Новая дивизия Войска Польского как реакция на исчезновение Белоруссии

 

В гло­баль­ном во­ен­ном стро­и­тель­стве Вар­ша­ва ис­хо­дит из того, что  Бе­ло­рус­сия пре­кра­тит свое су­ще­ство­ва­ние как неза­ви­си­мое го­су­дар­ство.

На про­тя­же­нии по­след­не­го де­ся­ти­ле­тия  на­блю­да­ет­ся про­цесс за­мет­но­го дви­же­ния Польши на пути к до­сти­же­нию если  не клю­че­во­го, то точно зна­чи­тель­но­го вли­я­ния в Европе, как кол­лек­тив­ном  Западе. Или того, во что он сейчас пре­вра­ща­ет­ся се­год­ня.

Со­бы­тия раз­ви­ва­ют­ся по двум па­рал­лель­ным  на­прав­ле­ни­ям. По­ли­ти­че­ски Вар­ша­ва ре­а­ли­зу­ет стра­те­гию ли­дер­ства по  объ­еди­не­нию "с собой во главе" стран Во­сточ­ной Европы и При­бал­ти­ки.  По­сте­пен­но при­хо­дя к осо­зна­нию оче­вид­но­го несо­от­вет­ствия, по спор­тив­но­му  говоря, своей ве­со­вой ка­те­го­рии уровню ли­де­ров, они ис­под­воль  скло­ня­ют­ся к идее "сбить­ся кучей" под зна­ме­нем Польши, как вы­ра­зи­те­ля их  ин­те­ре­сов по со­хра­не­нию "корм­ле­ния за счет Европы".

Впро­чем, это ис­то­рия от­дель­ная. Сейчас  важно другое. Ре­а­ли­за­ция гло­баль­ных пре­тен­зий неиз­беж­но при­во­дит Польшу к  необ­хо­ди­мо­сти их под­креп­ле­ния до­ста­точ­ным си­ло­вым ар­гу­мен­том. Фор­маль­но  – чтобы суметь от­ра­зить мнимую рос­сий­скую во­ен­ную агрес­сию. Фак­ти­че­ски –  ради об­ре­те­ния во­ен­ных воз­мож­но­стей, до­ста­точ­ных, в случае  необ­хо­ди­мо­сти, для ис­пол­не­ния по­ли­цей­ских функ­ций в случае рас­па­да  Единой Европы, как не так давно НАТО в Юго­сла­вии.

Кого и как в пер­спек­ти­ве поляки со­би­ра­ют­ся  "делить" пока не ясно, однако чис­лен­ность армии они начали на­ра­щи­вать  ак­тив­но. Первым шагом на этом пути стало объ­яв­ле­ние в сен­тяб­ре 2016 года  о вос­со­зда­нии войск тер­ри­то­ри­аль­ной обо­ро­ны  (Wojska Obrony Terytorialnej). Из­на­чаль­но пред­по­ла­га­лось, что к 120 тыс  лич­но­го со­ста­ва кад­ро­вых во­ору­жен­ных сил страны (Войска Поль­ско­го),  фор­ми­ру­е­мых, как в США и НАТО, по доб­ро­воль­но­му прин­ци­пу, до­ба­вят­ся еще  полки тер­ри­то­ри­аль­ной обо­ро­ны, близко по­хо­жие на аме­ри­кан­скую  на­ци­о­наль­ную гвар­дию в ко­ли­че­стве еще 120 тыс че­ло­век. Тем самым общая  чис­лен­ность си­ло­вых под­раз­де­ле­ний страны должна была удво­ить­ся.

Однако чуть позд­нее, в де­каб­ре того же  года, когда поль­ский Сейм вернул назад все­об­щую во­ин­скую по­вин­ность,  ока­за­лось, что эко­но­ми­ка страны спо­соб­на по­тя­нуть лишь 50 тыс  до­пол­ни­тель­ных солдат. Так из­на­чаль­но ожи­дав­ши­е­ся тер­ри­то­ри­аль­ные полки  усохли до ба­та­льо­нов, а общий размер армии по факту уве­ли­чил­ся только до  170 тыс "штыков".

На данный момент первый (три ба­та­льо­на на  во­сточ­ной гра­ни­це) и второй (по ба­та­льо­ну в Вар­мин­ско-Мазу­вес­ком и  сто­лич­ном Ма­зо­вец­ком во­е­вод­ствах) этапы раз­вер­ты­ва­ния за­кон­че­ны. В  на­сто­я­щий момент бОТы фор­ми­ру­ют­ся в пяти цен­траль­ных во­е­вод­ствах.  Со­зда­ние по­след­них шести тер­ба­тов должно за­кон­чить­ся в 2019 году.  Спра­вед­ли­во­сти ради сле­ду­ет от­ме­тить, что само поль­ское ко­ман­до­ва­ние  пред­по­чи­та­ет громко име­но­вать их сразу бри­га­да­ми, хотя по чис­лен­но­сти  (около 650 чел) они на такой уро­вень явно не тянут.

Однако на этом Вар­ша­ва не оста­но­ви­лась.  Портал Defence24.pl анон­си­ро­вал пре­зен­та­цию плана во­ен­но­го ве­дом­ства  страны по со­зда­нию еще одной новой пол­но­фор­мат­ной ме­ха­ни­зи­ро­ван­ной  ди­ви­зии. В до­пол­не­ние к уже су­ще­ству­ю­щим  1-й Вар­шав­ской имени Та­де­уша Ко­стюш­ко, 12-й Щу­цин­ской имени Бо­ле­сла­ва  Кри­во­усто­го и 16-й По­мор­ской имени короля Ка­зи­ме­жа Ягел­лон­чи­ка.

 

И вот с этого мо­мен­та на­чи­на­ет­ся самое важное. Глав­ной стра­те­ги­че­ской за­да­чей новой части  ко­ман­до­ва­ни­ем опре­де­ля­ет­ся от­ра­же­ние воз­мож­но­го удара рос­сий­ских войск с  брест­ско­го на­прав­ле­ния. Им не дает покоя ис­то­рия так на­зы­ва­е­мо­го "удара  в спину". Тор­же­ства по случаю учре­жде­ния части со­сто­я­лись 17 сен­тяб­ря  по месту дис­ло­ка­ции ее штаба в городе Сельд­це и были при­уро­че­ны "к  го­дов­щине втор­же­ния со­вет­ских войск в Польшу в 1939 году".

При­ме­ча­тель­но в про­ис­хо­дя­щем сле­ду­ю­щее.  Поль­ские стра­те­ги ис­хо­дят из того, что в пер­спек­ти­ве бли­жай­ших десяти  лет во­ору­жен­ные силы неза­ви­си­мой Бе­ла­ру­си пе­ре­ста­нут су­ще­ство­вать как  класс и как по­ня­тие. По мнению Вар­ша­вы, Минск к тому мо­мен­ту  гео­по­ли­ти­че­скую субъ­ект­ность пол­но­стью утра­тит, в лучшем случае  пре­вра­тив­шись в пол­но­стью под­чи­нен­ный Москве до­ми­ни­он, в худшем для  по­ля­ков случае – вообще войдет в состав РФ на правах фе­де­раль­но­го  ре­ги­о­на. В любом из ва­ри­ан­тов рос­сий­ские войска будут сво­бод­но  дис­ло­ци­ро­вать­ся на тер­ри­то­рии ны­неш­ней Бе­ла­ру­си. Тем самым про­тя­жен­ность  линии со­при­кос­но­ве­ния с «по­тен­ци­аль­ным агрес­со­ром» уве­ли­чи­ва­ет­ся, что и  служит, так ска­зать, клю­че­вым мо­ти­вом для фор­ми­ро­ва­ния новой  ме­ха­ни­зи­ро­ван­ной части.

Что ин­те­рес­но, поль­ские взгля­ды на  пер­спек­ти­вы Бе­ло­рус­сии, не от­ли­ча­ют­ся уни­каль­но­стью. Пуб­ли­ка­ции  ана­ли­ти­че­ских ис­точ­ни­ков самого Се­ве­ро­ат­лан­ти­че­ско­го аль­ян­са, а также  раз­но­го рода се­рьез­ных фабрик «стра­те­ги­че­ской мысли" в США ис­хо­дят  прак­ти­че­ски из тех же пред­по­сы­лок. Учения войск НАТО уже третий год  подряд про­во­дят­ся так, словно "в случае чего" во­е­вать Западу пред­сто­ит  только против рос­сий­ских во­ору­жен­ных сил, ко­то­рые, при этом, будут  дей­ство­вать из Бе­ла­ру­си как с соб­ствен­ной рос­сий­ской тер­ри­то­рии.

В осталь­ном поляки оста­ют­ся верны себе.  Хотя пуб­лич­но там го­во­рят об из­вле­че­нии ис­то­ри­че­ско­го опыта и  необ­хо­ди­мо­сти обес­пе­че­ния на­ци­о­наль­ной обо­ро­ны только своими силами, ибо  со­юз­ни­ки Польшу всегда пре­да­ва­ли, по факту задача новой ди­ви­зии  сво­дит­ся лишь к за­дер­жа­нию ги­по­те­ти­че­ско­го рос­сий­ско­го на­ступ­ле­ния до  под­хо­да со­юз­ни­ков. Правда, не очень по­нят­но - каких именно. По  чис­лен­но­сти во­ору­жен­ных сил, тем более по ко­ли­че­ству име­ю­щих­ся танков и  САУ (как в строю, так и в ре­зер­ве), Войско Поль­ское уже прак­ти­че­ски  пре­вос­хо­дит армии Гер­ма­нии, Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Италии вместе  взятых. 

Впро­чем, ве­ро­ят­нее всего, Вар­ша­ва на­де­ет­ся на аме­ри­кан­цев, ко­то­рых упорно упра­ши­ва­ет  раз­вер­нуть на своей тер­ри­то­рии по­сто­ян­ную во­ен­ную базу для раз­ме­ще­ния  ми­ни­мум ме­ха­ни­зи­ро­ван­ной, а лучше сразу тан­ко­вой ди­ви­зии армии США,  несмот­ря на то, что это на­ру­шит ос­но­во­по­ла­га­ю­щий до­го­вор «Россия-НАТО».  Ради этого поляки даже со­глас­ны пла­тить дань в раз­ме­ре двух мил­ли­ар­дов  дол­ла­ров в год (правда, ко­неч­но, не своих, а из бюд­же­та ЕС). Ва­шинг­тон,  впро­чем, пока не менее изящно от такой пер­спек­ти­вы укло­ня­ет­ся. Хотя  неофи­ци­аль­но НАТО к пе­ре­ба­зи­ро­ва­нию ты­ло­во­го рубежа обо­ро­ны "дальше на  восток" при­сту­пи­ло уже с се­ре­ди­ны 2016 года.

Судя по всему, именно эти дей­ствия  Ва­шинг­то­на и сти­му­ли­ру­ют по­ля­ков питать на­деж­ду пре­вра­тить­ся в глав­но­го  пред­ста­ви­те­ля США в Европе. По­нят­ное дело, бу­ду­щий статус тре­бу­ет и  со­от­вет­ству­ю­щих внеш­них ат­ри­бу­тов. В том числе, во­ен­ных.