Неофициальное название круглого стола было другим – «Сохранится ли Российская Федерация до 2018 года?». По мнению Анатолия Баранова, чтобы Россия сохранилась, необходимо некое единое пространство – экономическое, политическое, культурное. Последнее, возможно, самое важное.
Но, по мнению эксперта, сейчас происходит обратный процесс.
«Нерусские народы в РФ всё больше отдаляются, – говорит он. – Когда приезжаете на Кавказ, четко чувствуется – это не Россия. Если во времена СССР жители этого региона приезжали в Москву советскими людьми, то сейчас они приезжают в Москву кабардинцами, аварцами, чеченцами и так далее. Но никак не россиянами. Они даже не стараются стать россиянами».
Еще более глобальная проблема – в России нет государствообразующего народа.
«Русский – это не национальность, – напоминает Анатолий Баранов. – До революции русским считался православный человек, соблюдающий законы России. Существовал глагол «обрусеть» – то есть русским можно было стать.
Но, с течением времени, «русский» превратился в некую этничность. При СССР это не являлось проблемой. Но современная Россия стремится к стереотипам прежней российской империи, к стереотипам 19 века, которые уже были уже отринуты обществом в начале 20-го века. В результате не появляется единой среды, этничности, культурного пространства, общности».
Настоящий интернационализм и дружба между народами сохранилась лишь в одной сфере – в криминальной. Преступность на территории России представляет собой единое пространство.
«Когда РФ распадется, возможно, появится новое образование, которое будут населять братаны или братки», – шутит Баранов.
В остальном же, по его словам, пока происходит «разбегание» страны.
«Посмотрите на Карелию и Краснодарский край. Вроде и там, и там живут русские. Но это совершенно разное русское население. Это разбегающиеся общности», – утверждает Анатолий Баранов.
По всей стране все более явно проявляются территориальные анклавы – от Калининграда до Дальнего Востока. Возникают даже такие, абсурдные на первый взгляд, проекты, как попытки создания этнической общности сибиряков и сибирского языка.
«Реально цементирующим фактором остается только пресловутая вертикаль власти, то есть насилие, – говорит редактор Forum.msk.ru. – Но любая империя, которая не формирует единого пространства, а держится на насилии, в конце концов, при неблагоприятных обстоятельствах распадается. И, судя по всему, для России они уже наступают».
Комментарии