Ритуальные пляски на могилах жертв смоленской авиакатастрофы

Польша готова переписать доклад МАК о произошедшей весной этого года авиакатастрофе президентского лайнера под Смоленском, в результате которой погибли глава государства Лех Качиньский и более 90 высокопоставленных чиновников страны. 

В октябре 2010 года, польская сторона получила 200-страничный проект отчета о причинах крушения президентского Ту-154М под Смоленском. Проект заключительного доклада написан на русском языке. Документ разделен на 5 основных частей. В первой части подробно изложено техническое состояние и оборудование разбившегося Ту-154М, а также содержится информация о квалификации экипажа. В остальных разделах описаны погодные условия в день катастрофы – 10 апреля 2010 года, а также все, что удалось выяснить о ситуации на борту непосредственно до трагедии. Причиной трагедии называется «ошибка пилота». 

Однако поляки подготовили 150 страниц замечаний к этому отчету. Документом остались недовольны не только оппозиционные силы, но и представители власти. Так, премьер-министр Дональд Туск заявил, что в таком виде документ неприемлем для польской стороны. Он посчитал, что российская сторона не склонна определять свою долю ответственности и описать ее в отчете. 

«Проект доклада МАК в том виде, в котором он был передан российской стороной, безусловно, не может быть принят», – заявил в этой связи Дональд Туск. Он отметил, что у польской стороны возникло слишком много замечаний. «Тем более что ошибки или отсутствие позитивной реакции на требования польской стороны – все это позволяет нам сказать, что некоторые пункты в этом докладе являются необоснованными. Я не говорю, что они фальшивые, но они не находят подтверждения в исследованиях так, как мы это оцениваем. Посмотрим, каков будет ответ российской стороны», – подчеркнул глава польского правительства. 

В России сочли претензии Польши необоснованными. Президент Дмитрий Медведев, комментируя произошедшее, выразил надежду на то, что отказ Варшавы принять доклад вызван лишь эмоциями, призвав не политизировать расследование. «Мне бы хотелось полагать, что это эмоции и реакция на внутриполитические перипетии, которые существуют в самой Польше.

Польша расколота на части, это очевидно – их общественная ментальность раскололась. Но это не должно сказываться на наших отношениях. Я надеюсь, что у польских политиков достаточно разума и воли принять соответствующие выводы без каких-либо избыточных политических комментариев», – подчеркнул он. 

Однако, аккредитованный при Межгосударственном авиационном комитете (МАК) представитель Польши полковник Эдмунд Клих исключил любые переговоры с российской стороной на предмет окончательного содержания отчета по Смоленской катастрофе. По словам Клиха, если юристы допускают ведение переговоров, то для исследователя это невозможно. 

«Не может быть переговоров вокруг правды. Есть правда, есть факты и нужно их оценить, сделать выводы и определить причины», - заявил Клих. На вопрос, что будет, если отчет МАК не будет приемлем для польской стороны, Клих заявил: «Мы передали нашу позицию. Если эта позиция не будет учтена, я совместно с группой экспертов будем способны написать собственный отчет. Истории известны такие случаи, нет проблем». Он еще раз подчеркнул, что «любого рода торг вокруг правды исключен». Поневоле вспоминается бессмертное – «торг здесь неуместен». 

Понятно, что формулировка «ошибка пилота» полякам очень неприятна. Может быть, справедливо было бы написать «причиной аварии послужили указания некоего очень важного лица, чьи пожелания пилот вынужден был исполнять»? Если диспетчеры рекомендуют отказаться от посадки и идти на запасной аэродром, то не надо демонстрировать непреклонную волю и несгибаемость… 

Но ведь так писать нельзя, недипломатично это и страшно неполиткорректно…