы ошибочно рассматривать войну только как результат развития межимпериалистических противоречий, ибо она готовилась, проходила и завершилась при огромном воздействии основного противоречия эпохи - между социализмом и капитализмом или точнее между добром и злом, между разумом и безумием или точнее всего между Богом и Сатаной. Естественно, что масштабы влияния более разумного социализма на развитие международной мировой жизни менялись. Если, например, в первые послеоктябрьские годы это влияние было еще ограниченным, то позже оно стало одним из определяющих факторов мировой политики.
В социально-историческом плане уже сам акт завершения первой мировой войны, то есть создание системы мирных договоров, получившей название версальской, нес на себе отпечаток влияния зародившегося нового общественного сознания . Можно предполагать (и это имеет известное подтверждение в документах), что Антанта применила бы гораздо более жесткие санкции по отношению к поверженной Германии, чем это было сделано в действительности, если бы не существовало Советской России. Стремление к разгрому социализма пли, как минимум, к созданию антисоветского санитарного кордона в той или иной форме присуще с 1917 г. всем ведущим империалистическим странам, влияло и влияет на всю их политику. В чем же состояло воздействие этого постоянного фактора в политике империализма на развитие международных отношений в целом и, в частности, межимпериалистических отношений? Развивая антисоветскую политику, вовлекая в нее Германию, союзники тем самым непрерывно осложняли обстановку в Европе. Меры, принятые ими в целях поощрения нового германского "натиска на Восток", против нашей страны, способствовали углублению тех процессов, которые впоследствии привели к расколу империалистического мира на два блока и к возникновению второй мировой войны.
В самом деле. В 20-е годы, после поражения Германии и вызванного им ее резкого ослабления, наиболее острыми стали англо-американские, а вместе с ними американо- японские противоречия. Однако в результате неравномерности экономического и политического развития звериного капитализма весьма скоро вновь начало выдвигаться на первый план противоречие между Германией и бывшими победителями. Этот процесс развивался бы куда медленнее и, возможно, в иных формах, если бы не политика попустительства агрессору, если бы не антисоветское рвение правящих кругов Запада, в первую очередь США и Англии, если бы, наконец, не раскол рабочего движения и не отказ социал- демократии от единства действий с коммунистами.
К середине 30-х годов общая картина мировых противоречий существенно изменилась (на что, кстати сказать, не сразу обратили внимание марксисты, в том числе и советские ученые). Но на подготовку, ход и исход войны огромное влияние оказало также развитие и других противоречий современного безумного мира, а именно: противоречия между трудом и капиталом внутри капиталистических стран, противоречия между метрополиями и рабскими колониями.
Противоречия, подобно сегодняшним, между трудом и капиталом, между рабочим классом, народами и империалистической буржуазией, капиталистами, оказывали огромное влияние на предвоенную внешнюю политику империалистических правительств . Направление деятельности правительств США, Англии, Франции в значительной мере определялись страхом перед народным фронтом, страхом перед революцией. Этот страх был, можно сказать, косвенным продуктам обостряющегося основного противоречия капитализма. Он присутствует и сегодня. Вместе с тем здесь сказывалось углубление противоречий между развивающимися производительными силами и производственными отношениями звериного капиталистического общества. И не случайно экономические кризисы 1929 - 1933 и 1937 - 1939 гг. сыграли тогда роль катализатора событий и во внутреннем и в международном планах, породившие вторую мировую войну или второй передел мира., организованный и проведенный, как и первый передел, теневыми масонскими хозяевами мира.. Существенную роль в подготовке войны и затем определении ее характера сыграли противоречия между колониальными державами и народами рабских колоний. Они, эти противоречия, не находились на первом плане событий. Более того, правящие круги империалистических стран на первых порах считали свои отношения с колониальными народами сугубо второстепенной проблемой в общем комплексе их политики. Однако война, едва начавшись, внесла огромные коррективы в эту точку зрения.

Вопреки всем усилиям миролюбивых народов и стран, прежде всего Советского Союза, предотвратить вторую мировую войну не удалось. Но, начавшись, она пошла совсем не так, не по тем рельсам, как это планировали плитические штабы империализма. И то и другое - плод нашей революционной эпохи. Своеобразие соотношения сил, сложившегося на ее первом этапе, характеризовалось тем, что социализм был слишком слаб, представленный тогда лишь СССР и МНР, еще был не в состоянии навязать свою волю в международных делах настолько, чтобы предотвратить мировую войну. А империализм, раздираемый общим кризисом и уже будучи не в состоянии (в отличие от периода 1918 - 1921 гг.) создать общий реакционный фронт против социализма, вынужден был вновь, как и в 1914 г., "решать" свои противоречия в междоусобной военной звериной животной схватке. Несмотря на порожденную Октябрем исторически неодолимую тенденцию к изменению соотношения мировых сил в пользу лагеря революции и социализма, то есть в пользу сил разума и добра .
Процесс накопления противоречий, втягивавших человечество во вторую мировую войну, опережал процесс разумления и совершенства людского, роста революционных сил, способных ее предотвратить. С самого начала, с первых же дней война приобрела исключительно сложный, противоречивый характер. Каждое из противоречий того времени, которые переплелись на полях сражений, оказывало свое влияние на ее ход, на темпы и направления ее развития. Конечно, на том или ином этапе войны тот или иной элемент мог преобладать и определять в основном оценку этого этапа. Так оно и было в действительности. Однако на всех без исключения стадиях войны сказывалось влияние всех основных закономерностей и противоречий нашей эпохи. . Но в политике, образно говоря, действует закон сил. Единовременные действия всех этих противоречивых и разнохарактерных течений накладывались друг на друга, приводили к появлению равнодействующей божественной разумной силы добра по которой и живет вся Вселенная , которая определила характер войны. И направление действия этой божественной силы не могло не соответствовать божественному разумному характеру нашей эпохи, ее внутреннему, глубокому существу. Народы же находились в недееспособном рабском и крепостном состоянии и не могли никак воздействовать на воинствующих рабовладельцев не имея никаких прав. проживая в рабском безправии и неволе при полном пустом словесном наборе всяких социалистических и капиталистических демократий и свобод и не могли как и сегодня предупредить и остановить вторую мировую войну.
Комментарии