опыт старой ориентализации Европы

На модерации Отложенный

 

Рождество 

(полночь с 21 на 22 декабря)

 

Название праздника рождества в современном русском языке происходит из староболгарского при посредстве русско-церковнославянского мертвого книжного языка. Но само понятие праздника рождения бога гораздо старше не только православия, но и всей совокупной иудео-христианской традиции.

Зимний солнцеворот, самые короткие дни года (ныне 20-е числа декабря), отмечался орфиками как день рождества Дия, сына Реи и Крона, а также Диониса Загрея, сына присно девы Коры и Дия, на Крите. Праздник и обряды рождества у всех европейских народов восходят именно к этой критской календарной и обрядовой традиции куретов (т. е. предков-прародителей). Свидетельством этого единственно верного положения является календарный миф о рождестве критского Дия в изложении «Генеалогий» Аполлодора [Аполлодор 2006: 26–27]:

«Крон женился на сестре Рее и, так как Гея и Уран предрекли ему, что он будет лишен власти его собственным сыном, стал поглощать (свои собственные) порождения. Так он проглотил перворожденную Гестию, затем Деметру и Геру, а после них Плутона и Посейдона.

Рассерженная этими деяниями, Рея отправилась на Крит, в то время когда она была беременна Дием, и родила его в пе­щере (горы) Дикты, передала его на воспитание куретам и дочерям Мелиссея, нимфам Адрастее и Иде.

Они-то и вскармливали его (Дия) молоком Амалфеи, а куреты в полном вооружении охраняли в пе­щере младенца, чтобы Крон не услышал голоса сына. Рея же спеленала камень и дала его проглотить Крону как новорожденного сына».

В результате сведения воедино нескольких мифов, выясняются примечательные обстоятельства и особенности обряда архаичного новогоднего праздника [Орфей 2001: 98–102].

Итак, третьего сына безутешная богоматерь Рея родила тайно на горе Ликей в Аркадии, где не падала тень ни от одного существа, в глухую ночь. Она омыла его в реке Неда и передала матери Гее, чтобы та отнесла его на остров Крит и скрыла в Диктейской пещере на Козьем холме. А сама запеленала камень и дала его проглотить Крону-отцу, который долго пребывал в уверенности, что проглотил своего сына Дия.

Уход за младенцем Дием поручили нимфе-козе Амалфее, нимфе-телице Ио и трехликой нимфе Адрастее, являющейся то в облике Ананке, то Дике, то Немесиды и устанавливающей внутри космические и над космические законы. Она также предопределяет круговорот душ. Дия выкармливали  медом и молоком Амалфеи вместе с его сводным молочным братом Паном, внебрачным сыном Крона.

 

Орфический гимн № 15

Зевсу, воскурения – стиракс.

 

Зевс много чтимый, несешь ты от зол избавленье, а также –

твердый Закон бытия, приводящий к порядку рассудок.

И потому я к тебе обращаюсь со страстной мольбою:

Царь, твой божественный ум нам внушил почитанье бессмертных:

Геи-праматери, гор, наполняющих гулом пространство;

моря; а также – того, что в себе небеса заключают.

Зевс – громовержец, чей жезл непреклонен; всеобщий родитель,

духом могучий, в тебе – окончанье всего и начало.

О пронзитель земли, очиститель, исток животворный,

стрелы пускающий, гром низвергающий, и плодовитый.

О многоликий, услышь, неустанно тебя призываю.

Дай нам здоровье и мир, и достатка прирост безупречный!

                                         

Вокруг золотой колыбели Дия, висевшей на ветке вечнозеленого дерева (чтобы Крон не мог найти его ни в небесах, ни в море, ни на земле), стояли вооруженные куреты, дети Реи. Они били мечами по щитам и бряцали доспехами, чтобы Крон не услышал плача младенца.

Затем Рея превратилась в Идейскую мать и воспитывала Зевса, живя в другой пещере на горе Ида. Так-то Зевс возмужал среди пастухов горы Иды.

По совету Метиды он посетил свою мать Рею и попросил сделать его виночерпием Крона. Что и было осуществлено. Затем Метида посоветовала подмешать в медовый напиток Крона соль и горчицу, превратив его в рвотное средство. Рея достала соль и горчицу, а Зевс подмешал их к напитку. Хлебнув его, Крон сначала изрыгнул камень, а потом сестер и братьев Дия. Камень, изрыгнутый из уст Крона, Зевс установил в Дельфах. Этот священный камень называется Омфалом – «пупом земли».

Когда Зевс обрел полноту власти во вселенной, он поместил своих кормилиц и нянек в виде созвездия Гиад (Телец) на небесах.

Из этих мифов следует, что обычай водить шумный хоровод вокруг вечнозеленого дерева восходит к обряду Рождества Дия у критских куретов.

Методом астрохронологии рождество Дия датируется 3400 г. до н. э. Тогда Гиады и Тавр (Телец) впервые явились на северо-западе в полночь зимнего солнцеворота. Эта Эра Гиад продлится 14040 лет от -3400 (северо-западная видимость в полночь зимнего солнцеворота) до +10640 (северо-восточная видимость в полночь зимнего солнцеворота). От +3080 до +4160 Зевс и Гиады взойдут на самую вершину Олимпа, после +4160 Лев исчезнет в лучах восходящего солнца, но уже к +6320 на западе родится новая звезда, Орел, а на юго-западе – Рыба.

Очевидным  образом с рождеством Идейского Дия связано рождество его сына Диониса Загрея. Вот как орфическая традиция описывает рождение богоматерью-девой (Корой) бога-сына (Загрея) [Орфей 2001: 116–117].

Юная Кора тайно зачала Загрея от Дия Кронида до того, как Аид похитил ее и увлек в свое царство. Родила его она в положенный срок, когда была выпущена по договору между богами из царства умерших на землю, явившись на острове Крите.

Зевс-отец приказал спутникам матери Реи, критским куретам, а также корибантам, сторожить колыбель с младенцем в пещере на горе Ида, выплясывая вокруг него и бряцая оружием, чтобы заглушить крики младенца и скрыть его рождение от ревнивой Геры и ее союзников-титанов.

Враги Дия, титаны, подосланные Герой чтобы убить младенца, прибыли на Крит.

Они выкрасились белым гипсом, чтобы остаться неузнанными, и стали ожидать ночи, когда куреты заснут.

В полночь, когда Персефона и куреты забылись тяжелым сном, полным ужасных сновидений (“белые страсти Коры”), титаны выманили Загрея-младенца из пещеры детскими игрушками: шишками, раковинами, золотыми яблоками, зеркальцами, костяшками-бабками и клочком белой шерсти.

Когда младенец вышел за пределы охранительной черты, титаны набросились на него. Но он не выказал перед ними детской слабости и, чтобы обмануть их, стал менять свой облик. Сначала он явился им в виде Дия в накидке из козьих шкур, затем в виде Крона, творящего дождь. Потом он превратился во Льва, Коня, Рогатого Змея, Тигра и в Тельца. В этот миг титаны крепко схватили его за рога и ноги, разорвали его на части и принялись пожирать его сырую плоть. Из пролитой крови Загрея проросло гранатовое дерево. Куски его тела, отделенные от костей, титаны сварили в котле и приступили к тайной трапезе.

Когда кровавое пиршество подходило к концу, его прервала явившаяся Афина. Зевс-отец в гневе поразил перунами всех титанов, которые бросились в разные стороны, роняя повсюду части плоти растерзанного Загрея. Рассеяв титанов, Афине удалось спасти только сердце Загрея, вложить его в гипсовую фигуру и вдохнуть в нее жизнь. Таким образом Загрей обрел бессмертие и способность к последующим воплощениям. Кости растерзанного Загрея – тельца были собраны той же Афиной и погребены в Дельфах.

Бабка Загрея, титанида Рея, в великом горе разыскала куски его тела, составила их и вернула внука к жизни (см. Орфический гимн № 53).

 

Орфический гимн № 30

Дионису, воскурения благовонной смолой.

 

Бурный Дионис, ликующий, грохот повсюду творящий,

о первородный и трижды рожденный, владыка безумья,

дикий, двурогий, двуликий, в себе две природы сокрывший,

плющ изумрудный, неистовый Вакх, восклицающий “эвой!”,

мальчик трехлетний, титанами пожранный, но возрожденный,

гроздь винограда несущий, и в пеплос проросший одетый,

я призываю тебя, Эвбулей велемудрый, что Дием

и Персефоной зачат на любовных таинственных ложах:

голос услышь мой, исполненный, благости и упования

на благосклонность твою и кормилиц твоих, о, блаженный!

 

Между прочим, именно этот Дионис Загрей под именем Эвбулей встречает души умерших и выносит окончательное решение о посмертной участи каждого.  

Методом астрохронологии рождество Диониса Загрея датируется 2320 г. до н. э. Тогда в полночь зимнего солнцеворота на севере сияло созвездие Дракона, на западе – созвездия Тельца и Овна, на юге – созвездие Льва (Царь небес – Регул), на востоке – созвездие Змея. Регул (Царь небес) был тогда точно по меридиану, Кион, Орион, Гиады и Плеяды – на западе, Спика и Арктур – на востоке и юго-востоке. Такое же расположение созвездий повторяется через 26 тысячелетий.

Этот орфический миф – отголосок древнейшего индоевропейского астрального и календарного мифа. В данном мифологическом материале обнаруживаются все истоки европейских рождественских традиций:

вечнозеленое дерево,

ёлочные игрушки,

маски с переодеванием,

шумный хоровод вокруг дерева,

праздничный пир,

«звездный аспект» и проч.

К критской же традиции восходит и идея рождественского вертепа (образ пещеры, изображения богородицы присно девы – Коры, коровы – Ио, козы – Амалфеи, овцы – Иды, пастухов – Идейские пастухи или Дактили и т. п.

Этот праздник всегда был самым популярным у индоевропейских народов Средиземноморья, а позднее – и всего гиперборейского пояса, отменить его открыто чужеземные идеологи не смогли даже в пору своего полного господства.

Когда римской иудео-христианской общиной управлял епископ Телесфор (предположительно между 125–136 гг.), необычайно популярному языческому празднеству рождества Дия и Диониса Загрея было злонамеренно противопоставлено празднование рождества Христова, бывшее сначала календарно подвижным, так как никаких реальных оснований для определения точной даты этого события в иудео-христианской традиции нет.

Тем же временем датируется беллетристическое «Евангелие» от Луки, в котором мифы о рождении Критского Дия и Диониса Загрея сознательно были переделаны в умилительные истории чудесного зачатия и рождения Иешу ха-Ноцри [Лука 1: 26–38; 2: 6–20] с целью адаптации языческой критской традиции (следуя правилу: то, что нельзя искоренить, следует возглавить). Лука – некий, ближе неизвестный, еврей-эллинист, получивший стандартное риторическое образование и склонный к литературной фальсификации, выполнил идеологический заказ не слишком ловко.

Отсюда происходят многочисленные «недоуменные места» иудео-христианской традиции: мифологическая богоматерь присно дева Кора–Персефона неловко подменена реальной иудейкой Мариам, титан Крон подменен реальным иудейским царьком Геродом (Иродом), загадочное «непорочное зачатие», избиение младенцев, вертеп, бегство в Египет и прочие очевидные неувязки, объяснение которых находится вне самой этой недостоверной традиции.

Рождество какого бога на самом деле отмечают все славяноязычные народы Восточной Европы безотносительно их нынешней конфессиональной принадлежности? Ответ напрашивается сам собой. Поскольку предшествующие семь дней посвящены богу Крачуну или Корочуну, то есть Крону – Сатурну, то новорожденный бог – это никто иной как Перун! А вся обрядовая символика – весёлые проводы «золотого века Крона» и встреча нового владыки вселенной, проводы старого и встреча нового…      

 

Литература

 

[Аполлодор 2006] = Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, предисловие и комментарий Александра Шапошникова. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с.

[Орфей 2001] = Орфей. Языческие таинства. Мистерии восхождения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с., илл.