Что отдаст Лукашенко за «черное золото»?

На модерации Отложенный

Белоруссия получает от РФ в несколько раз больше нефти и продуктов из нее, чем потребляет сама. Избыток реэкспортируется. Но теперь «краник» закрывается.

Россия намерена применить «налоговый маневр»: продажа нефти за рубеж не будет облагаться 30%-й пошлиной, как сейчас, но добывающие «черное золото» компании  обяжут уплачивать в том же размере НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Для российского бюджета ничего не изменится, а вот соседняя Белоруссия получит ощутимый удар.

Сегодня белорусские НПЗ, благодаря «особым» отношениям Лукашенко с Кремлем, получают российскую нефть без пошлины, а готовые нефтепродукты продают за рубеж  — в основном в Евросоюз, а также большой объем идет в Украину. Соответственно, «лишние» 30% поступают в республиканский бюджет, а белорусский бензин и тому подобное становятся весьма конкурентоспособными. В настоящее время Белоруссия производит 25 млн тонн нефтепродуктов в год, а сама потребляет только 6-7 млн.

Но это не все. Благодаря тому, что Белоруссия и Россия «виртуально» объединены в Союзное государство, Минск долгое время промышлял тем, что закупал в России нефтепродукты по внутренним ценам, как бы для собственных нужд, — а далее их реэкспортировал с использованием различных «серых» схем. Аналогично союзники поступали и со сжиженными углеводородными газами (СУГ). По официальным данным, которые предоставляет Белстат, железнодорожный экспорт СУГ из РФ в Беларусь во втором полугодии 2017-го вырос на 60% по сравнению с первой половиной года предыдущего — до 56 тыс. тонн в месяц. В январе—мае 2018 года — еще на 41%, до 79 тыс. тонн. Однако в реальности сегодня поставки идут в еще больших объемах: уже в мае ж/д экспорт СУГ из России в Белоруссию увеличился до 107,4 тонн и с тех пор не уменьшался. Для сравнения: экспорт этих продуктов в 2015 и 2016 гг. составлял в среднем лишь около 20 тыс. тонн в месяц.

Также сегодня весь «серый» объем поставок сжиженных углеводородных газов в Украину обеспечивает та же Белоруссия. По данным украинской «Консалтинговой группы А-95», за первое полугодие 2018-го поставки СУГ из «синеокой» в «незалежную» выросли на 35% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 258 тыс. тонн (было 191,7 тыс.). Сами белорусские производители «автомобильного» газа — госконцерн «Белоруснефть» и Мозырский НПЗ — увеличили поставки в Украину незначительно, так как их возможности ограничены, да и напрямую с «серым» рынком они стараются не работать. По данным Reuters, основной объем реэкспортируемого российского газа проходит через газонакопительные станции (ГНС) компании «Трансэкспедиция». В Белоруссии он «паспортизируется», то есть получает сертификаты, «подтверждающие» его местное происхождение.

Однако, как известно, в последнее время (в очередной раз) отношения между между белорусским и украинским лидерами — Александром Лукашенко и Владимиром Путиным — заметно ухудшились, и Москва решила «прикрутить краник». 3 сентября министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что экспорт российских нефтепродуктов в Белоруссию экономически нецелесообразен: «Белоруссия обеспечивает себя полностью за счет переработки российской нефти собственными нефтепродуктами. В этой связи экономической целесообразности в том, чтобы поставлять российские нефтепродукты Белоруссии нет».

В этом году Россия поставляла Белоруссии некоторые виды нефтепродуктов, хотя в настоящее время индикативный баланс этого не предусматривает, сообщил Новак, но не уточнил, о каком объеме поставок идет речь.

Впрочем, и так известно, что в первом полугодии Белоруссия в 1,5 раза (до 2,1 млн тонн) увеличила импорт бензина и ДТ, поставки которых Россия планирует ограничить. Как заявил министр, Москва и Минск установят предельный уровень поставок нефтепродуктов из России в Белоруссию на 2019 год (индикативный баланс), экспорт сверх этих объемов будет запрещен. При этом белорусским предприятиям, желающим купить их в России, придется обосновывать свои потребности — иначе им ничего не продадут. Впрочем, впервые об этом заговорили еще в августе, так что Новак лишь подтвердил планы с IV квартала ограничить беспошлинные поставки.

В правительстве РФ эту инициативу объяснили «увеличением реэкспортных поставок российских нефтепродуктов и СУГ в страны Балтии и Украину, что приносит белорусскому бюджету дополнительные доходы, а российскому — убытки». По данным экспертов, белорусы закупали российские нефтепродукты по $382,6 за тонну, а экспортировали в среднем по $509,4. Разница — почти $127. Всего белорусские посредники экспортировали за первые полгода 6,6 млн тонн нефтепродуктов на сумму около $3,4 млрд.

Агентство Reuters также еще 10 августа сообщило о планах РФ ограничить поставки моторного топлива в Белоруссию, мотивируя это потерями российского бюджета в условиях растущего объема реэкспорта. Сейчас еще работают старые схемы, так что углеводородное топливо из Белоруссии свободно поступает на европейский и украинский рынки, но уже в октябре все может поменяться, и белорусский реэкспортный поток россияне перекроют. Все это очень серьезно ударит по белорусской казне. Минфин республики оценивает снижение доходов бюджета лишь из-за «маневра» в $300 млн (на 1,7%), что приведет к необходимости сокращения его расходной части.

«Конечно, $300 млн не такая большая потеря даже по белорусским меркам. Но одновременно Москва закрывает возможность „серого“ реэкспорта нефтепродуктов и СУГ, — говорит в комментарии „Росбалту“ белорусский экономист Андрей Аксенов. — А это уже совсем другие цифры, там в совокупности получится около $1,5 млрд. Точных данных, конечно, нет, но степень раздражения Минэнерго РФ и болезненность реакции белорусского Совмина говорят о многом».

Действительно, в Минске остро отреагировали на заявление Александра Новака. В тот же день председатель государственного концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заявил, что введение запретов и ограничений в вопросе поставок российских нефтепродуктов в Белоруссию нарушит основные принципы договора о создании ЕАЭС. «Отсутствие сырья снизит загрузку отдельных предприятий, что негативно скажется на конкурентоспособности белорусской нефтехимической продукции», — отметил Рыбаков.

Угроза ограничить беспошлинные поставки нефтепродуктов — это лишь часть большой игры вокруг российско-белорусских экономических отношений в целом. Уже известно, что на встрече с Владимиром Путиным 21 сентября (она пройдет в расширенном составе, с участием министров) Александр Лукашенко будет пытаться договориться о том, чтобы за счет бюджета РФ белорусским НПЗ компенсировали предстоящие потери.

Министр иностранных дел республики Владимир Макей анонсировал «острые» переговоры с Москвой. «На встрече 21 сентября будут приняты конкретные решения, которые позволят нам, по крайней мере на ближайшую перспективу, ликвидировать те разногласия, которые имеются на сегодняшний день. Я убежден, что это будет, может быть, острый, но очень конструктивный разговор», — заявил он.


Вполне вероятно, что на этот раз «углеводородная субсидия» белорусской экономики во многом будет Россией восстановлена. Вопрос только в том, какой частью своего суверенитета за это заплатит официальный Минск.

Михаил Петровский