Приехали! Откровения из старого забытого учебника

Меня тут спросили, как именно меняются исторические представления о добре и зле. И сняла я с полки в поисках понятных примеров и точных формулировок старый Энциклопедический философский словарь. Он 1983 года выпуска, «идеологически нагруженный», так сказать. Поэтому я не все за чистую монету принимаю и использую этот словарь скорее как справочник по истории философии.

 

Но тут, читая статью о морали, я вытаращила глаза и забыла исходную цель обращения к словарю. Какое-то раздвоение внутри… 

С одной стороны – я же еще помню, как мы в 1980-е смеялись над этими неуклюжими определениями «буржуазной морали», навязшими в зубах идеологическими формулировками… (Ага, всё плохо у этих буржуев! Это только у нас «всё хорошо»…) 

С другой – читаю вот я  сейчас «древнюю» фразу, годящуюся, кажется, только для того, чтобы сдать очередной экзамен «по марксизму»:

«Кризис традиционных ценностей буржуазной морали обнаруживается  в «утрате идеалов», в сужении сферы моральной регуляции (аморализм буржуазной политики, кризис семейно-брачных отношений, рост преступности, наркомании, коррупции, «эскапизм» и «бунт молодежи»)».

Читаю я вот эту фразу, и кажется мне, что я материалы Гайдпарка читаю. Ну или на худой конец современную газету. Ибо о чем мы сегодня еще говорим, кроме как об «утрате идеалов», продажных политиках, разрушении семьи, росте преступности, наркомании, коррупции… вот уже и о «бунте молодежи»?!

 

Однако!

Выходит, всё это (вкупе с причинами всего этого) было видно 30 (если не сто) лет назад? А мы тут ткнулись носом в это дерьмо и гордо именуем его «современными тенденциями»?

Так мы вперед идем? Или все-таки назад?..