БЕЛАРУСЬ:ИМЯ В ИСТОРИИ
<tt>
</tt>КТО ВЫ, ДОКТОР РУССЕЛЬ?
Автор: Геннадий АНУФРИЕВ
"ОСОБО ОПАСНЫЙ ПРЕСТУПНИК"
Этого человека разыскивала полиция нескольких государств. Его проклинали правители многих стран, для которых он представлял смертельную угрозу; его боготворили простые смертные этих стран, облегчению жизни которых он посвятил жизнь. Талантливый врач и профессиональный революционер, неутомимый путешественник и ученый-естествоиспытатель, яркий публицист и... президент Гавайской республики! Это наш соотечественник Николай Константинович Судзиловский -- человек, который хотел сделать мир лучше.Родился будущий президент экзотических тихоокеанских островов в 1850 году в Могилеве, в обедневшей дворянской семье. В России (Николай I запретил само слово "Белоруссия") было неспокойно, множились крестьянские и студенческие волнения. Семье, в которой было 8 детей, приходилось нелегко. Все это, а также знакомство с сочинениями Чернышевского, Герцена формировало еги мировоззрение. После окончания Могилевской гимназии Николай учится в Петербургском, затем Киевском университетах. В последнем он организует "коммуну".
"Киевская коммуна" доставила массу неприятностей царскому правительству. Это была, пожалуй, самая сильная народническая организация того времени. В ней жили и учились революционному ремеслу, постигали шифровальное и "взрывное" дело. "Коммунары" брались и за социальные проекты. Например, в селе Горяны Полоцкого уезда Витебской губернии организовали ферму-школу.
Но полиция шла по пятам. Приходилось осваивать премудрости конспирации. В воспоминаниях современников можно отыскать красочные описания "личности, называвшей себя Николаевым, одетой в костюм немца-колониста, с давно небритой бородой, в синей рубахе, с трубкой в зубах и с большим искусством говорившей на русском языке..." Даже хорошо знавшие Судзиловского не могли опознать его в этой личности.
Тем не менее, когда "коммуна" была разгромлена, пришлось скрываться. Нижний Новгород, Москва, Одесса... Николай работает фельдшером в Херсонской губернии, но когда и здесь его "вычислила" охранка, перебирается в Лондон.
"ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ"
Свои впечатления от Англии белорус выразил во фразе: "Из всех больших городов мира более всего одиноким чувствуешь себя в Лондоне". Туманный Альбион подарил ему и незабываемые встречи: на одном из митингов Судзиловский выступал вместе... с К.Марксом и Ф.Энгельсом, где и познакомился с основоположниками марксизма.
Беспокойная душа революционера требовала активных действий, и вот уже Николай Константинович на пути в Женеву, затем в Бухарест. В поездке его сопровождала жена Любовь Федоровна, опора и советчица, которая, правда, все больше не одобряла опасную деятельность "смутьяна". В Румынии он практикует как хирург, защищает докторскую диссертацию по медицине, на титульном листе которой впервые появилась новая "конспиративная" фамилия Н.К.Судзиловского -- Руссель. Он встречается с известным болгарским революционером Христо Ботевым, создает политическую партию. По мнению биографа Судзиловского М.И.Иосько, велика вероятность того, что народнические круги России отводили доктору Русселю особую роль в планах убийства Александра II, который в 1878 году находился при армии в Румынии. Но план цареубийства изменился. "Охота на Сашку", как была названа операция, успешно завершилась позже в России...
Румынские власти предложили подозрительному доктору Русселю выехать в Турцию и вместе с другими политэмигрантами посадили на корабль. Он не сомневался, что турецкая полиция выдаст его России, и тогда -- Сибирь. Изгнаннику удалось склонить на свою сторону капитана судна. Используя опыт...Гарибальди, конспиратор, переодевшись в форму капитана, в сопровождении матросов сошел на берег. Вскоре на улицах Босфора часто можно было видеть элегантного блондина с редкой бородкой светло-русого Мефистофеля, с неизменной трубкой в виде головы негра во рту. А затем -- новые путешествия и приключения: Франция, Бельгия, занятия наукой и практической медициной, разрыв с женой. Получив приглашение брата, в 1887 году Судзиловский уезжает в США.
ГАВАЙСКИЙ АНТИЦИКЛОН
Очень быстро Николай Константинович стал самым популярным врачом в Сан-Франциско. Но восторга от "свободной" Америки доктор Руссель не испытал. Он писал: "Штаты представляют государство, основанное на крайнем индивидуализме. Они -- центр мира, и мир, и человечество существуют для них лишь настолько, насколько они необходимы для их личного удовольствия и удовлетворения... Опираясь на всемогущество своих капиталов, как грецкая губка, как раковая опухоль, всасывают они в себя все жизненные соки из окружающей среды без пощады". Нельзя не подивиться проницательности белоруса!
Получив американское гражданство, доктор Руссель вовсе не стал образцовым "американцем" ("а он, мятежный, просит бури!"). Судзиловский инициирует грандиозный скандал, резко выступив против погрязших в разврате и чревоугодии местных священников. За что в одном ряду со Стенькой Разиным, Гришкой Отрепьевым, Емелькой Пугачевым "Николка Судзиловский" был предан анафеме. Устав от Америки, в 1892 году неистовый доктор решает поселиться в уединенном месте, на Гавайях, среди канаков, не испорченных цивилизацией.
В этом райском уголке, который отличает ровный тропический климат (так называемый "гавайский антициклон"). Судзиловский некоторое время пребывает в роли плантатора, выращивая кофе, а заодно врачуя местных жителей, за что получил от них прозвище Каука Лукини -- "добрый доктор". Лечил он и семью знаменитого автора "Острова сокровищ" Р.Стивенсона. Наведывали его и другие известные в мире люди, например, доктор Боткин. Авторитет Кауки Лукини, учившего население, как выживать, вести хозяйство, рос. Способствовало этому и то, что он, конечно же, выступал против американцев, грабивших и унижавших островитян.
Посчитав, что отдохнул достаточно, Судзиловский принимает участие в первых парламентских выборах Гавайской республики, становится сенатором. Он создает партию "независимых", программа которых предусматривает независимость от США, освобождение бедных от налогов, реформу здравоохранения, упорядочение продажи спиртного, строительство консерватории. А вскоре проклятый церковью "нигилист и материалист" Николай Руссель становится... первым президентом Гавайев! Вашингтон в шоке...
Надо ли говорить, как встревожила деятельность мятежного президента промышленных и финансовых тузов не только в Америке. Против него плетут интриги и заговоры, и в конце концов он был вынужден сложить с себя полномочия президента и уехать в Китай.
ВОСТОЧНЫЙ ДЕСАНТ
На Востоке Судзиловский предпринимает действия, нередко граничащие с авантюрой. После Цусимского сражения 1905 года он выкупает у японцев русских военнопленных и отправляет их на родину. Пытается организовать нападение хунхузов на сибирскую каторгу с целью освобождения политзаключенных. А чего стоит план доктора Русселя вторжения русских пленных из Японии в Россию! Многотысячный десант должен был смести царские войска в Маньчжурии и эшелонами двинуться на Москву и Петербург. Ему почти удалось убедить японское правительство не только освободить пленных из лагерей, но и вернуть им оружие и даже предоставить суда, чтобы перебраться на материк! Но "черт дернул", как выразился сам Судзиловский, обратиться за помощью к эсерам. Главенствовавший у них Азеф (знакомый нашим читателям по недавнему телесериалу "Империя под ударом") выдал охранке состав организации, он же передал сведения и о докторе Русселе. В этих условиях высадка десанта означала гибель тысяч людей, и Судзиловский отказался от своего замысла.
В 1906--1907 годах он много работает над статьями, книгами, организует в Китае издательское дело. Увлекается сочинениями английского фантаста Герберта Уэллса с его технократическими идеями. Ведет переписку с китайским революционером Сун Ят-сеном. Но вскоре череда смертей и несчастий среди близких людей ввергает Судзиловского в пучину депрессии. Он теряет веру в себя и подумывает о самоубийстве. "Куда улетают птицы, когда настает ночь?.." -- вопрошает он в одном из своих стихотворений этого периода. Спасение от тягостных мыслей он ищет на Филиппинах, которые почти на пять лет стали пристанищем изгнанника из Белоруссии. Привычка к активной деятельности помогает ему восстановить душевное равновесие. Он создает частную лечебницу в Маниле, публикует статьи в газетах. И вскоре вновь переселяется поближе к России, в Нагасаки, потом в китайский город Тяньцзинь.
После революции в России он все чаще задумывается о возвращении на родину. "Назрело время, когда мне пора закончить свое кругосветное путешествие возвращением домой..." -- писал он. Готовясь к отъезду, Судзиловский даже планирует написать что-нибудь для белорусского журнала "Полымя", которому некогда обещал статью... Этим планам не суждено было осуществиться: заболев воспалением легких, 30 апреля 1930 года Николай Константинович Судзиловский-Руссель умер, по словам современников, еще крепким и бодрым. Согласно китайскому обычаю, его младшая дочь зажгла кремационный костер... |
|
Комментарии