Почему в Сечина квартирка стоит 5 ярдов, а у талантливых людей - в сотни раз меньше
И на этой неделе еще одна была новость, которая меня позабавила. Я ее уже упоминала, это вот про ту самую 5-этажную квартиру Игоря Ивановича Сечина. «Инсайдер» опубликовал материал. Они подсчитали, что квартирка стоит где-то в районе 2-х миллиардов рублей. Это как раз, вот, в пандан произошло: подписали закон о пенсиях, съели и вот эта квартирка.
Кстати о пенсиях. Тут надо сказать, что Максим Миронов, умница, как всегда узрел в корень и написал очень простую вещь, что, вообще-то, мы сейчас подписываем закон о пенсиях и происходит гигантское недовольство. А при этом дыра-то пенсионная, когда она образуется, она же образуется через несколько лет, она же образуется в 2030-х годах. Ну, что это значит? Это значит, что президент Путин не собирается уходить в 2030-х годах. Он же не для следующего президента берет на себя ответственность за непопулярную реформу.
Но, возвращаясь к квартирке. 2 «ярда» рублей. И тут возникают некоторые вопросы, потому что, ну, во-первых, Игорь Иванович Сечин у нас многократно отрицал, что у него большая зарплата. Вот, в свое время Forbes написал, что он получает около 13-ти миллионов долларов. Значит, это было опровергнуто. Он обязал опровергнуть «Новую газету» сведения о владении яхтой «Принцесса Ольга» за 100 миллионов. Он, вот, добился удовлетворения этого иска Forbes, он выиграл суд у газеты «Ведомости», которая рассказала о строительстве его дома в Барвихе. А, вот, когда ФБК снял этот дом с воздуха, они посчитали, что рыночная стоимость земли под этим домом… Она, кстати, гораздо дороже, чем квартира. Только рыночная стоимость земли там 3,8 миллиардов рублей.
То есть получается немножко странно. Потому что даже если мы возьмем тот заработок, про который Сечин говорит, про который Сечин опровергает, про который Сечин добивается удовлетворения иска к Forbes, и посчитаем всю эту недвижимость, то как-то тоже не бьются цифры.
Но теперь я скажу главное, потому что мои принципы – это, первое, совершенно не важно, на что тратит деньги руководитель частной компании, это его личное дело. Пусть хоть задницей жует.
Второе. Я считаю, что руководители госкомпании должны получать примерно столько же, сколько его коллега в частном секторе (ну, может быть, чуть-чуть меньше). Это Сингапурский принцип. Иначе будет коррупция.
Сказав это, я должна сказать, что проблема для меня вот в чем. Есть капитализация компании Сечина Роснефти, и вообще общие ее успехи. Сейчас она составляет около 60 миллиардов долларов. И вот сравним. Есть такой Марк Цукерберг, живет в Пало-Альто, в Калифорнии. Знаете, сколько стоит его дом? Это причем единственный дом, в котором он живет. 7 миллионов долларов. А личное состояние Цукерберга – 44 миллиарда. Капитализация Facebook – ну, она тут колеблется: он в один день недавно потерял 120 миллиардов, но, все-таки, это где-то 460 миллиардов долларов.
Вот, странно: Facebook стоит 460 миллиардов долларов, и причем это частная компания, а дом его владельца за 7 миллионов. А Роснефть стоит 60 миллиардов долларов, и если посчитать в долларах, то одна квартира вот эта 5-этажная стоит 30 миллионов на рынке.
И земля под дачей стоит еще другие 60 миллионов.
То есть стоит компания больше, чем в 8 раз дешевле, а недвижимость Сечина, если верить СМИ, опять же (потому что Игорь Иванович всё время рассказывает, что нету у него такой недвижимости), стоит больше, чем в 8 раз дороже.
Или вот возьмем основателя Икеи Ингвар Кампрад. Икеа – частная компания, мы не имеем сведений о ее… То есть у нас нет ее капитализации. Но сам Кампрад, один из богатейших людей мира стоит 40 миллиардов долларов. А его домик в Швейцарии стоит 4,6 миллиона долларов.
Уоррен Баффетт – человек, который стоит 88 миллиардов долларов. Вы знаете, где он до сих пор живет? Он живет в домике, в котором он купил в 1958 году, и стоил этот домик ему тогда 31 тысячу долларов. Ну, сейчас этот домик стоит около 250 тысяч долларов.
И кстати! Знаете, сколько Уоррен Баффетт отдал на благотворительность? 30 миллиардов долларов. Еще раз, Уоррен Баффетт живет в доме за 250 тысяч долларов, на благотворительность отдал лично 30 миллиардов, и, вот, как раз «Инсайдер» написал, что вся компания Роснефть на благотворительность отдает гораздо меньше, чем стоит вот эта 5-этажная квартирка.
После этого наши духовные отцы из Кремля рассказывают, что у нас скрепы, а у них – власть чистогана.
Продолжаем. Джеймс Уолтон, владелец Волмарта стоит 28 миллиардов долларов, живет в своем старом доме в Арканзасе. Ну, то есть примерно та же стоимость у него, что у Баффетта там – 200-300 тысяч долларов.
Тим Кук, преемник Джобса живет тоже в Пало-Альто. Дом у него стоит чуть меньше 2 миллионов долларов. Там 4 спальни, там внутренний бассейн, там всё хорошо.
Или, вот, бывший директор Майкрософта Стивен Балмер стоит 22 миллиарда долларов, а живет в Редмонде, штат Вашингтон, опять же, в доме с 4-мя спальнями.
И вот мы можем сравнить, что сделали за время своего руководства этими компаниями эти люди, как они перевернули мир, и во что под руководством Игоря Ивановича Сечина превратилась, в общем-то, компания, которая занимается не очень сложным делом – бурит дырку в земле и добывает из нее жидкость.
А теперь я вам скажу самое удивительное в этих домах. Это не то, что они скромные по меркам российских дворцов, какого-нибудь Чубайса, который себе отгрохал многоэтажный. А то, что они такие же, как у соседей. Вот, любой, кто знает Вашингтон или Калифорнию, вам скажет, что дом с 4-мя спальнями – ну, это не внушает. Что есть огромное количество госслужащих, менеджеров, очень скромно зарабатывающих людей по американским меркам, которые имеют такой же соседний дом и даже круче.
И это совершенно поразительно, потому что все эти люди, вот, государственные наши рассказывают, какие они патриоты. А получается, что весь их патриотизм заключается в том, что у них должна быть 5-этажная квартира, а бабушка должна на помойке побираться. А если она поднимет голову, то на нее есть машина «Каратель», ее на дуэль вызовет Золотов и так далее, и так далее.
Комментарии