НАШИ СРЕДИ ИНДЕЙЦЕВ (ДУМАЕТЕ, ЭТО ХОХМЫ?)

Он, младший сын кантора синагоги в Пруссии, в 1869 году переехал в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни. Вскоре он уже успешно торговал с индейцами и защищал их от корыстных белых, стремившихся завладеть их землями. В благодарность Соломону отдали в жены красавицу-скво Хуанну, перешедшую ради мужа в иудаизм, а потом и вовсе избрали его вождем племени акома. И ни разу не пожалели: еврейский торговец до конца жизни продолжал отстаивать интересы индейцев, строя для их детей школы и пытаясь интегрировать их в современную американскую жизнь.

  Вторая история: в начале девяностых студент физфака МГУ Боря Гофман жил в общаге и как-то на кухне познакомился с американской стажеркой. Стажерка на Борину хозяйственность запала и в итоге они сыграли свадьбу. Далее, Боря, конечно же, предпочел отбыть на историческую родину супруги - то есть в Штаты. Правда жить им пришлось в резервации, поскольку жена оказалась дочерью индейца. Но Боря, как представитель не менее угнетаемой нации, в этом большой беды не видел. Вот тут-то и начинается самое интересное. У супруги умер отец. Который был вождем племени. Выяснилось, ч=82о, с=огласно обычаям, если умерший вождь не оставил потомства мужского полу (а в данном случае так оно и было), то титул вождя передается мужу старшей дочери...

 Так простой советский еврей Боря Гофман стал вождем индейского племени Навахо. Мало того, благодаря стараниям соплеменников, получил место в палате представителей. И снискал славу пламенного борца за права индейцев, потому что в каждой своей речи с чувством говорил о том, как обижают его народ: «А ведь именно мы являемся коренными жителями Соединенных Штатов Америки!»  - всякий раз напоминал он публике.
 

И третья история:

Недаром детский психотерапевт профессор Фаерштейн слыл оригиналом. Разработанная им система реабилитации творила чудеса. Очередь к нему на прием в иерусалимской больнице «Адасса» была расписана на полгода вперед. В его частном санатории-пансионате лечились дети из разных стран мира, причем там были не только евреи.

Сколько раз ему предлагали переехать в Америку, в Европу, но он считал, что место еврея в Израиле и построил дом в религиозном районе Иерусалима.

Друзья недаром называли профессора оригиналом. После тяжелого года творческой, но изнурительной работы, он проводил отпуск в самых неожиданных местах. Но в этом году доктор Фаерштейн превзошел ожидания ко всему привыкших друзей и близких. В Интернете он нашел информацию о племени индейцев, сохранившемся в тех лесах Америки, что расположены на границе с Мексикой, и решил посмотреть на аборигенов собственными глазами. Профессор списался с туристическим агентством и попросил организовать для него тур. С большим трудом от вождя племени было получено разрешение на визит. И вот профессор вместе с женой на джипе пробирается к указанному на карте индейскому поселению. Тяжелая дорога длится уже более 6 часов.

— Может это просто рекламная утка, а на самом деле никаких индейцев нет, — в который раз повторяет жена. — Какие в наше время индейцы?

Как только она закончили фразу, раздался оглушительный треск тамтамов. В течение считанных секунд джип был окружен вооруженными короткими копьями индейцами. Водитель помахал белой тряпкой и громко прокричал по слогам какую-то непонятную фразу по бумажке, выданной перед отъездом директором туристической фирмы. В мгновение ситуация переменилась. Молодые воины расступились, и профессор увидел седого статного старика с длинными седыми волосами, восседавшего на троне из лиан. Голову его украшала корона из длинных павлиньих перьев.

— Это и есть индейский вождь! — понял доктор Фаерштейн.

Через секунду они уже шли к трону, чтобы поприветствовать индейского предводителя и передать ему подарки из Израиля. Чету Фаерштейнов посадили по правую сторону от трона вождя. На голову профессора тоже водрузили какие-то перья. И тут началось — вождь племени что-то резко выкрикнул и три раза ударил бамбуковой палкой по барабану. Под звуки тамтамов, все мужчины племени, потрясая копьями, начали торжественный танец в честь почетных гостей. После очередного круга почета, они падали перед гостями на землю и замирали. Вождь племени радостно хлопал в ладоши и время от времени выкрикивал какие-то новые приказы, которые тут же беспрекословно исполнялись. Во время этой почетной церемонии, когда в очередной раз все воины упали на землю и замерли, профессор тихо сказал жене на идиш:

— Вос ворт волт гезогт майн швер, вен эр волт дос гезен?

(Ты представляешь, чтобы сказал твой отец, если бы он увидел это?)

И тут неожиданно для себя, супруги услышали, как вождь племени произнес в ответ:

— Ун вос волт гезогт майн тате, вен эр волт гезен азойнс?

(А что бы сказал мой отец, если бы он увидел это?)

В каждой еврейской истории комедия всегда переплетена с трагедией. Ранней весной 1945-го года войска союзников освободили последних выживших узников Дахау. Среди них был шестнадцатилетний подросток из Лодзи — Мендель Шнайдер. Вся его семья погибла в лагере, он остался один. Ни одного близкого человека на земле. После пережитого он решил оставить цивилизованное общество Европы, допустившее Катастрофу, и уехал в США.

Мендель искал свое место на Земле, скитался. В лесах случайно обнаружил племя индейцев. Они разрешили Менделю поселиться среди них после того, как он успешно прошел испытательный срок. Он выучил язык аборигенов, перенял их обычаи… А через 20 лет, когда умер вождь их племени, индейцы избрали его своим новым вождем.

Рав Цви Патлас

(Эту историю я услышал на проводах субботы в ешиве «Торат Хаим» от рава Аарона Любинского который лично знаком с профессором Фаерштейном)

В поддержку еврейской государственности

Сантос Хокс Блад Суарез, активист из племени апачи в Нью-Джерси, соединяет общей тесной связью историю американских индейцев и восстановление еврейской государственности, настаивая на том, что между индейцами и евреями немало общего. И те, и другие находились в изгнании; пример евреев учит тому, что у коренного населения всегда есть шанс возвратиться на землю своих отцов, возродить спустя тысячи лет свой древний язык.

«Я восхищаюсь народом, способным отстаивать свою точку зрения», — поясняет Суарез. — «Вот почему я преклоняюсь перед народом Израиля: это люди, возродившие свою Родину».

Анна Ричардсон — первая женщина-вождь племени долины Раппаханнок в Вирджинии (племя существует с 1705 года) —  поклонник еврейской государственности. В 2013 году Анна и Кати Каммингс-Дикинсон (другая женщина-вождь из племени Ламби Северной Каролины) приехали с визитом в Израиль. Одетые в традиционные одежды, женщины-вожди встретились с одним из министров правительства Израиля.

«Мы пришли с посланием к жителям Израиля», — сказали вожди. — «Мужайтесь и объединяйте усилия в борьбе против внешних угроз и бойкота… Мы хотим поддержать Израиль, чтобы он не сдавался и не опускал рук перед теми, кто пытается оказать на него давление и стремится лишить Израиль своего отечества. Подчиниться требованиям агрессоров — не мир принести, а войну разжечь. Мы стоим на вашей стороне».

 

 

Празднование “Дня почтения Израиля” в Луизиане

Оказавшись в мае 2008 года на празднике по случаю 60-ой годовщины со Дня независимости Израиля, Давид Сики, вице-председатель Совета управляющих суверенного племени Кушатта в штате Луизиана, испытал настоящее откровение. Изучив в деталях историю еврейского государства, он пришёл к заключению, что между Израилем и его народом, племенем Кушатта в штате Луизиана, существуют невероятные точки соприкосновения.

Когда Сики обнародовал  выпестованную им идею о связях между народностью кушатта и Израилем, его соплеменники сразу воодушевились: «Они проявили интерес к Израилю, потому что нуждались в успешном примере защиты суверенитета и увидели в еврейской государственности  что-то подобное защите независимости племени кушатта».

Племя обратилось к израильскому консулу в Хьюстоне Ашеру Ярдену. Консул Ярден был приглашен на официальную церемонию по случаю установления дипломатической связи с государством Израиль. «Мой визит по приглашению племени кушатта прошёл в очень эмоциональной атмосфере, я бы назвал его встречей, изменяющей жизнь. Этот визит занял одно из главных мест, а то и самое главное место, в моей 25-летней карьере в должности министра иностранных дел», — пояснил Ашер Ярден.

Племя Кушатта восприняло 14 мая, День независимости Израиля, как праздник, названный «Стакаюп Янихта Исраэль», что означает «День почтения Израиля».

Делегация племени кушатта посетила Израиль в 2009 году, чтобы способствовать развитию взаимных экономических связей. На данный момент племя кушатта является американским дистрибьютером «Aya Natural», израильской частной компании на севере Эрец-Исраэль, производящей косметические средства на основе оливкового масла.

Израильские инженеры помогают внедрить в рыбное хозяйство племени кушатта высококлассную израильскую технику по разведению рыб. Давид Сики, вице-председатель Совета управляющих суверенного племени Кушатта в штате Луизиана, сказал:

«Израиль — очень динамичный народ, и сотрудничество с ним обогащает смысл и цель жизни нашего племени. Мы видим перед собой образец надёжной нации и единственную демократию на Ближнем Востоке».