Мятежный полковник Квачков и гражданское общество.

 

В прошлом году в это время в блогосфере главными темами обсуждения были рождественские и новогодние праздники, а в этом году доминируют политические темы. Одним из самых резонансных событий недели стал арест полковника Квачкова (полковник Квачков арестован по обвинению в организации мятежа).

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков задал вопрос экспертам из разных стран.

ИА REX: Не  вызван ли повторный арест полковника Квачкова страхом, что опытные отставники-офицеры подключатся к стихийным выступлениям российской молодежи (Манежная площадь, Ростов)?

Анатолий Вассерманжурналист и политконсультант (Одесса-Москва): По преамбуле. Полковник Квачков арестован по обвинению в организации мятежа.

Обвинение формально правдоподобное. Всероссийское народное ополчение вполне может квалифицироваться как мятеж. Правда, реальные боевые возможности этого ополчения пока нулевые, но лиха беда начало!

Не  вызван ли повторный арест полковника Квачкова страхом, что опытные от отставники-офицеры подключатся к стихийным выступлениям российской молодежи?

Не исключено. Правда, нынешняя российская молодёжь очень далека от армейского формата организации, но при достаточной мотивации вполне
способна втянуться в него. А мотивация нынче более чем достаточная:
кризис в экономике сопровождается осложнениями в политике.

Лев Вершининписатель, ученый-историк, политолог и общественный деятель (Торревьеха, Аликанте, Испания): Вне всяких сомнений. Те, кто по каким-то своим соображениям дал "добро" делать Манежку, сами неприятно удивлены итогом, понимают, что может быть, если в следующий раз вышедшая из-под контроля стихия будет оседлана пусть мелкими, но хорошо организованными группами, - и принимает превентивные меры.

Юрий Романенко – политолог, директор Центра политического анализа «Стратагема» (Киев, Украина): Так можно было бы говорить в том случае, если есть неоспоримые доказательства причастности Квачкова к акциям на Манежной и в Ростове.

Даниэль Штайсслингер журналист и переводчик (Лод, Израиль): На мой взгляд, опасения иные. Что опытные специалисты воспользуются протестным потенциалом для реализации собственных амбиций, причём сильно отличающихся от тех, которые они декларируют публично. Отличающихся в сторону шкурности.

Игорь Богатыревжурналист, редактор службы новостей сетевого журнала «Полярная звезда» (Тверь, Россия): Да, вполне возможно, что такое опасение тоже присутствует - особенно с учётом того, что "брожения" появились уже даже в умах омоновцев, брошенных на разгон последних акций в Москве.

Лариса Бельцер-Лисюткина – историк, социолог, культуролог, кандидат философских наук, преподаватель Свободного университета (Берлин, ФРГ): Мотив ареста пока не понятен. Его сложно вывести из доступных в сети публикаций. Многие авторы считают, что по возрасту и по состоянию здоровья Квачков - "старый маразматик", и не способен быть харизматическим лидером.

Алексей Дубинский – преподаватель, изобретатель, консультант (Днепропетровск, Украина): Да, власти опасаются появления любой реальной оппозиции. Если Квачкову не мешать, он может стать одним из лидеров, объединить  разрозненных активистов и получить поддержку пассивных избирателей.  

Арестовать и подержать под следствием - один из самых простых способов убрать его с политической сцены до 2012 года.

Виктор Глеба – архитектор, член президентского совета Национального союза архитекторов (Киев, Украина): ГРУ, ФСБ, контрразведка, МВД, и т.д. и т.п. НЕ боятся отставных офицеров, они БОЯТСЯ народных волнений по любому поводу и при любых лозунгах - ведь эти волнения ведут к созданию гражданского общества "русских", которое отличается от аморфных образований "россиян".

Национальные конфликты разрушали (в прошлом веке в Европе) и не такие огромные страны, как Россия...

Юрий Юрьевполитконструктор (Одесса, Украина): К подобному есть предпосылки, поскольку военные сталкивались с тенденциями массовей и опасней, чем российская молодёжь. Из знаковых событий можно перечислить дело Буданова, дело группы Ульмана, а творчество военных авторов излагает множество примеров предательства властями собственных военных в Чечне и не только. Поскольку действующие военные не вправе заниматься политической деятельностью, то подключиться, способны именно отставники, но в интересах всех, для кого право сограждан на жизнь - не пустой звук.

Алексей Семенихинжурналист (Киев, Украина): Арест полковника Квачкова - это просто апофеоз отчаяния в избирательных штабах провластного кандидата в преддверии выборов. Премьер-министр Путин очень хочет вновь занять пост Президента. И у него для этого есть все основания. Но, в то же время Владимира Владимировича гложет страх. Он не боится т.н. «объединенной оппозиции», которая дискредитировала себя в глазах людей. Но кремлевские аналитики всерьез опасаются, что если кто-то выдвинет Квачкова в качестве кандидата на пост Президента России – то, русский офицер, публично заявивший о себе в качестве русского патриота, может быть опасен.

Судите сами:

- «Мы русские, и потому победим» - Суворов.

- «Россия - для русских и по-русски» - император Александр III.

- «Я готов написать на своём знамени - Россия для русских и по-русски и поднять это знамя как можно выше» - генерал Михаил Скобелев.

- «Хозяин земли русской есть один лишь русский . Так было и всегда будет» - Достоевский.

- «Народ, не имеющий национального самосознания - навоз на котором произрастают другие народы» - Столыпин.

- «Россия для русских - говорят придурки, либо провокаторы» - Владимир Путин.

На этой почве заявление Квачкова: «Я русский православный националист. Я за русское православное государство» - может составить серьезную конкуренцию человеку, который заигрывает с кем угодно, кроме собственного народа.

ИА REX: Возможна ли в качестве мотива ареста личная месть Анатолия Чубайса, на которого якобы организовал покушение Квачков, который был оправдан судом присяжных?

Анатолий Вассерман: Практически невероятно. Чубайс доселе отродясь не замечен в личных мотивах, каких бы то ни было деяний. Он делает только то, что считает необходимым в общественных интересах. Пусть его мнение об этих интересах иной раз труднопостижимо, но вряд ли можно выстроить схему, доказывающую общественную полезность его личной мести.

Лев Вершинин: Личная месть как таковая если и возможна, то, как дополнительный, мало что значащий штрих. Главное, что Квачков был дважды оправдан присяжными, а существующая власть не может допустить, чтобы ее проект был сорван какими-то там не зависящими от нее структурами без предварительного одобрения сверху. Если проект разработан, а жертва избрана, она должна быть или заколота, или прощена теми, кто разработал проект. Грубо говоря, это демонстрация всесилия.

Юрий Романенко: Возможно, но это второстепенно в контексте  происходящих в стране процессов.

Даниэль Штайсслингер: Маловероятно. Месть непродуктивна, а традиций кровной мести в той страте, к которой относится Чубайс, нет. Если Чубайс и причастен, то из опасения по поводу того, что указано в п.1.

Игорь Богатырев: Это я считаю одной из наиболее вероятных версий. Типа "как так - суд проигнорировал волю столь "весомого" человека"? Тем паче, по его же словам, "привыкшего доводить всё до конца". Плюс - возможно и просто выполнение неких финансовых обязательств. Типа брали деньги у «Рыжего» за то, чтобы посадить Квачкова - вот, и обязаны посадить, хоть тушкой, хоть чучелом.

Лариса Бельцер-Лисюткина: На мой взгляд, это исключено. Чисто конспирологическая версия, характерная для тех, кто верит, что А. Чубайс питается христианскими младенцами. Версия не заслуживает обсуждения.

Алексей Дубинский: Чубайс - одна из ключевых фигур власти РФ и уже поэтому будет настроен против Квачкова. Чтобы выделить долю личных мотивов нам потребуется изучить психологический портрет Чубайса. В любом случае они недруги и Чубайс может быть заинтересован лишний раз продемонстрировать свою силу и влияние.

Виктор Глеба: А может личная месть Медведева? Квачков  "не имеет доверия у Президента..."

Юрий Юрьев: Возможно, что Чубайс настаивает. Это неизвестно. Зато хорошо известно, как отключалось электричество воинским частям, включая стоящие на боевом дежурстве. Стоящие не с праздной целью, а с целью защиты страны, включая и РАО ЕЭС. Таким образом, логика показывает, что для Чубайса возможна эмоциональная мотивация вместо логическо-государственнической.

Алексей Семенихин: Нет, Чубайса с Квачковым всерьез подставили, и он прекрасно это понимает.

ИА REX: Не являются ли стихийные выступления молодежи, консолидация ветеранов в организации «Всероссийского народного ополчения имени Минина и Пожарского», региональная организация Евгения Ройзмана "Город без наркотиков" и другие проекты самоорганизации населения, проявлениями гражданского общества в российском варианте?

Анатолий Вассерман: В какой-то мере являются. Гражданское общество вообще формируется не от хорошей жизни, а под сильнейшим давлением обстоятельств, непреодолимых официальной властью.

Лев Вершинин: В ряду перечислены очень разные, непохожие явления. Но в целом - да, конечно. Не все они подпадают под определений "гражданское" (в данном случае, только ройзмановская структура), но вот "проявлением самоорганизации общества снизу" могут быть названы вполне.

Юрий Романенко: Да, после фактической деконструкции российского государства и перехода управления к сетевым корпоративным структурам, главными альтернативными полисимейкерами становятся сетевые структуры недовольных граждан, целеполагание которых контрсистемно в отношении того дискурса, который проводится кремлевскими звездами «Мордора».

Даниэль Штайсслингер: Не стоит всё валить в одну кучу. "Город без наркотиков" – конечно, вариант гражданского общества, наркотики действительно стали проблемой для страны, которая ранее в таких масштабах с ними не сталкивалась. И они работают по конкретной проблеме, а не замахиваются на глобальные вопросы.

А за всевозможными ополчениями с пафосными названиями, скорее всего, стоят амбициозные кукловоды, которым не досталось места у кормушки. Им тоже хочется в Куршавелях отдыхать и на навороченных яхтах кататься. А поскольку яхт на всех не хватает, то отнять у Абрамовича и поделить между своими приближенными. А "ополчения" – это массовка для реализации планов.

Игорь Богатырев: Разумеется, являются. Это и есть элементы гражданского общества - исчерпавшего все иные средства, либо понявшего их неработоспособность.

Лариса Бельцер-Лисюткина: Нет, не являются. Они свидетельствуют как раз об обратном: о слабости гражданского общества, о неспособности граждан организовать политическое и экономическое  представительство своих интересов. Гражданское общество - это антипод насилия. Оно рассматривает несогласного не как врага, а как партнёра по переговорам. А вот интернетные стихи о Квачкове в подтверждение:

Наш Квачков хоть без очков.

Но найдет он всех козлов.

К стенке он врагов поставит.

И свинец жевать заставит.

Алексей Дубинский: Да, любая подобная организация использует ростки гражданского общества. Конечно, можно найти силы, которым выгодна их деятельность, кто заинтересован в этих организациях и выступлениях, но и реальная общественная поддержка есть.

Виктор Глеба: Конечно же, являются.

Юрий Юрьев: В сущности это действительно "проявления гражданского общества", поскольку выступления носят гражданский характер и не ставят целью изменение конституционного строя. 

Алексей Семенихин: Действительно народ уже довели до критической точки. И выступление народа - первые шаги в направлении самоорганизации. Власть оказалась к этому не готовой. Что с этим делать - никто не знает. Плывут по течению. 

Раньше на подобное - никто и внимания не обращал, поскольку если и были идеи, то не было средства коммуникации. Теперь, когда Интернет вошел в жизнь каждого - стало возможным донести свою точку зрения, найти единомышленников. Дальше - дело за малым. Самоорганизация и самосознание.

А тем временем поэты пишут стихи, и жгут глаголом сердца патриотов. Заставляя задуматься даже самых отъявленных скептиков.

 Мы, русские, очень нежные,

Пальни по нам из травматики - мы и помрем.

Чьи-то друзья придут на Манежную

 

И устроят погром.

Потому что конкретно по жизни

Наши русские существа

Чрезвычайно склонны к фашизму,

Как давно установил центр «Сова».

А лица кавказской национальности

По строению своего организма -

Напротив - склонны к интернациональности

И антифашизму.

Как увидит русский фашист кавказца,

Сразу плетет вокруг него интриги.

А если тот не поддается на провокации,

Начинает кидать в него зиги.

Это подло зигами кидаться,

Можно попасть человеку в глаз.

И тут, отложив свою толерантность,

Кулаки сжимает Кавказ.

Антифашисты фашистов всегда побеждали,

Вот русский лежит с простреленной головой.

С его стороны конфликт был национальный,

С противоположной стороны -- бытовой.

И милиция тоже за антифашистов,

Они вспомнят битву под Курской дугой,

Поглядят на их смелые, честные лица

И отпустят с почетом в горы, домой.

Но пока еще обезврежены

Далеко не все провокаторы,

И волнуется площадь Манежная,

И твердят «Погром» комментаторы.

Вот они шагают -- русские фашисты,

Стройными рядами навстречу судьбе.

Двоечники, троечники и хорошисты

Из 10-го «А» и 9-го «Б».

Многих из них в тюрьму посадят

За то, что они - фашистские сволочи,

На Манежной площади нагадили

И сломали китайскую силиконовую елочку.

Поздравляю с наступающим Новым годом!

И желаю трудящимся по мере сил,

Чтобы каждый был со своим народом,

Где его народ с другим народом стрелку забил.

Только помните, что мы очень нежные,

Мы подвластны резиновым пулям и острым ножам,

По весне расцветают наши трупы-подснежники

По большим затаившимся городам.

И когда наши тела расцветут над свалками

Теплым светло-розовым цветом,

Мимо них пролетит кавалькада джипов с мигалками,

Салютуя из золотых пистолетов.

Всеволод Емелин

 

Федор Толстой IT-предприниматель, поэт и переводчик (Бостон, Массачусетс, США): Отвечу "да" на все три вопроса одновременно:

В аресте Квачкова выражены как общие опасения власти, что недовольные начнут самоорганизовываться в вооруженные группы, так и личная месть высокопоставленного чиновника и его касты - желание показать, что они выше закона.

И, да, народ начинает организовываться вокруг социальных, культурных или вообще развлекательных тем (как-то фанаты или ролевики), как альтернатива подавляемой кремлем политической самоорганизации. Из некоторых этих организаций вырастут мощные политические движения - так в мусульманском мире Талибан и Хамас тоже выросли из решения частных благотворительных задач.