Убийство на Балканах. Как один выстрел разрушил мечты о Соединенных Штатах в Европе

В 1906 году вышла в свет книга австрийского юриста Аурела Поповича "Соединенные Штаты Великой Австрии", в которой предлагался смелый и радикальный вариант переустройства дуалистической Австро-Венгрии. Через восемь лет, 28 июля 1914 года, началась Первая мировая война, проект австрийских штатов, как праобраза единой Европы стал неактуальным и был забыт на долгие годы. 

Попович предлагал план преобразования Австро-Венгрии в Соединенные Штаты Великой Австрии. Идея частично воспроизводила на европейской земле смелый заокеанский эксперимент самих же европейцев - Соединенные Штаты Америки. Предложенный проект был беспрецедентным: реформированная империя должна была состоять из 15 штатов, располагавшихся в самом сердце Европы: 1) Немецкая Австрия, 2) Крайна, 3) Трентино, 4) Триест, 5) Чехия,6) Немецкая Богемия, 7) Немецкая Моравия, 8) Венгрия, 9) Словакия, 10) Трансильвания, 11) Секейские земли (родственная венграм субэтническая группа в современной Румынии), 12) Воеводина, 13) Хорватия и Славония, 14) Западная Галиция, 15) Восточная Галиция. (примеры штатов приведены по книге  Шарый А.В., Шимов Я. В. Австро-Венгрия. Судьба империи).

 

Карта "Соединенных Штатов Великой Австрии". Шимов Я.В. Австро-Венгерская империя

Штаты представляли собой автономии, сформированные по национально-территориальному признаку, во главе с императором и правительством из представителей самих штатов. Государственным языком становился немецкий, на уровне штатов использовались местные языки. Пестрая федерация центральноевропейских штатов должна была сгладить национальные противоречия, перманентно разъедавшие Дунайскую монархию. 

Проектом Поповича заинтересовался эрцгерцог Франц Фердинанд, который в будущем должен был взойти на престол под именем Франца II.  По своей природе он был консерватором и реалистом и не имел склонности к строительству воздушных замков на зыбкой почве Дунайской монархии. Наследник престола был сторонником триализма - расширения прав славянских частей империи до венгерского уровня и вероятно, он бы не решился на создание полноценных штатов. Однако, эрцгерцог понимал природу угроз, нависших над империей на рубеже веков, ее хрупкость и неустойчивость и пытался избежать катастрофы - развала Австро-Венгрии под тяжестью этнических противоречий. А для этого нужны были быстрые реформы, которые могли бы продлить существование империи. Не исключено, что некоторые из предложений Поповича могли воплотиться в жизнь, в частности, предоставления национальным областям империи большей автономии. В перспективе это могло привести к большей либерализации Дунайской монархии и ее превращения в полноценную федерацию эволюционным путем.

<cite>Первая мировая война сделала реформы, а заодно и проект Соединенных Штатов Австрии неактуальными</cite>

Прогнозируемо против гипотетического создания австрийских штатов и  назревших реформ выступала Венгрия - вторая по политической значимости нация империи Габсбургов, которая получила значительные привилегии в ходе реформ 1867 года и единственная, кто выиграл от создания Австро-Венгрии.

В случае реформирования империи по радикальному плану Поповича, венгры утрачивали существенные территории и политическое влияние, уступая и то и другое славянским нациям. Будапешт не хотел и всеобщего избирательного права в венгерской части империи, которое точно намеревался ввести Франц Фердинанд, ведь оно выбивало почву из-под ног всемогущего местного дворянства и расширяло представительство меньшинств в венгерском парламенте. Уцепившись за идею дуалистической монархии как единственный способ сохранить за собой влияние на Вену, Будапешт намекал на повторение национального восстания 1848-49 годов, которое австрийцам удалось подавить лишь благодаря вмешательству внешних сил.   

Однако выстрелы в Сараево, прогремевшие 28 июня 1914 года, и начавшаяся Первая мировая война сделали намечаемые либеральные реформы, а заодно и проект Соединенных Штатов Австрии неактуальными. Наследника имперской короны и его жену Софию убил серб Гаврила Принцип, член организации Млада Босна, отстаивавшей идею создания Великой Сербии, которая вобрала бы в себя практически все южнославянские нации. В убийстве эрцгерцога Вена моментально усмотрела "руку" Белграда, которого австрийцы давно подозревали в желании отколоть от империи южнославянские земли. Для империи подвернулся удобный случай при поддержке Германии разделаться со своим старым балканским раздражителем, действовавшим под прикрытием России.

Через месяц, 28 июля 1914 года, после того как Сербия отклонила заранее невыполнимый ультиматум Вены, в Европе вновь заговорили пушки – тяжелая австрийская артиллерия начала обстрел Белграда. Сложившаяся после Наполеоновских войн система европейской безопасности, просуществовавшая почти сто лет, разваливалась на глазах. Мобилизацию провела союзная австрийцам Германия и страны-противницы Тройственного союза - Великобритания, Франция и Россия.

Мир вошел в первый, действительно глобальный конфликт, опустошивший самую передовую и технологически развитую на тот момент его часть. Этой войны хотели все великие европейские державы. Войны, которая должна была быть по задумке правительств маленькой и победоносной, войны, на которую полки поначалу провожали как на загородную развлекательную прогулку. Войны, в начале которой мир даже не подозревал о силе и мощи оружия индустриальной эпохи, когда французские части уходили на сражение в яркой красно-синей униформе под бой барабанов и песни, но уже за пару минут были скошены вражеским пулеметным огнем. Войны, которая разрушила старую Европу и породила тоталитаризмы на любой вкус и цвет: фашизм, национал-социализм и большевизм.

Войны, которая еще более отдалила появление объединенной Европы и заложила основы для новой, Второй мировой.