То самое Ольгино. Логово интернет-троллей, где ставят раком интернет

 

Это в сказ­ках тролли живут под мостом и их можно за­мо­чить. В нашей ре­аль­но­сти тролли куч­ку­ют­ся в местах типа Оль­ги­но и мочить их не ре­ко­мен­ду­ет УК РФ.

11688036_original.jpg


"Оль­гин­ские" так много гадили под моими по­ста­ми (осо­бен­но про Укра­и­ну), и так меня до­ста­ли, что я решил при­е­хать к ним сам. (статья - взята отсюда - https://​macos.​livejournal.​com/​1786591.​html?​utm_​sou​rce=new​slet​ter&​utm_​med...)



1 "Фаб­ри­ка трол­лей" ставит раком весь ин­тер­нет. Несколь­ко де­сят­ков людей наняты на работу спе­ци­аль­но для того чтобы писать ком­мен­та­рии под по­пу­ляр­ны­ми в ин­тер­не­те по­ста­ми и но­во­стя­ми, со­зда­вать ви­ди­мость "об­ще­ствен­но­го мнения" и гнуть вы­год­ную за­каз­чи­ку линию.

Спо­рить с ними бес­по­лез­но, вам будут от­ве­чать. Это не роботы, а живые люди, на­учен­ные вести пе­ре­пис­ку по спе­ци­аль­ным "ме­то­дич­кам" и скрип­там. Кто-то скажет, что эта фаб­ри­ка - миф, но кто из нас не стал­ки­вал­ся в ин­тер­не­те с упер­ты­ми и даже упо­ро­ты­ми пер­со­на­жа­ми с явно фей­ко­вым про­фи­лем? Само яв­ле­ние пошло из Оль­ги­но - района Пе­тер­бур­га, где из­на­чаль­но на­хо­дил­ся офис плат­ных ком­мен­та­то­ров. Отсюда и на­зва­ние

2 Рай­о­но­об­ра­зу­ю­щие пред­при­я­тия Оль­ги­но это Северо-За­пад­ная ТЭЦ и рас­по­ло­жен­ная по со­сед­ству стан­ция аэра­ции. Знаете, что скры­ва­ет­ся за кра­си­вым словом? Очист­ные со­ору­же­ния. По­ло­ви­на Питера гадит в уни­та­зы и дерьмо по трубам несёт­ся пря­ми­ком сюда! За­бав­ное сов­па­де­ние, правда? :)


LR2018.08-RUS-Olgino-3.jpg

3 Ещё одна ирония судьбы - в по­сёл­ке, откуда на весь мир рас­ска­зы­ва­ли о ве­ли­чии России, наших успе­хах и про­ры­вах, о пре­вос­ход­стве всего рус­ско­го перед всем ино­стран­ным стоит недо­стро­ен­ная и за­бро­шен­ная во­ин­ская часть. Пустые ко­роб­ки домов одно время об­лю­бо­ва­ли страйк­бо­ли­сты, а тер­ри­то­рию вокруг ис­поль­зу­ют в ка­че­стве неле­галь­ной свалки.
LR2018.08-RUS-Olgino-4.jpg

4На крышах уже вы­сит­ся мо­ло­дая по­росль де­ре­вьев, а буйная зелень вокруг на­по­ми­на­ет Чер­но­быль, где при­ро­да за­би­ра­ет своё у че­ло­ве­ка. Внутрь я не пошёл, обо­шёл­ся про­лё­том на квад­ро­ко­пте­ре. Ван­да­лы и охот­ни­ки за ме­тал­лом украли всё, что только было можно, теперь там даже ходить опасно. Плюс, всё за­ва­ле­но му­со­ром.
LR2018.08-RUS-Olgino-5.jpg

5 Может, именно здесь рас­по­ла­гась "фаб­ри­ка", а уезжая "крем­ле­бо­ты" всё раз­ло­ма­ли и ста­ра­тель­но за­га­ди­ли? Про­сле­жи­ва­ет­ся их почерк!

6 В осталь­ном, Оль­ги­но это обыч­ный дачный по­сё­лок на северо-западе Пе­тер­бур­га, на пути в Выборг и Фин­лян­дию. После того, как от­кры­ли За­пад­ный ско­рост­ной диа­метр, этой до­ро­гой почти не поль­зу­ют­ся. За­едешь в глубь - обыч­ные дачи. До­ро­гие кот­те­джи со­сед­ству­ют со ста­ры­ми "де­ре­вяш­ка­ми".
LR2018.08-RUS-Olgino-7.jpg

7 Многие дома по­ко­си­лись и раз­ва­ли­ва­ют­ся, стоят за­бро­шен­ны­ми и никому не нуж­ны­ми. Время от вре­ме­ни они горят, и тогда у фор­маль­ных хозяев не оста­ёт­ся причин не про­да­вать землю. Руины сносят, на их месте воз­во­дят за­го­род­ные ре­зи­ден­ции за вы­со­ки­ми за­бо­ра­ми. Место-то знат­ное. До ре­во­лю­ции было мест­ной "Руб­лёв­кой" в её со­вре­мен­ном по­ни­ма­нии. Бо­га­тые жители рос­сий­ской сто­ли­цы от­стра­и­ва­лись по пер­во­му раз­ря­ду и бывали здесь на­ез­да­ми, от­дох­нуть среди сосен от го­род­ской суеты.
LR2018.08-RUS-Olgino-8.jpg

8 В каком-то смысле Оль­ги­но можно срав­нить с лат­вий­ской Юр­ма­лой, те же резные де­ре­вян­ные домики среди сосен. Только у при­бал­тий­ских со­се­дей всё не так за­пу­ще­но. Зато в Оль­ги­но по­па­да­ют­ся на­сто­я­щие ше­дев­ры - дом Кон­стан­ти­но­ва счи­та­ет­ся одним из самых рос­кош­ных в округе. Пол­но­стью он в кадр не попал, справа оста­лось ве­ли­ко­леп­ное крыль­цо с де­ре­вян­ным "ко­кош­ни­ком"
LR2018.08-RUS-Olgino-9.jpg

10 Лишь немно­гие из новых хозяев оль­гин­ских дач ста­ра­ют­ся вос­ста­но­вить старые дома или по­стро­ить что-то ар­хи­тек­тур­но по­хо­жее.
LR2018.08-RUS-Olgino-11.jpg

11 Но и такие дворцы по­па­да­ют­ся неча­сто. Ин­те­рес­но, кто живёт в этом рос­кош­ном убо­же­стве? Из­вест­но лишь то, что когда-то здесь тоже стоял резной де­ре­вян­ный дом 1908 года по­строй­ки.
LR2018.08-RUS-Olgino-12.jpg

9 В общем, хва­лить Россию и ругать Запад из Оль­ги­но по­лу­ча­лось не очень, ру­ко­вод­ство "фаб­ри­ки" решило сме­нить про­пис­ку.
LR2018.08-RUS-Olgino-10.jpg

12 Ди­ван­ная веб-бри­га­да пе­ре­бра­лась в неболь­шой офис­ный центр между метро Старая де­рев­ня и Чёрная речка, но кличка "оль­гин­ские" при­лип­ла к ним на­все­гда.
LR2018.08-RUS-Olgino-13.jpg

13 Вот эта улица, вот этот дом - Са­вуш­ки­на 55. Адрес, про­сла­вив­ший­ся на весь мир. Рас­сле­до­ва­ние о логове трол­лей про­во­дил даже журнал New York Times, вы­пу­стив­ший свой ре­пор­таж в том числе на рус­ском языке!
LR2018.08-RUS-Olgino-14.jpg

Я сидел в тёмном кафе в тихом уголке При­мор­ско­го района Пе­тер­бур­га. Вокруг на­хо­ди­лись урод­ли­вые со­вет­ские мно­го­этаж­ки и не менее урод­ли­вые офис­ные здания недав­ней по­строй­ки. Среди них стоит и дом 55 по улице Са­вуш­ки­на. Его серый, иде­аль­но сим­мет­рич­ный фасад с пря­мо­уголь­ны­ми ко­лон­на­ми подъ­ез­да на­по­ми­на­ет своей непри­ступ­но­стью сред­не­ве­ко­вую кре­пость. За стек­лян­ны­ми дверь­ми стоит пара ме­тал­ли­че­ских тур­ни­ке­тов, ко­то­рые охра­ня­ют вход на неболь­шую лест­ни­цу, ве­ду­щую в фойе. На дворе стоял апрель, была пят­ни­ца, 9 часов вечера, и всё здание, за ис­клю­че­ни­ем лест­ни­цы и фойе, было аб­со­лют­но тёмным.

Мою со­бе­сед­ни­цу это уди­ви­ло. Я сидел на встре­че с бывшей со­труд­ни­цей агент­ства по имени Люд­ми­ла Савчук. Она по­ка­ча­ла го­ло­вой и ото­дви­ну­ла тя­же­лую за­на­вес­ку, чтобы ещё раз по­смот­реть на тёмное здание. Савчук рас­ска­зы­ва­ла мне, как она ра­бо­та­ла в этом здании сме­на­ми по 12 часов, ко­то­рые всегда на­чи­на­лись в 9 утра и за­кан­чи­ва­лись в 9 вечера. Одна рос­сий­ская газета под­счи­та­ла, что в ор­га­ни­за­ции ра­бо­та­ло около 400 че­ло­век, а её бюджет со­став­лял как ми­ни­мум 20 мил­ли­о­нов рублей в месяц. При Савчук в ор­га­ни­за­ции было мно­же­ство от­де­лов, каждый из ко­то­рых про­из­во­дил кон­тент для опре­де­лён­ной со­ци­аль­ной сети: в одном писали посты для Живого Жур­налa, в другом — ста­ту­сы для Вкон­так­те.Были от­дель­ные под­раз­де­ле­ния, за­ни­мав­ши­е­ся Facebook, Twitter и Instagram. Целый отдел писал ком­мен­та­рии на сайтах рос­сий­ских СМИ. По оцен­кам одного из со­труд­ни­ков, ор­га­ни­за­ция за­ни­ма­ла как ми­ни­мум 40 ка­би­не­тов.

Каждый день в «Агент­стве ин­тер­нет-ис­сле­до­ва­ний», рас­ска­зы­ва­ла Савчук, про­хо­дил оди­на­ко­во. Первым делом в начале ра­бо­че­го дня каждый со­труд­ник под­клю­чал­ся к прокси-сер­ве­ру, ко­то­рый скры­вал его на­сто­я­щий IP-адрес (иногда по такому циф­ро­во­му адресу можно вы­яс­нить лич­ность его вла­дель­ца). Савчук вы­да­ва­ли список тем, ко­то­рые нужно про­па­ган­ди­ро­вать. Каждый со­труд­ник по­лу­чал «тех­ни­че­ские за­да­ния» - по­дроб­но рас­пи­сан­ные ин­тер­пре­та­ции самых ак­ту­аль­ных со­бы­тий. В каждом за­да­нии важное место за­ни­ма­ла Укра­и­на, где шла граж­дан­ская война между се­па­ра­ти­ста­ми, ко­то­рых под­дер­жи­ва­ла Россия, и укра­ин­ской армией. Савчук и её кол­ле­ги должны были пуб­ли­ко­вать ком­мен­та­рии с оскорб­ле­ни­я­ми в адрес пре­зи­ден­та Укра­и­ны Петра По­ро­шен­ко и опи­са­ни­я­ми зверств, со­вер­шён­ных укра­ин­ски­ми во­ен­ны­ми. Много при­хо­ди­лось писать и о рос­сий­ских внут­рен­них делах. В про­шлом году в России слу­чил­ся фи­нан­со­вый кризис, рубль об­ва­лил­ся, и армия про­фес­си­о­наль­ных трол­лей при­ня­лась со­чи­нять оп­ти­ми­сти­че­ские посты о том, как опе­ра­тив­но власти страны вос­ста­нав­ли­ва­ют эко­но­ми­че­ский баланс.

По сути, Савчук была трол­лем. Термин «тролль» по­явил­ся в начале 90-х в ка­че­стве неодоб­ри­тель­но­го обо­зна­че­ния людей, ко­то­рые вме­ши­ва­лись в беседы в сети. Они за­пол­ня­ли эфир бес­ко­неч­ной ру­га­нью или по­то­ком от­вра­ти­тель­ных фо­то­гра­фий, отчего любая дис­кус­сия за­хлё­бы­ва­лась в потоке дерьма. Ин­тер­нет рос и раз­ви­вал­ся, и про­бле­ма трол­лей ста­но­ви­лась всё более ак­ту­аль­ной, хотя их так­ти­ка со вре­ме­нем со­вер­шен­но не ме­ня­лась. Тролль в наши дни — это сто­рон­ник ИГИЛ, ко­то­рый под псев­до­ни­мом пишет оскорб­ле­ния в адрес кри­ти­че­ски на­стро­ен­но­го жур­на­ли­ста или аме­ри­кан­ский аги­та­тор правых взгля­дов, ко­то­рый пы­та­ет­ся дис­кре­ди­ти­ро­вать де­мон­стра­цию против по­ли­цей­ско­го на­си­лия, при­тво­ря­ясь де­мон­стран­том-ху­ли­га­ном. По обе сто­ро­ны любого круп­но­го кон­флик­та в ин­тер­не­те воюют целые армии трол­лей.

Но «Агент­ство», по словам Савчук, вывело ис­кус­ство трол­лин­га на про­мыш­лен­ный уро­вень. Ру­ко­вод­ство было одер­жи­мо ста­ти­сти­кой: про­смот­ры стра­ниц, ко­ли­че­ство постов, место блога в рей­тин­ге ЖЖ. Ра­бо­чий график со­сто­ял из двух подряд днев­ных смен, за ко­то­ры­ми сле­до­ва­ли два вы­ход­ных. За одну такую смену она должна была вы­пол­нить норму в пять по­ли­ти­че­ских постов, 10 непо­ли­ти­че­ских и от 150 до 200 ком­мен­та­ри­ев к постам других со­труд­ни­ков. Со вре­ме­нем работа начала вы­зы­вать у неё тош­но­ту: ей при­хо­ди­лось писать га­до­сти про ли­де­ров оп­по­зи­ции, о ко­то­рых она лично не имела ни­ка­ко­го мнения, или про укра­ин­цев – при том, что укра­ин­ца­ми были её бли­жай­шие зна­ко­мые, вклю­чая быв­ше­го мужа.

Сред­ний воз­раст со­труд­ни­ков не пре­вы­шал 30 лет, но про­ис­хо­ди­ли они из всех слоёв рос­сий­ско­го об­ще­ства. Впе­чат­ле­ние было такое, будто в агент­ство на­би­ра­ли вообще всех, кто от­кли­кал­ся на одно из мно­го­чис­лен­ных объ­яв­ле­ний о ва­кан­си­ях, вне за­ви­си­мо­сти от уровня об­ра­зо­ва­ния или по­ли­ти­че­ской под­го­тов­ки. Посты кишели ло­ги­че­ски­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми. «Какие же они тупые», – го­во­рит Марат Бурк­хардт, ко­то­рый два месяца про­ра­бо­тал в отделе, за­ни­мав­шем­ся ин­тер­нет-фо­ру­ма­ми. В день он должен был за­по­стить не меньше 135 ком­мен­та­ри­ев на одном из неболь­ших фо­ру­мов, по­свя­щен­ных жизни в от­да­лён­ных рос­сий­ских го­ро­дах. В офис­ных бе­се­дах со­труд­ни­ки агент­ства от­зы­ва­лись о Петре По­ро­шен­ко, ис­поль­зуя оскор­би­тель­ные обо­зна­че­ния геев, а Барака Обаму на­зы­ва­ли обе­зья­ной. Для лик­ви­да­ции без­гра­мот­но­сти ру­ко­вод­ство пы­та­лось про­во­дить лекции для со­труд­ни­ков. Другим со­труд­ни­кам устра­и­ва­ли уроки «по­ли­то­ло­гии» с целью разъ­яс­не­ния по­зи­ции России по разным во­про­сам.

- вот что пишет NYT о до­став­шем даже аме­ри­кан­цев агент­стве трол­лей.



14 Сейчас ле­ген­дар­ное здание пу­сту­ет и сда­ёт­ся в аренду, трол­лей на Са­вуш­ки­на больше не кормят. Зато на той же улице я встре­тил стран­но­го ве­ло­си­пе­ди­ста, по­хо­же­го од­но­вре­мен­но и на До­наль­да Трампа и на актёра Сергея Селина, сыг­рав­ше­го опера Ду­ка­ли­са в се­ри­а­ле про ментов.
LR2018.08-RUS-Olgino-15.jpg

15 Но сами ин­тер­нет-тролли никуда не делись, вы и сами видите по ко­ли­че­ству дерьма в ком­мен­та­ри­ях. К концу про­шло­го года рос­сий­ская "фаб­ри­ка" пе­ре­еха­ла на улицу Оп­ти­ков в том же Пе­тер­бур­ге, это всего пара квар­та­лов по карте от про­шло­го адреса на Са­вуш­ки­на. В бизнес центре "Лахта" вроде как и усло­вия лучше, и по­ме­ще­ния про­стор­нее: СМИ (правда укра­ин­ские) пишут, что они теперь за­ни­ма­ют в три раза боль­шую пло­щадь.
LR2018.08-RUS-Olgino-16.jpg

16 Вон то непри­мет­ное здание во дворе (бизнес-центр "Лахта-2") , по­стро­ен­ное летом 2016 года и есть теперь новый офис "агент­ства ин­тер­нет-ис­сле­до­ва­ний". По ин­фор­ма­ции из разных ис­точ­ни­ков, именно здесь рас­по­ло­же­на и сама ор­га­ни­за­ция, и под­кон­троль­ные ей про­па­ган­дист­ские из­да­ния. Внутрь не ходил, всё равно не пу­сти­ли бы, да это и не нужно.
LR2018.08-RUS-Olgino-17.jpg

Ин­те­рес­но другое: каждый день со­труд­ни­ки "фаб­ри­ки", плат­ные про­па­ган­ди­сты едут на работу. Неуже­ли их не сму­ща­ет бардак вокруг? Взять хотя бы полный бардак на пар­ков­ке? По­ста­вить машину нор­маль­но просто некуда, бро­са­ют на тро­туа­рах, га­зо­нах или просто на дороге. Хотя откуда у них такие мысли: трол­ля­ми ра­бо­та­ют неудач­ни­ки, а деньги не пахнут.