В эту ночь решили самураи перейти границу у реки…
В эту ночь решили самураи перейти границу у реки…
Надвинулась знаменательная дата советской истории: 80 лет начала хасанских боёв, которым посвящена известная песня о трех танкистах и не менее известный «Марш советских танкистов» с бравым припевом:
Гремя огнем, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход, Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин И Первый маршал в бой нас поведет!
И еще там были по-своему замечательные слова:
Пусть помнит враг, укрывшийся в засаде Мы начеку, мы за врагом следим. Чужой земли мы не хотим ни пяди, Но и своей вершка не отдадим. ……………………………………………………..
На самом деле ни в этих песнях, ни в фильмах, ни во всей советской историографии не было ни грана правды о боях у озера Хасан, проходивших в июле – августе 1938 года.
Начнем с того, что первыми начала боевые действия, вторгнувшись на оккупированную японцами территорию Маньчжурии (Маньчжоу-Го), именно советская сторона. Сталин очень хотел проверить, насколько повысилась боеспособность Красной Армии в результате ее очищения от «врагов народа». И, как выяснилось в боевых действиях у озера Хасан, она нисколько не повысилась, скорее, наоборот. В приказе, изданном «первым маршалом» Ворошиловым по итогам хасанских боев, прямо говорилось: «Боевые операции у озера Хасан явились всесторонней проверкой мобилизационной и боевой готовности не только тех частей, которые непосредственно принимали в них участие, но и всех без исключения войск Краснознаменного Дальневосточного фронта. События этих немногих дней обнаружили огромные недочеты в состоянии КДфронта. Боевая подготовка войск, штабов и командно-начальствующего состава фронта оказались на недопустимо низком уровне. Войсковые части были раздерганы и небоеспособны; снабжение войсковых частей не организовано. Обнаружено, что Дальневосточный театр к войне плохо подготовлен (дороги, мосты, связь)… важнейшие директивы Главного военного совета и народного комиссара обороны командованием фронта на протяжении долгого времени преступно не выполнялись».
Несмотря на то, что в приказе фактически признавался провал советского наступления у сопок Заозерная и Безымянная и на нем стоял гриф «Совершенно секретно», данные о потерях сторон там, по советской традиции, приводились далекие от реальности – советские в разы преуменьшались, японские в разы преувеличивались. На самом деле японские потери в хасанских боях составили 526 убитыми и умершими от ран и 914 ранеными, а советские – 1106 погибших (без учета потерь пограничников), 2 752 раненых и 527 больных. Советские безвозвратные потери были больше японских в 2,1 раза.
Вот японская версия того, как произошел хасанский инцидент: «Инцидент у высоты Чангуфэнь (японское название Заозёрной. – Б. С.) начался 12 июля 1938 года, когда несколько десятков советских солдат перешли советско-маньчжурскую границу и, противозаконно заняв высоту Чангуфэнь, начали возводить на ней укрепления».
И верна именно японская версия, а не советская – о том, что японцы первыми нарушили границу. Потому что еще 1 июля Особая Краснознамённая Дальневосточная армия была преобразована в Дальневосточный фронт, а уже 9 июля советские войска стали стягиваться к будущему месту боев в районе сопок Безымянная и Заозерная, тогда как японские войска начади перебрасываться туда только 22 июля. И советские войска имели подавляющее превосходство над противником. Против 7300 японцев с 37 артиллерийскими орудиями действовало 22 950 советских солдат и офицеров с 354 танками, 237 артиллерийскими орудиями и 250 самолетами.
Согласимся, что при таком соотношении сил японцам не было никакого резона нападать первыми. Вот воевали красноармейцы из рук вон плохо. В том числе и воспетый в песне «броневой ударный батальон».
Как пишут российские историки Михаил Барятинский и Максим Коломиец, «для разгрома японской группировки советское командование привлекло 2-ю механизированную бригаду, разведбатальон которой был укомплектован танками БТ-7. Правда, 27 июля, за три дня до выступления бригады к месту военных действий, арестовали ее командира, начальника штаба, комиссара, командиров батальонов и других подразделений. Всех их объявили «врагами народа». В результате 99% командного состава составляли вновь назначенные люди, что негативно сказалось на последующих действиях бригады. Так, например, из-за неорганизованного движения колонн и спешки маршрут протяженностью в 45 км бригада прошла за 8 — 11 часов! При этом часть подразделений из-за полного незнания маршрута довольно долго блуждала по городу Ворошилов-Уссурийский... Разведбату поручалось «на больших скоростях проскочить зону обстрела, ворваться в передний край обороны японцев и ударом по северо-западным склонам сопок Богомольная и Заозерная уничтожить их огневые точки и тылы». В атаке, начавшейся днем 6 августа 1938 года, участвовало 16 БТ-7. Ведомые командиром и комиссаром бригады танки на большой скорости без потерь проскочили зону артогня японцев и попали... в болото, в котором застряло 14 машин. Выбраться оттуда без посторонней помощи они не могли, и экипажам пришлось занять круговую оборону, чтобы не допустить уничтожения танков японцами». По советским данным, было потеряно 46 танков, японцы же оценили советские потери в 96 танков. Кроме того, советская сторона потеряла 4 самолета. Японцы ни танки, ни самолеты в боях не использовали.
Неудивительно, что главком Дальневосточного фронта маршал Василий Блюхер, ранее основательно почистивший свои войска от «врагов народа», был снят со своего поста, а вскоре арестован. Сталин явно собирался его расстрелять как «матерого японского шпиона» и участника «заговора правых». Но, выколачивая из маршала признание в шпионаже, следователи перестарались и на одном из допросов забили Блюхера насмерть.
А уроки Хасана Красная Армия так и не усвоила. Потом было столь же провальное выступление РККА в «Зимней войне» с Финляндией и разгром 41-го года.
Комментарии
Так Россия ведет позиционную войну в Украине, накрывает ковровыми бомбежками инсургентов в Сирии, в мирное время сформировала 1 гвардейскую танковую армию – инструмент II мировой войны. И ни одно поколение России не прожило без войн, лишений, удабривая своими телами близкие и дальние земли.
Но здоровье уже не то. Сегодня Россия только жалкий осколок СССР без единого союзника, без мировой идеи. Эпоха шуток с Россией закончилась, она стоит на пороге очень больших потрясений.
Россия блефует и не способна составить полномасштабную конкуренцию времен холодной войны. Кибератаки, какие-то маленькие спецоперации, - отравить Скрипалей, сбить гражданский Боинг и самолет с правительственной делегацией Польши, Россия может осуществлять.
На большее нет сил.
Истина всегда конкретна, конкретно и любое историческое событие.
В даном случае мы рассматриваем события у озера Хасан в августе 1938 года.
В те времена передел границ был обычным явлением.
К осени 1932 года почти вся территория этих провинций Китая была захвачена японскими войсками и была провозглашена независимость нового государства Маньчжоу-Го, в составе которого вошли провинции Маньчжурии.
Получается - это была территория Китая.
Главный вывод из этого - открытое общество с высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности) оказалось жизнеспособнее тоталитарных режимов - советского, коммунистического китайского, японского милитаризма.
Я даже на её мотив новую сочинил, года четыре назад:
***
На Майдане укры скачут хмуро.
Край свидомый пламенем объят.
У них турко-польская натура,
Но они на мове говорят...
.
Им приказ отдал безумный пастор:
"Перемочь всех клятых москалей!"
Только это страшно и опасно,
И чревато сбором звездюлей.
.
Яйценюх - могучий, мудрый, строгий -
Был стратег. И с тактикой знаком.
Он решил добиться перемоги
Боевым, ударным гопаком.
.
Пели укры гимн свой щеневмерлый,
К небесам в прыжках своих стремясь.
И валились москали на землю,
Над всем этим весело смеясь.
.
На Майдане укры скачут хмуро...
Тогда слова стыкуются с правдой...
Обычно потери у тех, кто наступает 1 к 3......это общеизвестно
НЕТ РОССИИ БЕЗ КУРИЛ !
Начав боевые действия в августе, Москва нарушила собственные обязательства и международное право.
Японцы не ударили в спину СССР, когда его судьба висела на волоске под Москвой и Сталинградом.
Конечно, не от великой любви, а следуя собственным интересам, как они их понимали, но факт остается фактом.
А СССР ударил, когда Япония и без того стояла на краю бездны и сделать это можно было, ничем не рискуя.
Таварисчу Жюкову как бы Героя кинули за подвиги сии ратные ?