Как не сесть за репост: самая лучшая памятка
На модерации
Отложенный
Практика применения административных и уголовных преследований за разного рода высказывания в интернете интенсивно расширяется. Только за первые шесть месяцев 2017 года российские суды рассмотрели 249 уголовных дел, связанных с распространением информации и правом на свободу слова.
Также они вынесли больше двух тысяч решений по административным делам о демонстрации запрещенной символики и распространении материалов, признанных экстремистскими. Точное количество людей, которые попали под санкции этих статей именно из-за активности в социальных сетях, назвать трудно; исходя из практики можно предположить, что таких случаев большинство. Несмотря на то, что общее количество «экстремистских» дел снизилось, от тюремного срока или серьезного штрафа за нелестный комментарий или за картинку в интернете не застрахован никто. Проект «МБХ медиа» рассказывает, как избежать такой участи.
Каких законов опасаться?
В первую очередь стоит понять, какие положения УК и КоАП используются для того, чтобы привлекать людей за посты и репосты. Сейчас таких статей восемь — две в КоАП и шесть в УК.
Есть еще несколько законов, которые теоретически могут быть применены для преследования за посты в соцсетях, однако сложившейся практики по ним пока нет. Это статьи 354 УК («Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»), 319 УК («Оскорбление представителя власти»), 329 УК («Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации»), 230 УК («Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»), пункт д части 2 статьи 110 УК («Доведение до самоубийства», поправки о так называемых группах смерти). В КоАП есть статья 6.21 («Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних») — как правило, ее применяют в отношении ЛГБТ-сообществ, но иногда под раздачу попадают и отдельные люди.
Материалы об административных правонарушениях рассматривают районные суды. Для применения статей 20.3 и 20.29 КоАП практически не нужно никакой доказательной базы — достаточно скриншотов вашей страницы и информации о том, что она принадлежит действительно вам. Запрос направляется руководству социальной сети; «ВКонтакте», например, всегда отвечает на письма из правоохранительных органов.
Состав 20.3 КоАП — пост со свастикой (или знаком, похожим на нее «до степени смешения») или с эмблемой другой запрещенной организации (например, Национал-большевистской партии). Для того, чтобы попасть под санкцию статьи 20.29 КоАП, надо запостить что-либо, включенное в Федеральный список экстремистских материалов; в таком случае к делу также добавится выписка о том, что информация, которую вы распространили, запрещена на территории России.
Примечательно, что распространение чего-то из списка экстремистских материалов не гарантирует того, что к вам будет применена именно 20.29 КоАП. Это может стать составом уголовного преступления; по закону, так быть не должно, но вы в России.
В памятке «Боитесь, что вас привлекут за экстремизм в интернете?» информационно-аналитического центра «СОВА» указано, что под статью 282 УК могут попасть резкие высказывания в адрес религиозных идей, национальных обычаев, а также высказывания о группе людей, объединенных по национальному, религиозному или другому признаку.
Под призывы к экстремистской деятельности (280 УК), согласно выводам «СОВЫ», попадают любые намеки на желательность государственного переворота, терроризма, возбуждения вражды к каким-то группам, призывы к созданию любых силовых помех органам власти, или к совершению любых действий по мотивам вражды к какой-то группе.
Под призывами к сепаратизму (280.1 УК) понимается любое высказывание о желательности уменьшить территорию Российской Федерации. Оправданием терроризма (205.2 УК) может считаться утверждение о том, что теракты как метод действия — это правильно.
Статья 148 УК — «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» — это гибрид статей 213 («Хулиганство») и «экстремистской» 282-ой. Под нее могут попасть все грубые высказывания о религии (вплоть до фразы «Бога нет»).
Самое известное дело по статье 354.1 («Оправдание нацизма») — история жителя Перми Владимира Лузгина, которого оштрафовали на 200 тысяч рублей за репост статьи о том, что СССР и Третий Рейх сотрудничали до начала Второй мировой войны.
Как защититься?
Есть несколько вариантов минимизировать риск попасть под статью, помимо очевидного «не пишите и не репостите вообще ничего, что может быть хоть как-то истолковано как экстремизм».
Абсолютное большинство всех уголовных дел за экстремизм в интернете заводится из-за постов в российской социальной сети «ВКонтакте». Зарубежные сети — Facebook или Twitter — на сотрудничество с российскими властями не идут. Нескольких людей привлекали к административной ответственности за посты в Фейсбуке; скорее всего, в ближайшее время подобных уголовных дел ждать не придется — правоохранительным органам необходимо доказать, что пост написали именно вы, а без ответа от социальной сети это сделать невозможно.
Совет почистить свою страницу или вовсе удалить ее работает не всегда — если оперативники успели возбудить дело, сделать скриншоты и правильно их оформить, вас будут судить даже за удаленные посты. Тем не менее, лучше перестраховаться
Как правило, те, в отношении кого расследуют дело об экстремизме, узнают об этом во время обыска. Если вам повезет, и вы узнаете о подозрениях в свой адрес до того, как вам в дверь позвонят хмурые мужчины в форме, у вас будет время подготовиться.
Фигуранты дел об экстремизме попадают в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга еще на стадии следствия, до решения суда. О включении в него вас не уведомляют; после того, как вы станете подозреваемым, вам заблокируют все карточки и счета в банке. Скорее всего, у вас будет очень маленький промежуток времени для того, чтобы успеть снять все средства; это необходимо сделать как можно скорее.
Основное доказательство вашей вины — экспертиза поста или репоста, которая, как правило, найдет экстремизм там, где нужно следствию. Вам и вашему адвокату необходимо будет заказать альтернативное независимое исследование. Тем не менее, оправдания это не гарантирует — суд может отказаться приобщать экспертизу, или не обратить на нее внимания.
Комментарии