Бритва Оккама
«Бритва О́ккама» или «лезвие Оккама» — методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285—1349). В упрощенном виде он гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо «Не следует привлекать новые сущности без самой крайней на то необходимости»). Этот принцип формирует базис методологического редукционизма, также называемый принципом бережливости, или законом экономии. Однако то, что называют «Бритвой Оккама», не было сформулировано Оккамом, он всего лишь сформулировал принцип, известный ещё со времён Аристотеля и в логике носящий название «принцип достаточного основания». «Бритва Оккама» — это лишь название принципа, а не его атрибуция (указание на авторство). При этом обычно приводимая историками формулировка «сущности не следует умножать без необходимости» (лат. Entia non sunt multiplicanda sine necessitate) в произведениях Оккама не встречается. Содержание принципа можно упрощённо свести к следующему: не надо вводить новые законы, чтобы объяснить какое-то новое явление, если это явление можно объяснить старыми законами. Сейчас этот принцип — мощное орудие научной критической мысли. Сам же Оккам сформулировал этот принцип как подтверждение существования Божия.
В числе известнейших примеров применения этого принципа служит ответ, который создатель первой теории возникновения Солнечной системы математик и физик Лаплас дал императору Наполеону. Наполеон спросил, почему слово «Бог», беспрерывно повторяемое Лагранжем, в его сочинении не встречается вовсе, на что Лаплас ответил: «Это потому, что я в этой гипотезе не нуждался».
Когда ученики Платона попросили дать определение человека, философ сказал: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Услышав это, Диоген Синопский поймал петуха, ощипал его и, принеся в Академию, объявил: «Вот платоновский человек!». После чего Платон вынужден был добавить к своему определению: «И с плоскими ногтями».
Переформулированный на языке теории информации принцип «Бритвы Оккама» гласит, что самым точным сообщением является сообщение минимальной длины.
Альберт Эйнштейн переформулировал принцип «Бритвы Оккама» следующим образом: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того». (Википедия)
В богословии принцип Оккама оказался неожиданно востребованным в наши дни. У апостола Павла есть учение в двух словах - чудеса ложные (2 Фессалоникийцам: 2,9). Вопрос: а чем отличаются чудеса ложные от истинных? Я предложил такой критерий: истинным является такое чудо, которое не требует веры, но само порождает её. Данному критерию может отвечать только вероятностное чудо, а не метаморфозное, претендующее на препобеждение законов природы. Я выдвинул аргумент: Богу незачем совершать метаморфозные чудеса в силу принципа Оккама. Достаточно вероятностного чуда, но чуда истинного, чтобы человек уверовал в Бога.
Как сумасшедший с бритвою в руке
Оккамовой, я при трактовке чуда
Те признаю лишь, что (я так хочу, да!)
Не чуть висят на веры волоске.
Дух в тихом, нежном, лёгком ветерке*,
Не в вихре урагана – вот причуда!
Где мой сын чресел и моя дочь уда? –
В Новом Содоме… Я опять в тоске.
Те чудеса лишь истинны, что не
Ломают Богом данные законы.
Хоть есть мироточивые иконы,
Но явлено ли чудо в них вполне?
Меня за это здравое ученье
Глупцы предать готовы на мученье!
*И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь] (3 Цар. 19, 12)
Комментарии