Российское кино как пытка

На модерации Отложенный

На прошлой неделе по новостным лентам прошла забавная инициатива от одного депутата Госдумы от "Любой Другой Партии России" - ввести в Уголовный кодекс в качестве наказания просмотр современных российских фильмов. Понятно, что депутат пошутил, но в каждой шутке есть доля шутки. Некоторые современные российские фильмы действительно отлично подходят для указанной задачи. Допустим, у нас все-таки принимают новый закон. Специально для будущих пытателей я составил ТОП-10 самых негуманных современных российских фильмов, которые следует насильно заставлять смотреть (помните, как в "Заводном апельсине"?) осужденных маньяков, аферистов, воров и прочих преступников. Важное примечание: попадание в ТОП-10 не значит, что тот или иной фильм плохой! В обзоре присутствуют несколько фильмов по-своему шедевральных. Для списка я выбрал фильмы последних 5-6 лет, чтобы максимально соответствовать критерию "современное". Поэтому здесь нет ни "Груза 200", ни "Чистилища", ни "Зеленого слоника". Список ранжирован в алфавитном порядке названий.


Без кожи (2014, режиссер Владимир Бек)

Молодежное софт-порно, каковым является дебютная полнометражка молодого питерского режиссера, само по себе не является пыткой, а многим даже доставляет эстетическое наслаждение, однако Владимир Бек заставляет зрителя испытывать мучительное чувство стыда и неловкости за персонажей, бесцельно бродящих в голом виде по архитектурной мастерской. В действии отсутствует всякий смысл, а попытки разгадать авторскую концепцию взорвут ваш мозг.



Да и да (2014, режиссер Валерия Гай Германика)

Последняя на данный момент полнометражная работа скандально известной Гай Германики вызывает отвращению физиологичностью некоторых сцен и вырвиглазным психоделическим цветовым решением фильма. Но это еще ладно, главная пытка - одурманивание зрителя болезненной похмельной атмосферой, от которой вам захочется заснуть где-нибудь за гаражами.



Десятка (2013, режиссер Владимир Козлов)

На быстрой перемотке фильм может показаться черно-белым - на самом деле он просто снят в условиях пасмурного мегаполиса с однообразными серыми многоэтажками. Писатель и режиссер Владимир Козлов придерживается грубой реалистичности, поэтому в его ультрамалобюджетном фильме важное место занимают, например, смачно матерящиеся гопники. Режиссер погружает вас в условия серого депрессивного постсоветского мегаполиса (роль которого исполняет Челябинск), вызывающего ощущение тотальной беспросветности и адского одиночества. По сюжету чем дальше, тем хуже...



Зоология (2016, режиссер Иван И. Твердовский)

Этот режиссер обладает талантом наполнять интересные задумки какой-то патологической извращенностью. В "Зоологии" вы попадете в общество людей с тяжелыми ментальными и душевными расстройствами - в этом контексте внезапно выросший у главной героини хвост не кажется чем-то ненормальным (хотя сцены с хвостом достаточно отвратительны). Возможно, в этом и заключался замысел режиссера: невидимые людские уродства хуже и опаснее видимых. С этой точки зрения, фильм, пожалуй, правильный, но смотреть его тяжко.



Кроткая (2017, режиссер Сергей Лозница)

Вместе с героиней зритель совершает путешествие почти буквально по кругам ада. "Кроткая" - это два с половиной часа жуткой бытовухи, наполненной хамством, грязью, дикостью и болезненным бредом.

Лозница в эпическом стиле нарисовал убийственную картину русской провинции и спровоцировал десятки интернет-холиваров, в которых "полегли" многие кинолюбители. Эффектом от пытки "Кроткой" может стать бешенство, одержимое желание доказать всем, что Россия на самом деле не такая.



Крым (2017, режиссер Алексей Пиманов)

Пиманов предлагает изощренную разновидность кино-пытки - пытку фэйспалмами. Это когда зритель, наблюдая за беспредельной глупостью и нелепостью происходящего в фильме, непроизвольно бьет себя ладонью по лицу, превращая его к концу просмотра в кровавое месиво.



Нашла коса на камень (2017, режиссер Аня Крайс)

Чернуха вроде бы вышла из моды в современном российском кино, однако режиссер Аня Крайс, видимо, не в курсе. Чернуха как художественный прием хорошо работает, если использовать его с умом, в меру. Аня Крайс же в своем фильме возводит чернуху в абсолют и словно бьет зрителя сковородкой безостановочно, крича ему в ухо одну и ту же фразу: "В России живут одни упыри!". Вывод о необходимости сваливать из этой страны недвусмысленно считывается в фильме. Свалить можно, например, в Германию, где кстати и проживает режиссерша.



Сибирский потрошитель (2016, режиссер Сергей Жизненный)

Качественный малобюджетный слэшер, в котором сибирский режиссер Сергей Жизненный более-менее достоверно воспроизвел реальный случай похищения и пыток молодых девушек в Новокузнецке в 90-е годы. Кино не для слабонервных, да и зрители с крепкими нервами с трудом выдержат сцены, где бедняжкам отпиливают их прекрасные ножки. Лужи крови, куски мяса, отпиленные пальцы - съемочная группа отлично постаралась с реквизитом.



Софичка (2016, режиссер Кира Коваленко)

Для многих просмотр фильмов Александра Сокурова - пытка, что не отменяет гениальность этого режиссера. Ученица мэтра Кира Коваленко взяла всё самое худшее из сокуровского стиля и создала совершенно стерильное, эмоционально высушенное зрелище с якобы глубоким морально-нравственным подтекстом. Просмотр "Софички" можно сравнить с пыткой узника в карцере, оставленного на несколько дней без еды и воды.



Трудно быть Богом (2013, режиссер Алексей Герман)

Наконец, современное пыточное российское кино №1. Зрителя просто берут и окунают мордой в зловонную грязь, и держат там три часа, изредка давая продохнуть. Алексей Герман-старший снял самый кинематографичный и даже по-своему эстетичный человеческий ад. Но воспринять эту адскую эстетику мало кто способен, для большинства зрителей "Трудно быть богом" - это жесточайшая кино-пытка.



Знаете ли вы еще более изощренные пыточные фильмы?

киноподборка, российский кинематограф

 

  • altereos
  •