Кузбассу нужен углехимический кластер
На модерации
Отложенный
В Австралии самая удаленная от порта шахта находится на расстоянии 300 км, остальные еще ближе. Из Кузбасса до ближайшего морского порта 3,5 тысячи км. Как говорится, почувствуйте, на сколько сильно длина транспортного плеча отразится на цене и прибыли угольщиков. При этом основной объем экспорта угля идет из Кузбасса и изменить эту данность нельзя. В структуре затрат расходы на транспорт почти равны себестоимости добычи.
Транспортные расходы в цене твердого топлива катастрофически большие. Но их можно уменьшить. Каким образом? Создавать товары с высокой добавленной стоимостью, начиная от стопроцентного обогащения угля до его комплексной переработки. Следовательно, чтобы угледобыча развивалась и не имела проблем со сбытом должен быть подъем углехимической отрасли.
«От одного продукта в угольной отрасли можно произвести более 130 видов химических полупродуктов и более пяти тысяч видов продукции смежных отраслей. При этом цена продуктов возрастает на несколько порядков (тонна угля стоит 1,3 тыс. рублей, а тонна угольного сорбента — уже три миллиона рублей)».
При себестоимости открытой добычи в Кузбассе около $21 за тонну столько же стоит перевозка по железной дороге до портов Дальнего Востока.
Поэтому экспорт угля и называют миной замедленного действия. Если начнется ценовая война — угольщики Кузбасса ее проиграют. По мнению аналитиков, место России на рынке начнут занимать конкуренты, транспортные расходы которых несопоставимы с расходами россиян.
27 августа прилетит гарант и будет совещание по работе угольной отрасли. В этой связи уместно спросить у врио С. Цивилева: будет ли подниматься вопрос развития не только угледобычи, но и углепереработки?
Недавно прочитала: "Для дальнейшего поступательного развития отрасли необходимо создавать в Кузбассе так называемые энергоугольные кластеры. Регион, добывающий до 61% всего российского угля, обязан быть, как минимум, энергетически независимым. На разрезах должны строиться собственные электростанции, работающие на попутном газе и продуктах глубокой переработки угля, нужна современная углехимическая промышленность в непосредственной близости от районов добычи". Написано было в 2011 году. Воз и ныне там.
Комментарии