Взгляд на татаро-монгольское иго зависит от гражданской позиции - III

На модерации Отложенный

Продолжение Начало: 

http://gidepark.ru/user/892204558/article/226082

http://gidepark.ru/user/892204558/article/227743

ЧастьIII

«Здравствуй племя молодое, незнакомое…»

И все-таки, каков же был этнический состав этого великого, как Фоменко-Носовский, написали бы в скобках Великого (Монгольского) войска. Начнем с того, что словосочетание «татаро-монголы» так же абсурдно как, скажем «франко-зулусы». Татары и монголы не являются родственными народами, а языки их принадлежат к разным ветвям алтайской языковой семьи. Но и это еще не все. В «Сокровенном сказании» (монгольский источник) приводятся такие строки, приписываемые не кому-нибудь, а потомку Хабул-хана Темучину, принявшему имя Чингис-хана,

Искони был татарский народ 

Палачом наших дедов-отцов. 

Отомстим же мы кровью за кровь. 

Всех мечом до конца истребим: 

Примеряя их к тележной оси,

Всех, кто выше, мечу предадим,

Остальных же рабами навек

Мы по всем сторонам раздадим.. (16, § 154)

 

 

Весьма своеобразное понимание «союзнических» отношений как-то «пропущенное» авторами школьных учебников. Рядом исследователей высказывается довольно смелая мысль, что монголы «уничтожили народ, имя которого по иронии истории перешло как на самих монголов, так и на покоренные ими тюркские племена. (Действительно, история – ироничная штука. Если в ней что-то не находит объяснения здравым смыслом – объясним «иронией истории»! – М.С) Что-то не вспоминается ни одного случая в истории, чтобы победители брали на себя имя побежденного. Обычно наоборот. Право нарекать именем в древнейших традициях – сакральное право. Вряд ли кто-то уступил бы его из соображений «политкорректности».

Вообще-то мы довольно часто в обиходе используем этнонимы не вполне соответствующие истине. Так, называя всех жителей Африки «африканцами» мы называем не этнос, и даже не расу, а вообще не понятно что. Ливийцы – это африканцы? А бушмены (африканцы) имеют какие-то общие с ливийцами черты? Будь среди читателей представители народностей тутси и бхуту они бы очень сильно возражали, что для кого-то они представляют собой ОДНО И ТО ЖЕ. И то же самое касается и «варваров», и «германцев» (известен случай, когда в Византийском источнике славянское племя древлян названо «германцами»). То же касается и древних «татар». Поляки, в частности, называли «татарами» всех, кто живет восточнее них самих. И вновь вспомним «Ignum Barbarum» Яна Длугоша. Ну так хочется пану лизнуть задницу «цивилизованной» Европе….Мы-тоже Европа, Европа, не сомневайтесь, это вот они – татарва-москали из мордовских болот выпрыгнули… Э-э-э…Еще пива, герр лейтенант?

В Краковском соборе можно встретить изображение Великого князя Литовского Сигизмунда попирающего ногами «татарина». На нем мы видим 100% русского а-ля стрельца в кафтане с типично русской бородой. Данное изображение имеет скорее символический смысл, поскольку во времена царствования Великого князя «татары» просто-таки сравняли с землей целые области царства Литовского. Галицкий князь со свитой на встрече с послами Императора Священной Римской Империи названы "татарами". И примеров множество…

Этимология этнонима «татары» считается спорной до сих пор. Наиболее принята (по аналогии — суар, сувар, сабир, булгар, авар, уйгур, огур, салар, кан-гар, хазар, тагар, тауар, татар и т. д., завершающую часть (-ар, — эр, — ур, — up) которых, несмотря на наличие различных именных и вербальных объяснений, по-видимому, можно вывести из одного и того же источника эр со значением 'человек, люди, род, племя'. Первая часть этих этнонимов обозначает характерные, присущие только этим этносам признаки. Так, корни су, сув, саб, булг или бул-га в значении 'вода, источник' обозначали роды и племена, имеющие какое-то отношение к воде, источнику, реке или считающие своим тотемом воду; первый корень в булгар может быть и от слова балыг 'дом, город'; ав, ау, по-видимому, обозначали охоту или дом, жилище; хаз,по всей вероятности, восходит к слову кас, которое применялось в значении 'скала, ущелье, грот, крутая гора'; таг, may 'гора'; агач (агац), мишэ 'дерево, лес', Что касается тат в слове татар, то оно применялось и применяется сейчас в некоторых тюркских языках в значении 'чужой, не своего племени', в переносном смысле оно обозначало и 'людей, служащих у вельмож', 'праздношатающихся', 'крепостных' и т. д. Таким образом, этноним татар этимологически состоит из двух частей: тат — 'чужой' и ар — 'люди', татар — 'чужие люди, люди чужого племени' — и по происхождению является тюркским словом. Таким образом «татары» это не самоназвание какого-либо этноса, и даже не группы родственных этносов, собственно как и «варвары».

Это просто «чужаки», причем чужаки для тюрков.

 И вот тут начинается самое интересное: где-то незадолго до начала этого самого «татаро-монгольского» ига в обиходе появляется еще один этноним - «казак». Если привести все версии происхождения этого слова в какой-то относительный порядок (а их тоже - море), то получается 2 основных значения.1- значение "свободный воин находящийся на службе вне своего народа" иными словами ландскнехт, наемник, эдакий «солдат удачи».. Даже был термин qazaqlaw, qazaqlıq - буквально "казаковать". У дагестанских кумыков «казак» означало «оруженосец при феодале, военный слуга, дружинник» (рыцарь). Самые первые упоминания отмечаются на Северном Кавказе и прилегающих районах Кубанской степи. 2- значение - «В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник».» цит. по Турсун Султанов, доктор исторических наук «Родина» 2.2004. Отметим, что в собственно татарском (тюркском) языке, слово это еще означает еще и «перебежчик в стан врага» и чуть ли не «предатель». Некто Раббит Батулла в газете «Республика Татарпстан»№78-79 2003 пишет следующее: «Татарский народный эпос "Идегей", созданный в XV веке, раскрывает смысл слова "казак". XVI глава так и называется: "О том, как Идегей ушел в казаки". И дальше:

Нурадын говорит Идегею

Иль завладей троном - будь ханом,

Иль меня посади на трон,

сделай ханом,

Иль долой с глаз,

вон - убирайся,

И ты казаком сделайся.

 

 

Далее современный татарский автор утверждает: «Слово "казак" ("козак") происходит от татарского слова "кацак-качак" (мишарский диалект), что означает "беглец, изгнанный, преступник, убежавший в стан врага". Тогда, в средние века, провинившегося человека изгоняли из племени или он сам убегал от возмездия и устраивался в кацакские войска враждебного государства». Отметим, запомним и пойдем дальше. Позднее уже в нетюркских языках произошел перенос значения на "вольный человек", "разбойник" (как в урду). Тот же Турсун Султанов далее пишет «каково бы ни было происхождение этого слова, несомненно то, что первоначально оно имело нарицательное значение, в смысле — свободный, бездомный, скиталец, изгнанник, а также человек удалой, храбрый. Не имея, таким образом, ни политического значения, ни этнического содержания, слово «казак» обозначало всякого вольного человека, отколовшегося от своего народа и племени, своего сеньора и законного государя и принужденного вести жизнь искателя приключений. Кстати сказать, отсюда это тюркское слово и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий, а также вольнонаемных батраков. Хотя слово «казак» зарегистрировано на севере Руси с конца XIV века, все же первоначальной родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кипчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества». Известный лингвист Фасмер пишет: «Каза́к, а́-, укр. коза́к, др.-русск. козакъ "работник, батрак", впервые в грам. 1395 г.; см. Срезн<евский>. I, 1173 и сл. Из укр. заимств. польск. kоzаk "казак". Ударение в форме мн. ч. каза́ки -- результат влияния польско-укр. формы; оренб. казаки говорят: казаки́; см. Зеленин, РФВ, 56, 239. Заимств. из тур., крым.-тат., казах., кирг., тат., чагат. kаzаk "свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга" (Радлов 2, 364 и сл.); см. Бернекер 1, 496; Мi. ТЕl. I, 330. Итак, мы имеем 2 взгляда на один предмет – для одних казак – «воин, защитник», для других – «разбойник, изгой» - весьма неожиданный, можно даже сказать полярный разброс значений. С чего бы вдруг? А все дело в том с чьей стороны смотреть. По большому счету слово «казак» вобрало в себя все ипостаси военной касты кшатриев. Это и «рыцарь» - верхнее ее воплощение и «разбойник, пират» - нижнее воплощение. Впрочем, по «этническому составу» все не столь однозначно. Интересно, что шорцы - народ, сформировавшийся в ходе длительного смешения угорских, самодийских, кетоязычных и тюркских племён живущий на юге Кемеровской области (Горная Шория), до сих пор называют русских словом "қазақ". В крымско-татарском языке русских обозначают также qazaq. (Q и K один и тот же звук, только Q – т.н. «заднеязычный» произносится примерно как «кх»). То есть, нет особых оснований сомневаться, что это слово действительно тюркское, но почему-то как минимум в 2-х языках, одном собственно тюркском, а другом находящемся под сильным влиянием тюркских оно имеет значение «русский». (Где Крым и где Кемерово!). Весьма интересной выглядит гипотеза, на первый взгляд совершенно нелепая: в древнетюркском существует корневая основа qaz- и суффикс -aq т.е. "деятель со свойством qaz". единственный подходящий корень имеет значение "гусь". Но, если прочитать его не как суффикс, а как сложное слово – получится «казак» - (Q'azak) по древнетюркски (от каз — «гусь» и ак — «белый») - БЕЛЫЙ ГУСЬ - это название элитных воинов Золотой Орды. Не исключено, что с СОБИРАТЕЛЬНЫМ понятием КАЗАК ВООБЩЕ впервые познакомились именно тюрки. Сами казаки на тот момент видимо еще не ощущали себя единым народом и не имели САМОНАЗВАНИЯ, а именовали себя по племенам, либо по местности «терцы», «донцы», «кубанцы». Не исключено, что именно тюркам пришлось испытать на себе первые удары этого «спецназа». Первый человек, про которого «официально» отмечено, что называл себя казаком был легендарный богатырь Илья Муромец - реальный воин, чьи мощи находятся в Печерской лавре с его портретом над ними (11 в.?)

Вполне приемлемой выглядит версия генезиса казаков от… скифов. «Скифы» в оригинале на старославянском (как и до сих пор на сербском, который сохранил много общего со старославянским, все-таки Кирилл и Мефодий - выходцы из Македонии) называются "скиты" от глагола "скитаты" (гулять, кочевать), а в общем повседневном говорье в Сербии есть слова проистекшие из этого - "скитница" и "скитара".Т.е. если бы в России сын вернулся поздно домой, то его мать сказала бы: "Где ты был гулена/ бродяга?" или "Где шлялся/ скитался?" А в Сербии эта фраза звучала бы так: "Где си био скитаро/ скитницо?" Так что вовсе не исключено, что слово «казак» это просто перевод на тюркский слова «скиф» - скиталец. Юрий Петухов, на которого я уже ссылался, высказывает мнение, что казаки это и есть этнически те самые исконные прото-индоевропейцы. Это противоречит «официальной» версии истории, из которой следует, что казачество создавалось последние 400 лет исключительно рекрутингом беглых преступников и перемешиванием их с тюркскими племенами. Когда я просматривал литературу по теме, мне попались на глаза казачьи пословицы и поговорки. Надо заметить, что фольклор вообще очень ценный ресурс для историка. Нестора можно запугать, отредактировать, отрубить ему голову и посадить своего Нестора – сотни тысяч человек в нескольких поколениях врать не могут. Фольклор оставляет только существенное и только подлинное. Меня удивило обилие пословиц и поговорок на заявленную «ордынскую» тему. Странно. Народ возник уже значительно позже того, как имели место указанные события, а фольклор, то есть коллективную память о них сохранил. Из общерусских поговорок вспоминается, пожалуй, лишь «как Мамай прошел» - в значении «беспорядок» «разорение». (Интересно, почему не Батый?) У казаков же, еще раз повторюсь, - их множество. Например: «Стариков и в Орде почитают». Можно, конечно, понять это и так «Даже звери-нелюди-татары уважают стариков». Ну… можно, но уж как-то это очень по-эринбурговски, отдает пропагандой в духе ГлавПУРА. Но если принять к сведению, что «Орда» – это своя орда  т.е. действующая армия, фронт, смысл пословицы становится куда более глубоким и более понятным «Стариков и в армии почитают». Или вот: «Правды и Мамай не убил» - странное утверждение, если речь идет о завоевателе, ведь «правда» по-древнерусски имеет значение «закон». О каком «законе» может идти речь, если война это беззаконие по определению. Но кто является «убийцей закона»? – Узурпатор, путчист, диктатор. То есть, некто от кого соблюдение этого закона в принципе ожидалось, но почему-то он этих ожиданий не оправдал. И все сразу становится на свои места, если мы представим себе на минуточку, что этот самый Мамай был именно путчистом, порвавшим какие-то договоренности и нарушившим какие-то внутриордынские правила.

Отдельно стоит сказать еще об одной общерусской пословице, самой ставшей героиней анекдотов в силу своей очевидной нелепости в «традиционном» прочтении: «Незваный гость хуже татарина». Однако, если мы вспомним, что в средневековой Англии существовала повинность определять на постой драгун (легкую конницу), и хозяин был обязан содержать, в том числе кормить этих «гостей», многое становится на свои места. Почему бы и на Руси не могло быть аналогичной формы повинности в отношении собственной легкой конницы-«татар-казаков»?

Вот ведь как странно. Оказывается на месте дислокации Монгольского (великого) войска существовал целый народ, очень воинственный, замечу, народ, который никак себя в этих «татарских» войнах не проявил. «Монголо-татары» прошли сквозь казачьи земли как будто используя «звездные врата», какое-то устройство телепортации. При этом «ВЕЛИКОЕ (МОНГОЛЬСКОЕ)» войско (Орда) растворилось невесть куда, но оставило после себя странные «типично тюркские» наименования ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ, ВЕЛИКОЕ БРАТСТВО КАЗАЧИХ ВОЙСК и много-много других ВОЙСК(ОРД?) на протяжении всего пространства от Дуная до Сахалина, просто-таки удивительно вписываясь в карту различных «монгольских улусов».

(это еще не все)

http://gidepark.ru/user/892204558/article/231699