Фанаты на Манежной.

На модерации Отложенный

Автор: Теймур Атаев, политолог

Массовые беспорядки в центре Москвы в огромном числе случаев преподносятся как внезапно возникшее спонтанно-неожиданное движение масс


Воспоминания о советской клубнике через призму событий в центре Москвы
Произошедшее в последние недели в различных городах России забудется наверняка не скоро. Дело тут, в общем-то, не в самом факте имевшего место. К сожалению, даже беглый анализ высказываний россиян на известных форумах, вкупе с их комментариями к статьям на котирующихся электронных ресурсах, свидетельствует об определенном водоразделе в обществе, имеющем тенденцию к расширению. Так, наряду с призывом уважительно относиться к культурно-религиозным традициям населяющих Россию наций и народностей, звучат громогласные требования единовременной высылки всех мигрантов "в свои аулы" и на "высокие горы", с которых они спустились.

Данная постсобытийная полярность взглядов демонстрирует сложившуюся и устоявшуюся непримиримость в обществе. Естественно, наличествующий эмоциональный запал вряд ли в ближайшее время нивелируется или рассосется сам по себе, т.к. уж слишком "горячительную" форму принял накал страстей. В то же время, нельзя не признать «прослойку» довольно трезвых мнений по поводу трагедии. Трезвых - в плане попыток разобраться: а что, собственно, могло послужить причиной неожиданного, на первый взгляд, развития обстановки на российском поле? И в какой мере возможно дальнейшее бескровное его прохождение?

Возникновение этих вопросов и сомнений не спонтанно. Дело в том, что большинство озвучиваемых на телевизионных каналах выводов, в свете имевших место беспорядков, связываются с известным печальным событием (смерть болельщика «Спартака»). Что невольно вызывает ассоциацию с высказанной свыше 20 лет назад председателем Совета национальностей Верховного Совета СССР, эрудированнейшим Рафиком Нишановым знаменитой фразой о причине появления тысяч турко-месхетинских беженцев из Узбекистана: к утере крова турок-месхетинцев привел-де небольшой спор между двумя бабушками на местном рынке из-за размещения тарелочки с клубникой.

Точно так же и декабрьские массовые беспорядки в центре Москвы в огромном числе случаев преподносятся как внезапно возникшее спонтанно-неожиданное движение масс. А чуть ли не одной из основных причин недовольства "самых коренных" россиян определен факт периодического исполнения некогда любимой всем Советским Союзом "лезгинки" выходцами с российского Кавказа на улицах "некавказской" территории России. Уже и запрет поступил на недопустимость столь "скандального" поведения российских граждан на "чужом" поле ("свой среди чужих, чужой среди своих"). В связи с чем, кстати, "чужие" задаются вопросом: а дозволительно ли отдельным россиянам осуществление поведенческого беспредела за пределами России - с прилюдным распитием спиртного, наличием в арсенале бранного лексикона и особой формы одежды?

Ну да ладно, повторимся, что в ряде случаев трезвость понимания переживаемого сегодня Россией есть. Анализ, и очень качественный, пусть в минимальном количестве, но фиксируется. Подтверждающий источник происхождения проявлений беспорядка далеко не из ничего. В частности, речь идет о рассмотрении обстановки, как следствия перекидывания на уличную поверхность идеологических (практически открытых) дебатов о путях движения России.

Теоретическая подоплека последних событий в России
Еще в феврале с.г. руководителями Института современного развития (ИНСОР) Игорем Юргенсом и Евгением Гонтмахером был представлен доклад "Россия XXI века: Образ желаемого завтра". В свете назревшей модернизации, документ актуализировал необходимость "стратегического согласия в обществе", в котором отсутствует консенсус "в ценностях, мировоззрении и политических взглядах". "Общепризнанной" задачей была названа смена вектора развития от преодоления "избыточной зависимости" от экспорта сырья к выходу "в экономику знаний, наукоемких производств, высоких технологий и интенсивных инноваций". Параллельно подчеркивался многонациональный, мультикультурный и многоязычный характер РФ, с констатацией гармоничности межэтнических отношений. Хотя фиксировались "проявления национализма и анти-иммигрантские настроения", отмечалось решительное пресекание любых попыток их вынесения на улицу правоохранительными органами. Во внешнем ракурсе в докладе были озвучены известные тезисы о прозападном курсе, интересе к АТР и пространству СНГ; с обозначением приоритета в направлении создания союза Россия-ЕС. При этом отмечалась относительно небольшая перспектива достижения последнего пункта в ближайший период, но констатировалась надежда на его осуществление в будущем.

Осень этого года резко активизировала "теоретическое" движение в направлении озвученного в начале года. Однако, тезисы несли уже несколько иную подоплеку. Заявив в сентябре об охвате вертикальной, горизонтальной и комплексной модернизацией всех сфер, И.Юргенс охарактеризовал ее, как "очеловечивание нашего общества". Тогда же, во время пресс-конференции «Что мешает модернизации России», основными помехами ее решения он назвал незаинтересованность большинства элиты, а также архаичность российского народа. Объяснив безразличие населения к инновациям и низкую гражданскую активность патернализмом и «слабой распространенностью городской урбанистической культуры», Юргенс сообщил, что российская общинность и архаика могут быть преодолены не раньше 2025 г. Т.к.

лишь к этому времени «российский народ станет ментально совместим в восприятии демократии со среднестатистическим прогрессивным европейцем». Переживаемый же период аналитик охарактеризовал как имеющий тенденцию к деградации человеческого капитала, люмпенизации и даже дебилизации. "Мы не граждане, а какое-то племя", заключил тогда И.Юргенс, потому что лишь «маленький, мобильный и совместимый с западным средний класс», вкупе с ориентированными "на Россию, а не на зарубеж" представителями элиты, составляют достаточный ресурс для проведения прогрессивных процессов, "о которых говорит президент".

Вполне естественно, что прозвучавшая характеристика россиян вызвала адекватную реакцию граждан страны. Включая представителей в СФ от исполнительных органов государственной власти субъектов федерации. Владимир Гусев (от Саратовской области) заявил, что "такие высказывания оскорбляют всех граждан России. Это недопустимо. Русские – очень талантливая нация". Константин Титов (от Самарской области) отметил, что Юргенс оскорбил всех россиян, включая "не только русских, но татар, чеченцев и евреев – всех граждан РФ". Предоставивший аналогичную трактовку сказанного Юргенсом Василий Дума (от Костромской области) задался вопросом: "А он сам, интересно, кто?.. Как он сможет здесь жить и смотреть людям в глаза?" По мнению Валентины Петренко (от правительства республики Хакасия), "ставить ярлык на всей нации, говорить о ней как о нации люмпенов, - это подлость и цинизм. Так может высказываться либо не совсем здоровый человек, либо абсолютно не любящий свой народ". В свою очередь, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин сказал, что, говоря о дебилизации, Юргенс забывает о ее источниках. Вызванных "политикой милых его сердцу либералов. В частности, реформой образования, и предстоящим нам уничтожением бюджетной системы образования".

Параллельно, в конце октября, прошла пресс-конференция Евразийского союза молодежи (ЕСМ), главной темой которой стала "деструктивная деятельность ИНСОРа". Один из лидеров структуры Павел Канищев заявления о помехах модернизации со стороны русского народа назвал неслучайными, т.к. "вся идеология ИНСОРа, попечительский совет которого возглавляет Д.Медведев, состоит" в констатации арахичности русских и населяющих Россию других этносов. При этом отмечалось рассмотрение ИНСОР складывающейся ситуации с позиции "типичного европейца, загонявшего туземцев в рабство или просто их уничтожавшего". ЕСМ также обвинил организацию в попытках "добиться раскола тандема" Путин - Медведев, декларируя, что первый "должен уйти - а именно это требование внесистемная российская оппозиция взяла своим главным лозунгом в 2008 г.". В вину непосредственно ИНСОРу было поставлено желание "легализовать, демаргинализировать эти лозунги" путем создания смычки "между окружением Медведева и прозападной оппозицией": "Юргенс и Гонтмахер, по сути, добиваются раскола России, а пока – раскола тандема".

Тарелка клубники - этап к разрушению?
Ну а далее все пошло по нарастающей, вылившись в бепрецедентно зловещую для России "манежную ситуацию". Воспоминания о событиях советского "клубничного" периода позволяют отметить, что именно беженцы стали детонатором дестабилизации обстановки в СССР, постепенно подведя к разрушению страны. Сначала азербайджанские беженцы оказались изгнанными со своих исторических мест в Армении, а уже затем, с молчаливого согласия центра, вообще и со своей родной, азербайджанской территории - Нагорного Карабаха. В этом же ряду - фактор турок-месхетинцев. Параллельно начались повсеместные стычки по национальному признаку и столкновения населения с силовыми структурами. Называющая себя "демократической общественностью" категория советских граждан, преимущественно из Москвы и Ленинграда (Петербурга), говорила в этот момент о "правах человека", называя начавшийся со Степанакерта сепаратизм проявлением перестроечных веяний.

Да, сейчас в России нет понятия "беженцы". Отсутствует на сегодня и аспект перемещенных лиц. Но наличиствует фактор мигрантов. "Чужих", на первый взгляд. Но есть ведь и танцующие "лезгинку" на улицах столицы. Они вроде как "свои". Так не приведет ли эдакое деление на "свой-чужой" (по принципу "вроде", как в бильярде) к печальным последствиям? В СССР-то в преддверии разрушения отсутствовал внешне конфессиональный фон происходившего, потому что в той стране декларировалось отсутствие не только секса, но и многого другого, включая религиозную составляющую. А сегодня религия - не просто "сопутствующий элемент", а весомейшая часть жизни людей, общества и государства.

Мало этого, не за горами очередной чемпионат России по футболу. Насколько растиражированный в негативном контексте ракурс фанатов сумеет избежать того, чтобы быть задействованным в жестких играх на выбывание (в прямом и переносном смысле)? Да и вообще, спортивная тема в свете "манежности" приняла в корне иной подтекст, причем далеко не только в болельщицком толке, а в геополитическом. Не напрямую вроде (опять "вроде"), но все же...

Насколько известно, 27-я Летняя универсиада 2013 г. должна пройти в Казани. А отдельные СМИ пытаются активно проталкивать негатив по Татарстану. Проведение Зимней олимпиады 2014 г. запланировано в Сочи. Супер-межнациональном Сочи, именно так, а не иначе. Да к тому же располагающемся в не менее супер-межнациональном окружении. Чемпионат же мира 2018 г. ожидается уже на территории всей России.

Вспоминается название блестящего советского фильма «Доживем до понедельника»