Трамп подсчитал и прослезился, $7 трлн. утекли в песок Ближнего Востока

На модерации Отложенный

Трамп подсчитал во что обошлась Америке «демократизация» Ирака, Афганистана и Сирии.

Самую большую ошибку в истории США совершил экс-президент Джордж Буш-младший, когда решил ввести американские войска на Ближний Восток. Такое мнение в интервью телеканалу Hill.TV. высказал нынешний глава Белого дома Дональд Трамп. «Самая скверная и единственная ошибка за всю историю нашей страны — это решение пойти на Ближний Восток», — цитирует ТАСС американского лидера.

По его мнению, Обама поступил тоже неправильно, когда вывел оттуда солдат. Но ошибка Буша-младшего — худшая. Поскольку стоила Соединенным Штатам 7 триллионов долларов, а человеческие потери «с обеих сторон» исчисляются миллионами.

Происхождение озвученной статистики Трамп не уточнил. А телеканал в связи с его заявлением, приводит данные Пентагона, согласно которым на ведение военных операций в Ираке, Афганистане и Сирии с 2001 по 2018 год США потратили 1,52 трлн. долларов.

Но дело даже не в любом случае колоссальных финансовых тратах американцев. Ближний Восток из-за фейковой пробирки Колина Пауэлла полыхает второе десятилетие. А это, по сути, глобальной катастрофой. Именно так охарактеризовала действия США в регионе официальный представитель МИД России Мария Захарова в эфире радио Sputnik. Она отметила, что оценивать свои ошибки — внутреннее дело Соединенных Штатов, однако назвать это ошибками трудно. «Наверное, это те ошибки, которые хуже преступления», — сказала Захарова.

В любом случае, осознали — исправляйте! Нет, концентрация войск США на Ближнем Востоке только растет. Так, в настоящее время ударная группа ВМС США, во главе с атомным авианосцем «Гарри Трумэн» направляется к берегам Сирии, где уже сосредоточена группировка боевых кораблей США и их союзников, способная нанести удар более чем двумя сотнями крылатых ракет. Кроме того, в Персидском заливе, откуда также можно нанести удар по Сирии, находится американский эсминец «Салливанс» с 56 крылатыми ракетами, а на авиабазу США «Эль-Удейд» в Катаре перебазирован стратегический бомбардировщик В-1 В ВВС США с 24 крылатыми ракетами «воздух — поверхность» JASSM.

Как написал вчера на своей странице в Twitter Трамп, оказывается, по его мнению, страны Ближнего Востока не в состоянии защищать себя без помощи США. При том, что в апреле тот же Трамп в обращении к нации заявлял, что Штаты «ни при каких обстоятельствах» не собираются оставаться в Сирии бесконечно.

— Собственно говоря, Трамп не первый раз затрагивает этот сюжет, — комментирует ситуацию член российского Экспертного совета Института социально-экономических и политических отношений, профессор Леонид Поляков. — И это связано с тем, что в его предвыборной программе есть одна позиция (одна из важнейших трех), как раз связанная с этим сюжетом.

Напомню, Трамп шел на выборы с тремя главными идеями. Прежде всего — экономический национализм. Дальше — то, что называется «America First» — т.е. превыше всего интересы Америки. Это значит — отказ от глобализма и прежней традиции американцев заниматься продвижением демократии и свержением режимов. И третья позиция — деконструкция административного государства. То есть, уменьшение государственного участия в экономике и судьбах людей. Грубо говоря, прекращение халявы.

Трамп регулярно напоминает, что он обещал и что реально делает. И в этом смысле его обращение к сюжету, связанному с вводом войск в Афганистан и Иран, это очередное напоминание, что он эту порочную практику, в принципе, хочет прекратить.

«СП»: — Он еще полгода назад говорил, что в Сирии американские военные не задержатся. Но никаких признаков, что они оттуда уходят, до сих пор нет.

— Что касается Сирии, то здесь ситуация, я бы сказал, двойственная… Для самого Трампа, в принципе, важнее следовать своей объявленной программе, чтобы в очередной раз подтвердить избирателям, что он человек слова. Это очень важно, потому что его победа, которая оказалась в свое время большим сюрпризом для многих, связана именно с тем, что большое число американцев, действительно, поверило в его программу. И тщательно следит за тем, как он следует своим обязательным тезисам.

Но в его команде разные люди. В том числе такой персонаж, как Джон Болтон, сменивший Герберта Макмастера на посту советника по нацбезопасности.

И Майк Помпео, который сменил прежнего госсекретаря Рекса Тиллерсона. Эти ребята настроены всеми силами удерживать плацдармы в Сирии.

Во-первых, потому что для них союз с Израилем — стратегическим партнером в регионе — является приоритетным. Во-вторых, они намерены любой ценой противостоять всему, что делает Россия там.

«СП»: — Для Трампа разве это неважно?

— Для самого Трампа это не так принципиально. Мы помним его предвыборную программу, где он выразил надежду, что удастся поладить с Россией. И заверял, что это лучше, чем враждебные отношения с Россией.

Но поскольку контекст сильно поменялся, он вынужден идти под давлением собственного Конгресса и собственной партии по пути конфронтации с Россией. Ему, я бы сказал так, трудно противостоять собственным советникам.

Получается, президент США во многом зависим. В принципе, несмотря на то, что Трамп — глава государства и главнокомандующий, не от него, в конечном счете, зависит решение вопроса о том, когда уйдут оттуда американцы. И уйдут ли вообще?

Это подвешенный вопрос. Это вопрос текущей политики, текущей конъюнктуры. И очень похоже, что обещание Трампа, что Америка выведет войска из Сирии, повисло, в воздухе.

Хотя нужно учитывать, что для самих американцев вопрос о выводе армии США из опасных зон достаточно болезненный. И я не исключаю, что на этом поле Трамп еще сможет поиграть, если, конечно, захочет. Но, скорей всего, американцы в Сирии останутся всерьез и надолго.

«СП»: — С какой целью?

— По двум причинам. Во-первых, они считают, что таким образом гарантируют безопасность Израиля перед иранской угрозой. Мы знаем, что иранскую сделку американцы решили окончательно отменить. Это значит, что напряжение между Ираном и Израилем еще больше усилится.

Ну, и во-вторых, если антироссийская стратегия уже принята ими фактически как необъявленная национальная стратегия, то будут держаться всеми силами для того, чтобы помешать реализации наших планов, рассчитанных на политическое урегулирование, на реконструкцию Сирии.

Член Научного совета при Совбезе РФ, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Андрей Манойло отметил, что американцы уже начинают выводить свои войска:

— Не все у нас об этом знают, но США действительно выводят своих военных советников, выводят ударные группы и сворачивают ротные опорные пункты. То есть, Трамп слово держит. Он весной заявил, что будет выводить войска из Сирии, и американцы из Сирии уходят.

При этом не надо обращать внимание на маневры в Средиземном море, где сейчас концентрируются американские военные корабли — бороздить просторы Средиземноморья может кто угодно, и как угодно. Основной фактор присутствия американцев, это все-таки наземное присутствие.

Поэтому когда Трамп говорит, что Буш, введя войска на Ближний Восток, совершил самую большую ошибку, он говорит истинную правду. Ведь, действительно, решив уничтожить иракское государство и режим Саддама Хусейна, Буш, тем самым, нанес первый сокрушительный удар по существовавшей системе баланса силы и стратегической стабильности на Ближнем Востоке.

Что касается Обамы, то Трамп наверняка имел в виду то, что Обама совершил ошибку, приняв решение о выводе войск, но так и не сделал это. И это правда. Потому что частью программы Обамы, когда он баллотировался на высший пост, была программа вывода американских войск из Афганистана и Ирака. За что, собственно, ему и дали авансом Нобелевскую премию мира. Но когда он начал выводить войска из Афганистана, выяснилось, что оставшиеся части не могут удержать там проамериканские силы на плаву. И тогда Обама не просто не сократил группировку, он перебросил туда еще несколько дивизий. То есть, сделал все наоборот.

«СП»: — А что, по-вашему, говорит в пользу того, что Трамп не усугубит ошибки предшественников?

— Ему просто не нужен такой источник расходов. К тому же, о том, что он все-таки собирается выводить войска из Сирии, свидетельствуют отчасти и переговоры которые проамериканские курды из «Сирийских демократических сил» ведут с Асадом. А они ведут переговоры об образовании курдской автономии в составе сирийского государства. Там речи не идет об отделении.

Поэтому Трамп, в общем, последовательно в этом отношении действует. Я здесь не вижу никаких противоречий.