Конспектируем труды о древних мыслителях.

 

Ибн-Хальдун. Арабский мыслитель XIV – начала XV в..

А. А. Игнатенко, кандидат философских наук. Москва “Мысль” 1980.

 

Глава - Государство: умерщвление цивилизации.

В “Пролегоменах” неоднократно встречается утверждение: “Цивилизация – это конец человеческого общества”.

Почему же вдруг цивилизация знаменует собой конец человеческого общества? Однозначный и краткий ответ заключается в том, что цивилизация и государство связаны самым непосредственным образом.

Во-первых, они представляют собой функцию от заида, избыточного продукта: где есть избыток материальных благ (по отношению к “необходимому”), там возникает цивилизация; вместе с тем государство – это результат появления мулька, а он в свою очередь имеет своей основой всё тот же избыток.

Во-вторых, государство и цивилизация совпадают по своему объёму, в том смысле что “земными благами”, которые являются мульком и которые вместе с тем составляют проявление цивилизации, имеют возможность пользоваться только “люди государства”,  т. е. те люди, между которыми происходит распределение изъятого заида. Иными словами, цивилизация как состояние общества характеризует всё общество, но преимуществом такого состояния не могут пользоваться все его члены, ибо у одних заид извлекается в форме поборов, налогов, прямой экспроприации т. п., другие же этот заид потребляют: “Государство собирает деньги подданных  и расходует их на своих людей и приспешников… Эти деньги приходят от подданных, а уходят на государственных людей и далее – на тех жителей столицы, которые связаны с ними”.

Предвестником гибели государства и цивилизации является роскошь. Влияние роскоши на государство и общество противоречиво, неоднозначно. В начальный период существования государства роскошь увеличивает силу государства. Причина этого в том, что если у племени появился мульк и роскошь, то увеличивается деторождение и растёт всеохватность государства, увеличивается асабийя, умножаются также “клиенты”, т. е. ‘покровительствуемые’. Их поколения воспитываются в благополучии и роскоши, их число и сила прибавляются к уже существующим числу и силе.

Но в дальнейшем роскошь начинает играть всёвозрастающую отрицательную роль. Цивилизованные люди (являющиеся одновременно государственными людьми) становятся слабыми (вспомним, что они нуждаются в наемниках для своей защиты).

“Нравы, связанные с цивилизацией и роскошью, - это сама испорченность, ибо человек является человеком, если способен извлекать пользу и уклоняться от вреда, обладая при этом прямотой нрава. А человек цивилизации не способен сам удовлетворять свои потребности либо из-за  бессилия, проистекающего от изнеженности, либо из-за высокомерия, связанного с излишним благополучием и роскошью.” Стремление “государственных людей” к роскошной жизни (наряду с расходами на наёмную армию, которая является частью государства) приводит к росту дороговизны и в конечном счёте к разрушению экономики, ибо в “это время в государствах вводятся всё новые подати в связи с умножением расходов”.

Общество начинает морально деградировать. Выше было показано, что мораль (нрав) определяется у Ибн-Хальдуна географическими ( атмосферными, или климатическими) условиями. Она определяется также и социальной средой, воспитывающей человека.

Нормы поведения становятся в результате этого воспитания “привычками”, которые соответствуют уровню развития государства и оказывают решающее влияние на мораль подданных. “Знай, что государство проходит различные фазисы и все новые состояния, и в каждом фазисе люди, связанные с ним, приобретают нрав, проистекающий из состояния этого фазиса и отличный от нрава в другом фазисе”, пишет Ибн-Хальдун.

В последних фазисах развития государства (и цивилизации) для нравственности  характерны порочность, обман, враждебность, хитрость – и всё это “с целью получить средства существования любым способом”. “Ты видишь их неутомимыми во лжи, рискованной игре, мошенничестве, ростовщичестве, в торговых сделках. Затем ты находишь, что они становятся всё более изощрёнными и наглыми в мошенничестве в его различных видах вплоть до потери всякой благопристойности. И всё это  - даже среди родственников”.

Таким образом, цивилизация и роскошь предвещают конец человеческого общества. Для иллюстрации своей мысли Ибн-Хальдун находит следующий образ: “Если в городе стали сажать во множестве горький померанец, то это предвещает его гибель. Многие простолюдины даже опасаются, поэтому сажать горький померанец во дворах. Это связано не с особым свойством померанца, ибо горький померанец и кипарис не имеют ни вкуса, ни пользы, но означает, несмотря на то, что сады  и орошение связаны с цивилизацией, конец цивилизации, ибо их сажают в садах только из-за их форм и после того, как достигается изощрённость в роскоши. Это – фазис, в котором есть опасения, что наступит гибель города и его разрушение, как мы сказали. То же самое говорится и по поводу олеандра”.

Средоточием всех зол, основной  причиной упадка общества является государство – это главная идея  “Пролегомен”. В конечном счёте, к разрушению общества приводят различные формы насилия, осуществляющие государством.

“Не считай, - пишет Ибн-Хальдун, - что несправедливость заключается  только в изъятии имущества или собственности (мульк) из рук собственника без всякой причины и компенсации. Это общеизвестно. Несправедливость – это более общее понятие. Всякий, кто присвоил собственность кого-либо, или силой отнял плоды его труда, или потребовал незаконно от него нечто, о чём не говорится в законе, тот нанёс этому человеку несправедливость. Так, неправедные сборщики налогов – притеснители, и запрещающие людям осуществлять их права – притеснители, и вообще все умножающие собственность –притеснители. Все эти беды восходят к государству, разрушающему общество, которое является его материей”.

Государство у Ибн-Хальдуна – слепая сила, которая вызывается к жизни объективными (материальными) причинами гибнет, убивает то общество, на котором паразитирует.

Государство и экономика.

 

Государство гибнет. Но гибнет не государство вообще. Гибнет конкретное ксенократическое династическое государство. Формы его гибели или разрушения могут быть различны. Возможно распадение государства на более мелкие, захват данного государства другим, более сильным, или же примитивными группировками. В любом случае, считает Ибн-Хальдун, каждое государство обречено на гибель, подобно тому, как обречён на смерть человек.

 

Арабский мыслитель 14 века и начала 15-ого Ибн-Хальдун по поводу возраста государства пишет следующее:

'Знай, что естественный возраст людей, по утверждению врачей и астрологов, составляет сто двадцать лет… Возраст каждого поколения отличается в зависимости от условий - может быть больше, а может - меньше... Возрасты государства, хотя они и различаются в зависимости от условий, в  большинстве случаев не превышают сумму возрастов трёх поколений.…

***

Прав ли будет древний философ в нашем случае? - Новая Россия живёт уже при третьем правителе. – Ельцин, Путин, Медведев.