история одной глупости
На модерации
Отложенный
7 ноября 2009 года.
Уважаемые читатели!
Когда-нибудь наши потомки будут разбираться в причинах очередного «смутного времени» в России и не поймут его сути. Ведь в нём погублено всё, что было великим в советском наследии, включая «сталинскую» авиацию.
Созданная неимоверным напряжением сил всей страны, авиация была особенно любима советским народом. А погубили мы её, походя, не отдавая себе отчета в том, что делаем. И тому пример рейдерский захват Саратовского авиационного завода, который до того был превращён его директором Ермишиным Александром Викторовичем в фактический технопарк, куда он собирал прорывные технологии авиационной отрасли нашей страны.
На заводе его усилиями сформировано особое научно-техническое пространство, в котором даже устаревшие, казалось бы, конструкции приобретали новую жизнь и потенциал развития. К ним можно отнести проекты модернизации гражданских самолётов Як-40 и Як-42. Модернизованный самолёт местных воздушных линий Як-40 стоял в заводском ангаре, готовый к лётным испытаниям. Грузовой вариант Як-42 прошёл апробацию на коммерческих перевозках. Грузопассажирские варианты были готовы к серийному производству.
Постепенность изменений типовой конструкции этих самолётов обеспечивала текущую самоокупаемость их модернизации.
Конечно, директор знал, что инициатива у нас наказуема, и поэтому направил её в нишу воздушных перевозок, вроде бы, никем не занятую. Никто ведь не летает сегодня на самолётах такого класса, как Як-40 и Як-42, с необорудованных грунтовых, ледовых, снеговых и пр. аэродромов.
Но лоббисты зарубежной авиатехники, под которую нужно перестраивать теперь наши аэродромы и всю остальную инфраструктуру воздушных перевозок, поняли опасность, исходящую от саратовского директора и вовремя приняли меры, организовав ему и заводу долговую яму, т. е. банкротство.
Между тем, Ермишин так увлёкся «вездеходными» самолётами, что учредил заводское конструкторское бюро, которое приняло участие в конкурсе на разработку лёгкого военно-транспортного самолёта, объявленного тремя странами СНГ, а затем дополнило эту разработку гражданскими вариантами.
Дальше – больше. Увлечённость «вездеходностью» летательных аппаратов привела его к участию в создании «летающей тарелки» ЭКИП, которая по милости рейдеров обездвижена в заводском ангаре, хотя при Ермишине была готова к лётным испытаниям. В конструкции «тарелки» реализована идея экранолёта. Занявшись ею, саратовский директор не мог не заниматься тематикой экранопланов, чтобы придти к теме аэропоезда на «воздушной подушке».
Все эти наработки приобрели у него системный характер. Центрами их кристаллизации стали транспортно-логистические комплексы, объединённые в единую транспортную систему, которая всегда была и будет кровеносной системой протяжённых территорий нашего государства. Закупорка системы, даже самая незначительная и кратковременная, ведёт к нарушению его целостности.
Завод имел технологические линии для выпуска боевых самолётов и ракет к ним. Именно здесь были построены «вертикалки» Як-38, состоявшие на вооружении авианесущих крейсеров, обеспечивших выход нашего Военно-морского флота в океан. Вскоре от ударного самолёта вертикального взлёта и посадки Як-38 флотское руководство отказалось. Ему в замену, изменив идеологию взлёта и посадки, Ермишин предложил ударный самолёт Як-39, который был фактической модернизацией Як-38. Самолётом заинтересовалось командование Сухопутных войск, которое планировало его использование с передовых позиций пехоты. Там хорошо помнили исследовательскую работу, проведенную в Афганистане с участием Як-38. Всё это послужило основой для разработки «вертикалки» Як-141. Самолёт залетал и привлёк всеобщее внимание. Да так, что американцы скомпилировали его конструктивные решения в своём истребителе «пятого поколения» F-35.
Между прочим, на создание этого истребителя потрачено 240 миллиардов долларов, а разработка советской «вертикалки» стоила не более процента от указанной суммы.
Саратовский завод ждал государственного заказа на серию новых «вертикалок». Но не дождался, что воспринимается теперь авиаторами и, особенно, военными лётчиками, как личная драма. Среди них и автор большинства обращений и статей этого сборника Акименков А.В.
Сборник составлен из взаимосвязанных документов и других материалов, которые, дополняя друг друга, дают достаточно внятную картину состояния Саратовского авиационного завода и всего отечественного авиастроения.
Началось всё с обращения в Службу экономической безопасности России, которым лётчик-испытатель предупредил о готовящемся изъятии технической документации экранолёта ЭКИП для её продажи за рубеж. Вынужденный объяснять причины, побудившие его это сделать, Акименков А.В. написал статью «Ни себе, ни людям» и, сопроводив Аналитической запиской, отправил её в адрес Президента Путина В.В. и Руководителя ФСБ Патрушева Н.П. Поскольку ничего после этих обращений не изменилось, лётчик обратился к своему другу, Депутату Госдумы Безбородову Н.М., с просьбой довести текст статьи и записки до Генерального прокурора России Чайки Ю.Я. и Депутата от Саратовской области в Госдуме Слиска Л.К. Письма Безбородова Н.М. вызвали вал отписок из Саратовской области, которые ничего не прибавили к обстановке на заводе.
Ярчайшим свидетельством беспредела, творящегося на нём, стала статья «Срезанные крылья» Натальи Левенец, помещённая в саратовской газете «Время». Естественным следствием этой статьи, похожей на некролог, являются «беседы с опальным директором» лётчика-испытателя Акименкова А.В., которые вызвали необходимость в написании ряда уточняющих материалов.
Говорят, что надежда умирает последней. А вдруг перечисленные выше документы и материалы прочтёт высокое начальство, которое возмутится ситуацией и развернёт её развитие в обратную сторону? Ну, очень хочется увидеть такое маловероятное чудо среди всеобщего пофегизма.
Предлагаемые читателю материалы являются кровоточащим куском жизни, вырванным живьём из её общего контекста. Даже больно становится, будто его изъяли из твоей собственной груди. Советую прочесть, пока этот кусок не забальзамирован временем. Однако мне не только больно, но и стыдно, поскольку Салтыков-Щедрин со своим городом Глуповым здесь просто отдыхает. Несовместимы жизненно важные интересы громадной страны с мелочными интересами её бандитов и чиновников, одуревших от безнаказанности.
Вот и вся история одной глупости, сотворённой в Саратове.
С уважением,
пилот гражданской авиации,
лётчик-испытатель,
кандидат технических наук,
изобретатель СССР,
член-корреспондент Международной академии
проблем человека в авиации и космонавтике В.Т. Герасимов.
Комментарии
Победила их коррупция и жажда наживы за счет государства, воплощенные в перехвативших управление финансово-экономически обеспокоенных менеджеров.