Эхо "побед"
В политике то, что начинается страхом, кончается обычно безумием.
Сэмюэл Тейлор Кольридж, английский поэт
Как-то по-домашнему, весело и незатейливо прошел саммит СНГ в Таджикистане (28 сентября), и президент Республики Беларусь оперативно вернулся из арбузно-дынного Душанбе в осенний, но пока еще теплый Минск. Однако, прилетел А. Лукашенко из командировки в предгорья Памира, естественно, «пустой» - никаких подтверждений о своей «победе» от 21 сентября (Большой саммит в Сочи) он так и не привез, хотя и обещал: «Это сложный вопрос (перетаможка российской сырой нефти – А.С), мы выработали два варианта и договорились с Президентом России, что обсудим эти варианты в Минске, и в Душанбе окончательно согласуем решение этого вопроса. Но фактически он решен». 22.09.2018 (https://www.sb.by/articles/lukashenko-vopros-o-pererabotke-nefteprodukto... ) Однако, судя по всему, не согласовали и не решили…
Новый голос в белорусском истеблишменте
На завершившейся неделе белорусский парламент утвердил в должности премьер-министра Сергея Румаса, который, не откладывая в долгий ящик самые злободневные вопросы выживания республики, вроде бы твердо, но при этом осторожно сообщил, что основные соглашения с Москвой, которые в свою очередь позволят республике получить очередные российские дотации, будут достигнуты к концу текущего года (https://www.youtube.com/watch?v=4wsMPnJ_gUQ).
Любопытно то, что при этом во-первых, С. Румас ничего не сказал о «сказочном» обогащении Беларуси за счет российских 30 млрд. долларов, чем, видимо очень обидел «аналитиков» Белорусского ТВ, а во-вторых, белорусский премьер-министр подтвердил уже не раз высказанную автором этих строк, да и не только им, мысль, что Москве не нужно банкротство республики и российское руководство все-таки чем-то поможет Минску (кредит на обслуживание внешних долгов, перетаможка и т.д.). Но тем не менее, С. Румас не говорил о некой «победе» А. Лукашенко на саммите в Сочи, где он, в отличие от пишущих и вещающих апологетов режима, присутствовал лично.
Большая игра: военный аспект
Несмотря на приступы радости в белорусских официальных СМИ, сложные и даже судьбоносные вопросы с Москвой белорусскому руководству все равно необходимо решать, так как иначе самые радикальные сценарии будущих политических и экономических трансформаций в Беларуси, едва ли не ежедневно появляющиеся в Интернете, получат реальный шанс воплотиться в жизнь. Вряд ли это не понимают в Дроздах или в Дворце независимости. Так что так называемая «Большая игра» Минска с Кремлем будет продолжаться до своего логического конца, который, в свою очередь, если верить многочисленным опять-таки вышеупомянутым сценариям, пока ничего хорошего нынешней белорусской власти не сулит (в следующих публикациях мы еще вернемся к теме «сценариев»).
Между тем, как буквально на наших глазах, с 21 сентября до 5 октября был отыгранвоенно-стратегический этап той самой Большой игры с Москвой. Стоит напомнить, что тематика обеспечения безопасности России и Беларуси была и остается основой не только Союзного государства, но и традиционно «последним» белорусским аргументом в спорах с российской стороной. Так что то, что А. Лукашенко схватился за военную тематику не является чем-то необычным. Дальше официальному Минску отступать некуда.
Украина
Отойдем немного назад и обратим внимание на то, что практически первой публичной реакцией Минска, последовавшей после Большого саммита от 21 октября 2018 г. в Сочи, стало президентское поручение укрепить белорусско-украинскую границу (24 октября 218 г.). Причем, данное распоряжение не было воплощено в указы или декреты, а пока высказано устно, но на видеокамеру: https://dni.ru/polit/2018/9/24/407607.html.
Понятно, что с одной стороны, внимание белорусского руководства к границе с Украиной подтвердило, что вопрос отношений между Минском и Киевом оказался в числе основных на встрече А. Лукашенко и В. Путина, а с другой стороны, интерпретация украинской проблемы, существенно отравляющей союзные отношения, продемонстрировало стремление белорусских властей подменить реальное изменение формата белорусско-украинских отношений, включая поставку топлива и определенных товаров в ВСУ, на чем и настаивает Москва, на публичную риторику, которые по сути ничего не меняет на южном направлении белорусской внешней политики, а скорее только имитирует активную деятельность по отношению к Киеву.
При этом обратил на себя уровень координации между Минском и Киевом. С 24 сентября и всю наступившую неделю украинские СМИ «утюжили» Беларусь в качестве «союзницы» России. Попутно Киевом в очередной раз была запущена идея переноса из белорусской столицы минского переговорного процесса. Только перед саммитом СНГ в Душанбе, «тема» в украинских СМИвдруг закрылась. Задание выполнили? А. Лукашенко было с чем ехать на встречу с В. Путиным в Душанбе?
«Самолеты не нужны»
На саммите СНГ в Душанбе (28 сентября 2018 г.) белорусский президент, опираясь на тему размещения в Польше новой американской базы, уже вовсю использовал военно-стратегическую тематику в качестве предлога для сохранения сложившейся иждивенческой модели СГ. Однако обращение А. Лукашенко к военной тематике не произвело должного впечатления на российское руководство. Дело в том, что скорее всего, ответные меры Москвы на размещение базы США в Польше будут касаться прежде всего Калининграда, а не Беларуси. В данном случае необходимо сделать небольшое замечание: для российского истеблишмента А. Лукашенко является маргинальным политиком и представить его в роли защитника России невозможно в принципе. Этого статуса белорусский президент лишился еще в 2008 году.
Любопытно то, что ряд «независимых» белорусских экспертов, словно по отмашке, посмешили использовать тему американской базы в Польше в качестве обоснования появления в РБ российской авиационной базы (1), предоставления белорусской армии «Искандеров» (видимо, «Полонезы» все-таки не очень устраивают белорусское руководство) (2) и, конечно, обязательной оккупации Беларуси российскими войсками(3). Все три темы традиционны для белорусского медиа-пространства и, как всегда, они не могут быть обоснованы какими-либо заявлениями или решениями российского руководства или, тем более, повестками российско-белорусских саммитов. Оставаясь в формате «хайли лайкли» (highly likely) данные публикации призваны прикрыть информационную нищету белорусских Интернет-ресурсов и их антироссийскую направленность.
Реплика
5 октября А. Лукашенко, знакомясь с образцами новой белорусской военной техники (отголосок Душанбе – как и тема польской границы оказалась реакцией на Сочи) фактически закрыл тему появления на территории Беларуси базы российских ВКС: «Самолет для нас уже не оружие. Любой самолет на взлете видят натовцы. Поразить сегодня самолет, уничтожить никаких проблем нет. Они могут, и мы можем. Мы видим за тысячу километров любой самолет, который поднимается на аэродроме. 50 миллионов (речь о стоимости) один самолет. Ракета С-300, и его нет».https://news.tut.by/economics/610560.html Иными словами, белорусский президент фактически подтвердил, что в современных российско-белорусских отношениях темы базы ВКС РФ нет, но попутно поставлена под вопрос поставка в республику российских истребителей Су-30СМ. На них, судя по использованию А. Лукашенко формата «зелен виноград», элементарно нет денег.
Союзника тоже нет
Вообще-то, как выяснилось 5 октября 2018 г. – роковой день для союзных отношений, который радикально отличается от «праздничного» совещания министров 22 сентября. В первую пятницу октября вдруг обнаружилось, что страна, с которой в Сочи все решили в пользу Беларуси, вовсе не союзник Беларуси: «Не факт, что нам помогут, если вдруг что-то случится. Примеров предостаточно. Мы видим поведение некоторых тут союзников. Ну, кроме России, наверное, нам рассчитывать не на кого. И даже на Россию мы не можем на 100 процентов положиться»https://news.tut.by/economics/610560.html .
Такого рода политические сетования сразу порождают несколько вопросов: кого еще, кроме России, на которую «мы не можем на 100 процентов положиться», А. Лукашенко имел в виду, говоря «мы видим поведение тут некоторых союзников»? Китай? Украину? Может быть у Минска есть какие-то секретные союзники, о которым мы даже не догадываемся? К примеру, Зимбабве? Ответа к сожалению, нет, но тенденцию А. Лукашенко обозначил четко: Россия – не союзник.
К сожалению, опыт говорит, что рано или поздно «не союзники» превращаются в противников. Беларусь окружена НАТО, Россией (с которой, между прочим РБ состоит в военно-политическом блоке ОДКБ) и Украиной. Никому из соседей белорусская армия противостоять не в силах. Перспективы её выживания на поле боя, не говоря уже о победах, сомнительны, что видимо, понимают и белорусские власти, планируя сразу после боестолкновения «уход» с поля боя, т.е. говоря простым языком, прятаться по кустам.
Дело в том, что, как оказалось, в понимании А. Лукашенко РБ должна представлять из себя сборище диверсионных подразделений: «Для нашей Беларуси не танки главное, не самолеты, а специальные войска. Мы должны в любой точке Беларуси (если что–то вдруг произойдет) быстро появиться, нанести удар по бандитам и тем, кто посмеет к нам сунуться, и уйти. То есть скорость, маневренность» (https://www.sb.by/articles/my-silny-svoim-umom.html).
Правда, на белорусских Интернет-форумах резонно спросили: «а куда собирается армия после нанесения «удара», уйти?». Добавим: Куда деваться из страны размером 700 км на 700 км с ровным ландшафтом, с вырубленным лесом (сейчас дорубают последние стволы) и осушенными болотами? Белорусская армия должна превратиться в партизанские подразделения? И самое главное: с кем все-таки «такая» армия собирается воевать? С какими «бандитами», которые «посмеют к нам сунуться»? Автор этих строк только может только предположить, что А. Лукашенко, преобразовывая армию скорее не в диверсантов-партизан, а в подразделения карателей, готовится к собственному белорусскому Донбассу на востоке и севере республики. Понятно, что пока для такого рода умозаключений доказательств нет, а есть только поводы так считать.
Белорусский фольскштурм
На этом фоне заявление белорусского президента о том, что готов раздать населению оружие уже выглядит жестом отчаяния: «Я не в шутку говорю, что, если у нас будет достаточно стрелкового оружия — автоматы, пистолеты, пулеметы и боеприпасы к ним, — не дай бог война, мы раздадим в каждую семью. И мы будем защищать свою территорию всеми… Ну, детей давайте выведем, старики и даже женщины и так далее… Семь миллионов человек - семь миллионов получит оружие» (https://www.youtube.com/watch?v=Sw96oSm8Dgg).
Однако, с одной стороны, трудно представить, что Республика Беларусь обладает арсеналом в 7 млн. единиц современного стрелкового оружия. С другой стороны, раздача оружия населению в условиях авторитарного режима равнозначна старту гражданской войны. Но самое главное в другом: от кого собирается отбиваться силами народного ополчения или фольксштурма по-белорусски, А. Лукашенко? Невольно возникает ощущение, что белорусский президент ищет возможность заслонить свою власть «живым щитом», спрячусь от противника за спинами простых граждан республики, которым сунут в руки «автоматы-пулеметы».
В итоге,
По идее, если суммировать все, о чем наговорил А. Лукашенко 5 октября 2018 года, то вырисовывается интересная картина:
- военная структура, которой не нужны ни самолеты, ни танки, является, конечно, не современной армией, предназначенной для обороны страны, а вариантом внутренних войск, «заточенных» для карательных операций против собственного народа;
- Республика Беларусь не имеет союзников, Россия, как союзник, ненадежна;
- Вместо того, чтобы в случае агрессии против республики, опереться на потенциал ОДКБ, А. Лукашенко думает о раздаче оружия населению, чтобы сразу сделать войну народной, с гарантированно многомиллионными потерями среди мирного населения.
С учетом того, что периодически белорусский президент ставит перед Россией вопросы о материально-техническом и даже финансовом обеспечении белорусской армии со стороны российского бюджета и российского ВПК, то невольно возникает вопрос: нужен ли России столь странный военный «союзник», готовый вывести на поле боя неких диверсантов, обученных к быстрому «уходу» с позиций, и мужиков с берданками по кустам, вместо того, чтобы бить противника современным оружием до победного конца по всем азимутам и в любой точке планеты.
Итак, А. Лукашенко, отдохнув после сочинских «побед» и таджикского плова, демонстрирует «врагам», что готов к борьбе за свою власть до последнего гражданина Республики Беларусь. Кому он шлет это послание?
Комментарии
Комментарий удален модератором