Христианство в США приняло пугающие формы

«Куль­тур­ная война» про­иг­ра­на, белые хри­сти­ане вы­ми­ра­ют, число при­хо­жан неуклон­но падает. Таковы со­вре­мен­ные реалии США, неко­гда наи­бо­лее ре­ли­ги­оз­ной страны за­пад­но­го мира. Неуди­ви­тель­но, что прак­ти­ку­ю­щие про­те­стан­ты и ка­то­ли­ки го­то­вят­ся к пе­ре­хо­ду на ка­та­комб­ное по­ло­же­ние. На смену их вере уже идет во многом по­хо­жая, но до­воль­но жуткая идео­ло­гия новой аме­ри­кан­ской жизни.

Еще в 1976 году восемь из десяти аме­ри­кан­цев на­зы­ва­ли себя «белыми хри­сти­а­на­ми». Даже десять лет назад «белые хри­сти­ане» со­став­ля­ли более по­ло­ви­ны на­се­ле­ния страны. Се­год­ня их всего 43%. Это самое боль­шое ре­ли­ги­оз­ное мень­шин­ство, но это все-таки мень­шин­ство.

Речь сейчас идет не только о ре­ли­ги­оз­ном упадке. Аме­ри­кан­цы сред­них лет за­ме­ча­ют, как быстро ис­че­за­ет ли­те­ра­тур­но-эс­те­ти­че­ский канон их страны, как раз­мы­ва­ют­ся тра­ди­ци­он­ные по­ве­ден­че­ские нормы, как уходят в небы­тие бы­то­вые мелочи – неотъ­ем­ле­мая часть куль­тур­но­го кода нации.

Стало трудно об­ме­ни­вать­ся с кол­ле­га­ми ци­та­та­ми из школь­ной клас­си­ки, ведь вся она на­пи­са­на «мерт­вы­ми белыми муж­чи­на­ми» и не яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной к изу­че­нию в муль­ти­куль­тур­ном со­об­ще­стве.

Се­год­ня про­све­щен­ный граж­да­нин США уже не может так просто по­же­лать про­дав­цу в су­пер­мар­ке­те или про­хо­же­му на улице: «Счаст­ли­во­го Рож­де­ства!» А вдруг эта ба­наль­ная фраза кого-нибудь оскор­бит?

Быст­рее всего с «иудео-хри­сти­ан­ски­ми цен­но­стя­ми» рас­ста­ет­ся мо­ло­дежь. Хри­сти­ан­ский выбор сме­ня­ет­ся или ате­из­мом, или ис­ла­мом – эта ре­ли­гия стре­ми­тель­нее всех об­рас­та­ет нео­фи­та­ми.

Правда, дехри­сти­а­ни­за­ция пока что не кос­ну­лась ис­теб­лиш­мен­та. Органы власти в Аме­ри­ке за­пол­не­ны прак­ти­ку­ю­щи­ми хри­сти­а­на­ми, а каждый кан­ди­дат в пре­зи­ден­ты обязан за­сви­де­тель­ство­вать перед нацией свою твер­дую веру в Бога. В со­ста­ве Вер­хов­но­го суда за всю ис­то­рию его су­ще­ство­ва­ния не было ни одного ате­и­ста. Ате­и­стов по-преж­не­му нет в сенате, а в Кон­грес­се – всего один, пред­ста­ви­тель штата Ари­зо­на Кир­стен Синема. Также она яв­ля­ет­ся первой от­кры­той би­сек­су­ал­кой, из­бран­ной в Кон­гресс, и вскоре рас­счи­ты­ва­ет стать се­на­то­ром, несколь­ко «раз­ба­вив» их ряды из про­те­стан­тов и ка­то­ли­ков.

В то же время именно эти при­вер­жен­цы хри­сти­ан­ства во власти па­ра­док­саль­ным об­ра­зом на­вя­зы­ва­ют аме­ри­кан­ско­му народу законы, явно не укла­ды­ва­ю­щи­е­ся в тра­ди­ци­он­ные хри­сти­ан­ские пред­став­ле­ния. Это при их под­держ­ке сек­су­аль­ные мень­шин­ства бук­валь­но тер­ро­ри­зи­ру­ют су­деб­ны­ми исками биз­не­сме­нов, от­ка­зы­ва­ю­щих­ся об­слу­жи­вать гей-браки. Это с их со­гла­сия под­ни­ма­ет­ся хайп вокруг транс­ген­де­ров и фаб­ри­ку­ют­ся секс-скан­да­лы с уча­сти­ем ду­хов­ных лиц.

В том числе и по­это­му ря­до­вые аме­ри­кан­ские хри­сти­ане – от фун­да­мен­та­ли­стов из сель­ской про­вин­ции до про­све­щен­ных ин­тел­лек­ту­а­лов в боль­ших го­ро­дах – при­зна­ют, что их «куль­тур­ные войны» без­на­деж­но про­иг­ра­ны. Против лома нет приема, даже у самых из­вест­ных и вли­я­тель­ных ре­ли­ги­оз­ных про­по­вед­ни­ков, со­би­ра­ю­щих целые ста­ди­о­ны, нет ни ма­лей­ше­го шанса одо­леть ту про­па­ган­ду, ко­то­рой окорм­ля­ют на­се­ле­ние мас­сме­диа и Гол­ли­вуд.

Да, кон­сер­ва­тив­ные еван­ге­ли­че­ские про­те­стан­ты вы­гля­дят вполне ре­ши­тель­но в своей борьбе с со­вре­мен­ны­ми «Со­до­мом и Го­мор­рой». Однако их успехи столь же незна­чи­тель­ны, как и у ли­бе­раль­ных мейн­стрим­ных про­те­стан­тов. И там и там де­мо­гра­фия про­валь­ная – мо­ло­дежь по­го­лов­но вы­пи­сы­ва­ет­ся из хри­сти­ан­ских рядов, а паству сред­них лет косит по­вы­шен­ная смерт­ность.

Неуди­ви­тель­но, что часть ве­ру­ю­щих теперь ис­по­ве­ду­ют полное по­ра­жен­че­ство. Ис­то­рик ре­ли­гии Роберт Джонс в своей книге 2016 года «Конец белой хри­сти­ан­ской Аме­ри­ки» пред­ла­га­ет хри­сти­а­нам при­знать, что со своими по­ня­ти­я­ми о морали они вы­гля­дят аб­со­лют­ны­ми фри­ка­ми на фоне со­вре­мен­но­го об­ще­ства, и, со­от­вет­ствен­но, осо­знать себя куль­тур­ным мень­шин­ством, кон­тр­куль­ту­рой. Тем более сми­рить­ся с по­ра­же­ни­ем будет вполне по-хри­сти­ан­ски, ведь цер­ковь из­на­чаль­но была гонима.

В ста­ту­се со­вре­мен­ных го­ни­мых ве­ру­ю­щим и пред­ла­га­ет­ся за­ме­реть. Из­де­ва­тель­ства окру­жа­ю­щих над их об­ра­зом жизни, верой и свя­ты­ня­ми при­ла­га­ют­ся.

Столь ма­зо­хист­ская тен­ден­ция вы­гля­де­ла бы дико при­ме­ни­тель­но к любой другой ми­ро­вой ре­ли­гии. Ин­те­рес­но, что ска­за­ли бы об авторе, если бы он пред­ло­жил иудеям при­нять свою «мар­ги­наль­ность» на ос­но­ва­нии того, что их вера веками под­вер­га­лась го­не­ни­ям.

Другая версия «хри­сти­ан­ства 2.0» – гет­то­иза­ция. Ее апо­ло­ге­том стал видный ре­ли­ги­оз­ный блогер и жур­на­лист Род Дреер, автор бест­сел­ле­ра «Опция Бе­не­дик­та: Стра­те­гия хри­сти­ан в по­ст­хри­сти­ан­ской нации». В на­зва­нии упо­мя­нут Бе­не­дикт Нур­сий­ский, святой VI века, ко­то­ро­му столь не по­нра­ви­лось жить в раз­врат­ном Риме, что он ушел оттуда с кучкой по­сле­до­ва­те­лей и ос­но­вал первый в ис­то­рии хри­сти­ан­ский мо­на­ше­ский орден.

У Дреера слож­ная ре­ли­ги­оз­ная био­гра­фия. Он был вос­пи­тан в ме­то­дист­ской вере, но в мо­ло­до­сти пе­ре­шел в ка­то­ли­цизм. Сму­щен­ный бес­пре­стан­ны­ми скан­да­ла­ми и об­ви­не­ни­я­ми свя­щен­ни­ков в пе­до­фи­лии, он за­бро­сил ка­то­ли­че­ство и в 2006 году принял пра­во­сла­вие. Се­год­ня он пред­ла­га­ет аме­ри­кан­цам вос­поль­зо­вать­ся «опцией Бе­не­дик­та» – уез­жать из боль­ших го­ро­дов и со­зда­вать нечто вроде со­вре­мен­ных мо­на­сты­рей. Это могут быть жилые ком­плек­сы или кот­те­дж­ные по­сел­ки, на­се­лен­ные ве­ру­ю­щи­ми се­мья­ми. Там будет своя цер­ковь, своя школа, вся ин­фра­струк­ту­ра, а вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние детей можно будет по­ста­вить под кон­троль, из­ба­вив их от «уроков то­ле­рант­но­сти» и тому по­доб­но­го.

По­доб­ные общины уже су­ще­ству­ют. Обычно это кот­те­дж­ные по­сел­ки, где живут пред­ста­ви­те­ли сред­не­го класса. Есть по­се­ле­ния ка­то­ли­ков, есть – про­те­стан­тов. Дреер ездит по ним и рас­ска­зы­ва­ет о них в своем блоге. Эти рас­ска­зы про­из­во­дят двой­ствен­ное впе­чат­ле­ние.

С одной сто­ро­ны, вы­зы­ва­ет ува­же­ние сме­лость людей, ре­шив­ших столь кар­ди­наль­но из­ме­нить свой образ жизни и по­свя­тить себя вере. С другой сто­ро­ны, эта доб­ро­воль­ная гет­то­иза­ция вы­гля­дит от­кро­вен­но де­прес­сив­ной. Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что со­вре­мен­ная жизнь бук­валь­но вы­толк­ну­ла на обо­чи­ну сотни тысяч умных и успеш­ных людей, а они даже не пы­та­ют­ся с этим бо­роть­ся.

Лю­би­мая ме­та­фо­ра Дреера – потоп и ковчег. Со­вре­мен­ную масс-куль­ту­ру он срав­ни­ва­ет с по­то­пом, ко­то­ро­му невоз­мож­но про­ти­во­сто­ять. Долг же ве­ру­ю­щих, по его мнению, – стро­ить себе уютные ков­че­ги, в ко­то­рых они смогут спря­тать­ся от со­вре­мен­но­сти. Все это от­кро­вен­но на­по­ми­на­ет идео­ло­гию «вы­жи­валь­щи­ков», разные формы ко­то­рой все шире рас­про­стра­ня­ют­ся по США.

На про­тя­же­нии сто­ле­тий хри­сти­ан­ство было мощ­ней­шим ин­стру­мен­том фор­ми­ро­ва­ния аме­ри­кан­ско­го со­ци­у­ма. С его по­мо­щью белые про­те­стан­ты и вы­стро­и­ли Со­еди­нен­ные Штаты Аме­ри­ки, какими мы их знаем.

Несмот­ря на ви­ди­мый упадок хри­сти­ан­ской веры, эта под­спуд­ная, по­ко­ле­ни­я­ми пе­ре­да­ю­ща­я­ся ре­ли­ги­оз­ность не может так просто «уйти в песок». До сих пор она про­ни­зы­ва­ет собой бук­валь­но всю жизнь Со­еди­нен­ных Штатов, но в каких-то из­вра­щен­ных формах. И по-преж­не­му ее глав­ной функ­ци­ей яв­ля­ет­ся стра­ти­фи­ка­ция об­ще­ства на более и менее пра­вед­ных, из­гна­ние ере­ти­ков и оже­сто­чен­ная охота на ведьм.

Скан­да­лы с хар­расмен­том в Гол­ли­ву­де до боли на­по­ми­на­ют сюжет про са­лем­ских ведьм. Та же самая мас­со­вая ис­те­рия, то же раз­де­ле­ние на козлищ и агнцев, та же по­ка­за­тель­ная об­ще­ствен­ная казнь «ере­ти­ков».

Ре­ли­ги­оз­ный накал чув­ству­ет­ся во всех по­ли­ти­че­ских ис­те­ри­ках но­вей­ше­го вре­ме­ни – от ан­тит­рам­по­в­ской кам­па­нии до ис­то­рии с «рус­ским вме­ша­тель­ством». В ти­пич­ную секту в США пре­вра­ти­лась и «ли­бе­раль­ная» идео­ло­гия с ее по­ис­ком врагов, мас­со­вы­ми пси­хо­за­ми и по­ка­за­тель­ным бой­ко­том всех неугод­ных и со­мне­ва­ю­щих­ся.

Такое впе­чат­ле­ние, что энер­гия и ре­ли­ги­оз­ный пыл, ко­то­рые аме­ри­кан­цы когда-то вкла­ды­ва­ли в со­зда­ние своего об­ще­ства, теперь идут на его раз­ру­ше­ние.