Реальность против коммунизма

На модерации Отложенный

Почему я не верю в возможность построения коммунистического общества, в котором жизнь организовывалась бы в соответствии с лозунгом: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Начну с одного наблюдения, подтолкнувшего меня к написанию данной статьи. Неделю тому назад пришлось мне дожидаться телефонного звонка в гостиничном номере одного небольшого сибирского городка. Жителей в нем, наверно, тысяч двести или чуть больше, но жизнь там бьет ключом. Как раз под окнами гостиницы администрация города взялась наводить порядок в довольно большом сквере. Работало там человек десять во главе с мастером, человеком плотного телосложения с папкой в руках, в которой, наверно, был план выполнения работ.

Было уже более девяти часов утра, но никто к работе пока еще не приступал. Рабочие собрались в отдельные три группки, скорее всего, в соответствии со своими специальностями. Самая большая из них состояла из пяти парней, в ярко-зеленых спецовках, с лопатами в руках. Перекур у них затянулся минут на двадцать, затем они разошлись  вдоль какой-то траншеи, и стали забрасывать ее землей, С окна моего номера, расположенного на третьем этаже, мне они хорошо были видны, и я тут же обратил внимание, что кое-кто из них работал как-то вяло, делая редкие взмахи полупустой лопатой.

Но тут раздался телефонный звонок, и я на некоторое время отошел от окна. Минут через двадцать должна была подойти машина, и я засобирался на выход. Но перед тем как выйти из номера еще раз глянул в окно: из пяти парней работали лопатами только двое. Трое, как раз те, что отличались вялой работай, уже снова скучковались вместе и дымили сигаретами. Двое других же продолжали бросать землю в траншею. Часа через три я вернулся в номер. Невольно подойдя к окну, я снова обнаружил ту же картину, только в чуть другом месте: трое лодырей снова курили, а два парня по-прежнему усердно махали лопатами.

Кое-кто из читателей может заметить, что данное наблюдение свидетельствует лишь о плохой организации работы мастером, и с этим трудно поспорить. Но ведь из пяти человек двое работали хорошо, а трое явно сачковали. И если распространить результаты моего наблюдения на все человечество, то становится ясным, что вышеприведенный лозунг организации коммунистического общества, общества будущего, не осуществим. Всегда найдется значительное количество людей, которые захотят въехать в коммунизм на чужом горбу.

И кому это понравится? Думаю, что настоящие трудяги подобное не потерпят, и в результате конфликта они изгонят из своих рядов лодырей. Это давно уже отработано при создании малых  бригад, работающих вахтовым методом.

Но как быть с людьми, не проявляющими активности в трудовом процессе при коммунизме, где каждый может трудиться по своим способностям, то бишь, в соответствии со своими желаниями? Как мне кажется, человеческая лень неизбежно похоронит любой коммунизм. Нельзя наделять одними и теми же правами на потребление людей, совершенно разных по своему отношению к труду. Люди рождаются сильными и слабыми, умными и не очень, трудаголиками и лодырями, и никакое воспитание не устранит эти различия. Замаскировать может, но не более того. При первой же возможности, в трудную минуту, истинное лицо человека раскроется. Сильный способен оказать помощь слабому, но трудяга вряд ли станет помогать лодырю.

Можно цитировать идеологов коммунизма, начиная от Кампанеллы и Маркса, кончая незабвенным Никитой Сергеевичем, доказывая возможность построения светлого будущего человечества. И главным лейтмотивом в этом деле является, что общепризнанно,  воспитание «нового человека», человека свободного от эксплуатации, способного не жалея живота своего трудиться на благо общества. Об этом неустанно твердили идеологи КПСС, но сама жизнь поставила на всем этом жирный крест, разрушив Советское государства и раскрыв истинное лицо этих людей. Многие из высокопоставленных членов КПСС, прямо в воздухе переобулись, превратившись в поклонников рыночной экономики, ярых поклонников золотого тельца. Пример одного Гайдара свидетельствует о лицемерии не только подобных строителей коммунизма, но и об удивительной живучести древнейших частнособственнических инстинктов. Да, человек животное общественное и должен подчиняться моральным установкам общества. Но вместе с тем в нашем подсознании остается много чего из далекого прошлого, что в свое время способствовало выживанию человека среди дикой природы. И когда наступают трудные времена, это прошлое может пробиться наружу сквозь культурные наслоения дня сегодняшнего.

Больше мы коммунизм не строим. И теперь нам впору задаться вопросом: что же ждет нашу страну, да и все человечество, в будущем. На этот вопрос я рискну поискать ответ в следующей статье.