19 июля 1943 в боях на Донбассе погибла летчица Екатерина Буданова
На модерации
Отложенный

Вторая по результативности женщина — истребитель Второй Мировой войны, воевала вместе с Лидией Литвяк и была её ближайшей подругой. Участвовала в боях за Сталинград, под Ростовом-на-Дону, освобождении Донбасса. За период боевой деятельности совершила 266 боевых вылетов, уничтожила лично 6 самолётов противника и 5 — в группе с товарищами.
19 июля 1943 года погибла в бою недалеко от села Ново-Красновка Луганской области. Награждена орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды. 1 октября 1993 года за мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, ей посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Москве одна из улиц названа её именем.
…В небе прифронтового села Ново — Красновка, что недалеко от города Антрацит Луганской области, 19 июля 1943 года шёл неравный воздушный бой. Краснозвёздный «Як» дрался с тремя Ме-109. Связав противника боем, он оттягивал их от группы «Илов». Наблюдавшие за схваткой жители села видели, как от одного из «Мессеров» полетели куски обшивки и он по крутой спирали ушёл к земле. Повернул назад, видимо получив повреждения, второй немецкий самолёт.
Но вот наткнулся на огненную трассу и наш истребитель. Сначала он беспорядочно падал, но потом выровнялся и спланировал на поле. Подбежавшие жители села с трудом вытащили из кабины обгоревшего пилота. Он был тяжело ранен, без сознания. В извлечённых из комбинезона документах люди с удивлением прочли: «Буданова Екатерина Васильевна…». От полученных ран девушка умерла, так и не придя в сознание. Было ей всего 26 лет от роду… Кто же она такая и откуда ?
Родилась Екатерина Буданова 7 декабря 1916 года в большой крестьянской семье. Детство ее прошло в деревне Коноплянка бывшего Тумановского района. /сейчас этой деревни нет/.
"После смерти отца, - вспоминает ее сестра Ольга Васильевна Буданова, - нас осталось у матери 5 человек детей. Старшему было 13 лет, младшему - 4 года, а Кате едва исполнилось 6 лет. Тяжелым было наше детство: едоков в семье много, а работать некому. Поэтому с ранних лет Кате пришлось познать труд. С 7 лет она была отдана в няньки... и каждый год зимой училась, а летом нянчила чужих детей".
Окончив с Похвальной грамотой сельскую школу, Катя очень хотела дальше учиться, но не было на это средств, да и семилетняя школа находилась в 14 километрах от деревни. Она была очень прилежной девочкой, подвижной, сообразительной и всегда веселой, хорошо пела, плясала, была любимицей не только в семье, но и в деревне, а когда подросла, стала хорошим помощником и советчиком молодежи и пожилым людям.
Катя с детства мечтала стать летчицей. Случалось, пролетал над деревней самолет - для ребятишек это было событием, а для нее - большой праздник. Она очень много читала о летчиках, рассказывала об этом нам и всякий раз повторяла: "Вот посмотрите, выучусь и полечу!"
После окончания семилетки на семейном совете было решено, что Катя обязательно надо учиться, только не на летчика /об этом мама и слушать не хотела/.
С 1934 года Катя работает инструктором аэроклуба Киевского района столицы. О Катиных лётных успехах говорит тот факт, что она в составе пилотажной пятёрки участвовала в одном из авиационных праздников над Тушино. Одновременно, комсомольская организация направляет её на работу пионервожатой в 63-ю московскую школу.
После окончания аэроклуба Катя зачислена в авиашколу, а по окончании ее, в 1936 году, работала при аэроклубе летчиком-инструктором до Великой Отечественной войны.
В начале войны известие о формировании женских авиаполков привело Буданову к Марине Расковой. Катю, как весьма опытного инструктора, имевшую немалый налёт на одноместном самолёте УТ-1, направили в истребительную часть. После переучивания в Саратове на боевой Як-1, она получила назначение в 586-й женский истребительный авиаполк, обеспечивавший противовоздушную оборону Саратова. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года она совершила 65 успешных боевых вылетов, патрулируя над городом и сопровождая транспорты с грузом. В боевых вылетах крепло её лётное мастерство, вырабатывался свой, своеобразный почерк. Но Кате этого казалось мало. Она упорно рвалась на фронт. Командование пошло навстречу желанию лётчицы, и она получила назначение в 758-й истребительный авиационный полк.
Она прибыла туда 10 сентября 1942 года. Бывалые асы с недоверием встретили худенькую девушку с коротко остриженными волосами. Но скоро им пришлось переменить мнение о ней. Катя Буданова стала ведомой у командира полка, летая с ним в паре проявила свое мастерство.

"Мама, милая мама, не обижайся на меня за то, что без твоего разрешения я улетаю на фронт.Мой долг и совесть моя обязывают быть там, где решается судьба Родины.Крепко целую. Катюша."
Сестре своей Ольге Катя писала 18 сентября 1942 года:
"...Очутилась я в пекле Отечественной войны и пишу из-под Сталинграда. Условия ты знаешь, какие на фронте.Теперь вся моя жизнь принадлежит борьбе с фашисткой поганью... хочу тебе сказать вот что: смерти я не боюсь, но не хочу ее, а если придется погибать, то просто свою жизнь не отдам. Мой милый крылатый "Як" - хорошая машина, и моя жизнь неразрывно связана с ним, и умирать с ним будем только героями. Будь здорова, не забывай меня..."
Это был один из самых напряжённых периодов в воздушных боях на Сталинградском фронте. Немецкие войска рвались к Волге. Бои следовали за боями. Бывали дни, когда по нескольку раз поднимался с аэродрома для выполнения боевого задания самолёт Кати Будановой. Незадолго до этого она получила известие о гибели в оккупации матери и сестрёнки. Желание отомстить врагам бросало девушку на её грозном «Яке» в самую гущу боя, наполняло отвагой душу. Даже более опытные воздушные бойцы удивлялись её дерзости при встрече с противником.
…В паре против 12, одна против 13, одна против двух, в составе четвёрки против 19 — таковы были лишь некоторые бои, через которые прошла девушка.
6 Октября Кате пришлось вступить в бой с 8 Ju-88 ! Врезавшись в их строй, она «рассыпала» их, а затем со второго захода расстреляла ближайший «Юнкерс». Это была её первая воздушная победа. В лётной книжке появилась следующая запись:
«6.X.1942. 1 полёт. 1 час 50 мин.
Вылет по зрячему. Атаковали группу из 8 самолётов Ю-88. 1 подожгла, упал на правом берегу Волги, правее Владимировки».

7 октября 1942 года, патрулируя над районом Житомир — Эльтон, пара истребителей в составе Беляева — Буданова атаковала группу из 12 Ju-88, шедших курсом на станцию Эльтон. Лётчицы нарушили боевой порядок вражеских бомбардировщиков, заставив их сбросить бомбы в стороне от цели и убраться восвояси. Запись об этой встрече так же нашла своё отражение в лётной книжке (фото слева).
О том, как это было, рассказывает командир полка Подполковник А. В. Гриднев: «Однажды, возвращаясь с боевого задания, Буданова увидела шедших ниже её 12 немецких бомбардировщиков. Несмотря на то, что боеприпасы у неё были на исходе и в баках самолёта было совсем мало горючего, она решает атаковать противника. Первая цель — ведущий группы — задымила. Но вот лётчица израсходовала последний патрон. Тогда она, имитируя атаку, заходит во второй раз и, не стреляя, идёт на бомбардировщика. У фашистов не выдержали нервы. Ломая строй, они сбросили бомбы, так и не дойдя до цели. А Екатерина Буданова, раненная, садится на изрешечённом самолёте…» Высокую оценку лётному мастерству и отваге Екатерины Будановой дал в одном из своих выступлений и Михаил Иванович Калинин.
В середине ноября 1942 года интенсивность воздушных боёв возрасла. Драться приходилось, как правило, с превосходящими силами противника. В этих боях в составе группы она уничтожила ещё два Ме-109, а затем одержала личную победу над Ju-88. В одном из боев, Катя была ведомой Владимира Лавриненкова. Он с первой же очереди прошил фюзеляж Хейнкеля — 111, но и немецкий стрелок поразил его машину.
Катя, оберегая ведущего, следовала с ним до тех пор, пока почти неуправляемая машина не коснулась земли. «Высокая, худощавая Буданова носила мужскую стрижку и в лётной форме мало отличалась от парней, — вспоминал позднее Лавриненков, — Катя была весёлая, задорная. Её подруга, Лиля Литвяк, напротив, задумчивая и молчаливая. Девушки очень дружили, но верховодила во всём Катя…»

В конце ноября младшего лейтенанта Буданову, как одну из лучших и опытных лётчиц, зачислили в группу «свободных охотников». 10 декабря 1942 года, возвращаясь с боевого задания, Катя приняла бой с атаковавшей её парой Ме-109. Горючего оставалось не более чем на полчаса, а боеприпасов — лишь треть комплекта. Но лётчица не спасовала и приняла вызов. На исходе боя, длившегося 25 минут, она в лобовой атаке подожгла самолёт ведущего немецкой пары.
К концу декабря 1942 года на счету смелой девушки было 78 боевых вылетов. На своем «Яке» она прикрывала наши войска, прифронтовую железнодорожную линию, сопровождала транспортную авиацию. 6 декабря ей пришлось одной сражаться с 13 самолётами противника. Из боя Катя вышла победителем: один вражеский самолёт подбила, остальные повернули назад.
С 8 января 1943 года младший лейтенант Буданова — лётчица 73-го Гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка. Командир полка оказал лётчице высокое доверие, назначив своим ведомым. В одном из вылетов наша группа обнаружила 19 «Юнкерсов», шедших плотным строем в сопровождении истребителей FW-190. Пара Баранова первой атаковала истребителей прикрытия. Остальные взяли на себя бомбардировщиков. Бой принял затяжной характер. Непросто было сражаться с четвёркой «Фоккеров». Но командиру полка удалось повредить один из них. Добила его Катя, подойдя вплотную, на 30 метров. От взрыва FW-190 её самолет подбросило вверх на несколько метров…
23 февраля 1943 года за участие в разгроме немецких войск на Волге и в районе Ростова, Буданова была удостоена первой боевой награды — ордена Красной Звезды. В начале марта, возвращаясь со «свободной охоты» она обнаружила идущий к линии фронта вражеский корректировщик FW-189. Однако, с первой атаки сбить верткую «раму» не удалось — немец заметил наш истребитель и интенсивно маневрируя, со снижением ускользнул от огня. Снизившись до 20 метров, «рама» уходила от атак. Постепенно погасив скорость, Катя уже буквально над самой землей настигла и уничтожила врага.
В течение марта — июня 1943 года Буданова в составе группы сбила ещё два вражеских истребителя, а 17 июля одержала очередную личную победу — уничтожила бомбардировщик Ju-88.

Е.В.Буданова в кабине "Яка"
19 июля 1943 года в воздушном бою Катя была смертельно ранена. Не потеряв самообладания, она сумела посадить самолет на своей территории. Сердце лётчицы остановилось с последним оборотом пропеллера.
В последний день своей жизни, Катя в составе группы истребителей прикрывала наши Ил-2. Успешно закончив штурмовку, «горбатые» уходили домой. Наши «Яки» прикрывая их отход, шли сзади. Буданова была замыкающей в группе прикрытия и внезапно увидела совсем рядом тройку Ме-109. Предупредить своих товарищей об опасности было уже поздно, и лётчица приняла неравный бой одна… В этой схватке она одержала свою последнюю, 11-ю победу. Отважную героиню скромно похоронили на окраине села Ново-Красновка. Командование представило её к званию Героя Советского Союза. Но в те годы это представление реализовано не было. Посмертно Екатерина Буданова была награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.
9 мая 1988 года останки лётчицы торжественно перезахоронили в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской области. Там под строгим обелиском и покоится её прах. 1 октября 1993 года, спустя полвека после свершения последнего подвига, Екатерине Васильевне Будановой посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. В Москве одна из улиц названа её именем. В Смоленском краеведческом музее есть экспонаты, посвящённые отважной летчице. Письмо Е. В. Будановой к матери было опубликовано 5 апреля 1959 года в газете «Смена» (орган Смоленского обкома ВЛКСМ), письмо от 18 сентября 1942 года хранится у Ольги Васильевны Будановой.
Комментарии
А чё, вполне возможно. "Буби" свою блистательную карьеру летчика-истребителя именно в то время и в тех местах начал...:-))
И я сожалею, что Катя Буданова погибла,защищая в том числе и таких подонков, как ты.
Для того чтобы заслужить Рыцарский Крест на Западном фронте, немецкий летчик должен был одержать около 40 «побед» в воздухе.
Немецкий ас, с 1939 года воевавший на Западном фронте командиром эскадрильи в 11-й и 1-й эскадрах, капитан Х. Кноке во время войны вел дневник, в котором описывал и суммировал все сбития самолетов союзников. Эпизоды частью, мягко скажем, невнятные, но в дневнике у него в сбитых числятся не более 37 самолетов. Став после ранения инвалидом, Кноке в январе 1945 года тем не менее записывает: «Мне прислали бортжурналы, официальное подтверждение моих побед, и сообщили, что я награжден Рыцарским Крестом. Журналы содержат записи о почти 2000 полетах, в том числе более 400 боевых вылетов. Я сбил 52 вражеских самолета»
Сбил 37 - записали 52 самолёта.
Подполковник Г. Шпехт получил Рыцарский Крест еще майором 28 апреля 1944 года, а по итогам войны за Шпехтом числятся 35 сбитых самолетов, давших ему 50 «побед».
12 августа 1943 года 330 американских бомбардировщиков бомбили объекты в западной части Германии. Их атаковали 10 немецких истребительных авиагрупп (около 400 истребителей) и доложили о сбитии 37 бомбардировщиков, но на самом деле на базы в Англии не вернулось 25 «Летающих крепостей» [69] . 27 января 1943 года при налете американцев на Вильгельмсхафен немецкие летчики-истребители записали себе на счета 9 сбитых бомбардировщиков, а на самом деле на базы не вернулось только три
На Западном фронте Х. Лент получает Дубовые Листья к Рыцарскому Кресту за 60 «побед»
А на Восточном фронте Э. Хартман (352 победы) получает Дубовые Листья лишь после 200 «сбитых» самолетов.
О том как тебе варят лапшу - здесь
http://loveread.me/read_book.php?id=44065&p=30
:-))
Совершенно верно, елкин-палкин. Именно поэтому пара-тройка германских Jagdgeschwader (охотничьих эскадрилий) в страхе божьем весь Восточный фронт держали. Все эти покрышкины и прочие кожедубы в Luftwaffe к званию "эксперта" даже близко бы не подошли.:-))
- Э. Хартман (352 «победы»), Г. Бакхорн (301), Г. Ралль (275), Г. Граф (212), Х. Линнерт (203) служили в одной авиаэскадре JG-52, в которой по штату было около 100 самолетов.
В битве над Прутом эта эскадра нанесла потери нашим авиационным соединениям, и тогда для ее усмирения была переброшена 9-я гвардейская авиадивизия А.И. Покрышкина (тоже около 100 самолетов). После этих боев Х. Линнерт жаловался, «что никогда раньше не сталкивался с таким сильным и требовательным противником» [83] . Был сбит второй ас этой эскадры Г. Бакхорн (301 победа).
Выше я уже упоминал, как эскадрилья И.Н. Кожедуба разобралась с эскадрильей немецких асов с соотношением потерь 6:1 в нашу пользу.
Так вот что характерно. Немцы знали о полках и соединениях наших асов, но никогда не посылали своих асов «разобраться» с нашими.
Но как я понял - ты не из наших.
В журнале авиаэскадре JG-52 отмечено - такого числа вылетов нет.В письмах Хартмана своей невесте - Сегодня летал.Попалось два ЯКа - сбил их.Пока летел домой сбил ещё 2 Мустанга ...
Комментарий удален модератором