Ставрополье – Родина неоколлаборационистов?
Ставрополье – Родина неоколлаборационистов? Письмо инициативной группы из Ставрополя
Обращаемся к вам в связи с большим общественным резонансом, вызванным передачей «Параллели» на радио Вести ФМ от 22 апреля (ведущие – Армен Гаспарян, Марат Сафаров). Обсуждался вопрос о присвоении МБОУ СОШ №4 Ставрополя имени И.Д. Сургучёва – писателя-коллаборациониста, осуждённого французским судом за сотрудничество с оккупационными властями Парижа в 1940-1944 годах. Журналисты радио Вести ФМ с возмущением задавали вопрос о правомерности присвоения одной из улиц города имени Сургучёва, проводя параллель между героизацией нацистских преступников в Прибалтике и на Украине и реабилитацией пособников фашизма в Ставрополе.
По нашим данным, в краевой столице в научной и культурной среде сложилась система пропаганды жизни и творчества И.Д. Сургучёва: регулярно проводятся конференции «Сургучёвские чтения», ВГТРК «Ставрополье» выпускает репортажи о его положительном вкладе в русскую литературу, предлагается сделать имя И.Д. Сургучёва брендом города, проводятся экскурсии для студентов и молодёжи «Тропами Сургучёва». До общественности доносится ложная информация о том, что он якобы был оправдан судом Парижа, хотя о фактических документах, подтверждающих оправдательный приговор этому коллаборационисту, нам не известно.
Организатор работы по созданию в обществе положительного образа фашистского преступника И.Д. Сургучёва – проректор по научно-исследовательской работе и инновациям государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Александр Алексеевич Фокин, который в деле реабилитации писателей-коллаборационистов пользуется поддержкой руководства вуза, руководства краевой универсальной научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова, министерства культуры Ставропольского края.
Два года назад под редакцией А.А. Фокина вышло издание «И.Д. Сургучёв. Парижский дневник. 1940-1945» (Ставрополь: «ТоварищЪ», 2016), за которое ему как редактору-составителю в присутствии студентов и преподавателей Ставропольского государственного педагогического института вручили «Диплом признания» краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. В книге собраны статьи Сургучёва, опубликованные в газете «Парижский вестник» – одном из главных печатных органов фашистской пропаганды оккупационных властей Франции.
Газета, как и её авторы, имела ярко выраженную профашистскую направленность, в ней публиковались хвалебные статьи о Гитлере, воззвания генерала Краснова «вырвать из жидовских лап» Россию, переводы речей Геббельса, антисемитские статьи разных авторов, оправдывавшие Холокост, материалы, положительно освещавшие деятельность РОА генерала Власова. Сургучёв восторженно отзывался о содержании «Парижского вестника», писал о выходе первого номера с портретом Гитлера на первой странице: «Господа! Берегите этот номер и передайте его по завещанию вашим наследникам».
В предисловии к изданию «Парижского дневника» Александр Фокин намеренно искажает профашистскую позицию писателя, отмечая, что читатели пока по достоинству не оценили «гуманитарных и антифашистских социально-политических пассажей автора, не постигли его эзопова языка».
Первичный анализ опубликованных текстов И.Д. Сургучёва позволяет нам сделать вывод о том, что они прямо направлены на реабилитацию фашизма и идеологии нацизма.
Вот несколько примеров из опубликованного Фокиным «Парижского дневника»:
«1 июля 1941 года. Когда 22 числа я наклонился над газетой и прочитал, что началась война с Россией, у меня на мгновение… закружилась голова (далее описаны переживания писателя, который не мог при советском режиме вернуться на родину). И вдруг эта газета… И какая-то отдалённая надежда, как звезда, свет которой долетает до Земли в миллионы лет… И я чувствую, как возвращается молодость, и из газетного крупного шрифта я пью фаустовское вино, и в голову, как муха, вскакивает частушка:
Ах, скажите ради бога,
Где железная дорога?
Да и зачем железная дорога?
…дайте хорошо подкованные сапоги, мы все пешком… пойдём… Придём и скажем: Видеста очи мое спасение твое» (с. 99, 101).
«2 июля 1941 года. И в такие исключительно жгучие дни на русских людей свалилась такая сногсшибательная новость, как объявление немцами войны большевикам. Немцы пошли на большевиков, и вот… Начинают поживому поблёскивать и набираться старого цвета уже начавшие выцветать глаза… Мечты, мечты, где ваша сладость?» (с. 103-104). «19 июля 1942 года. Отрадно видеть, в какой последовательности возрождаются к новой жизни освобождённые русские города» (с. 193).
Полна ликования по поводу «очищения» Ставрополя от советских войск статья от 5 августа 1942 года: «Ворошиловск (Ставрополь) взят… Ворошиловск очищен. И первый раз в жизни я ощутил новое, неведомое чувство: смесь радости, печали, горечи, внутренней улыбки, внутри пролившейся слезы. Тревога, неясные ожидания, настороженность, какая-то неоформленная надежда. И верится, и плачется…» (с. 197-199).
Сургучёв возвращался в Ставрополь вместе с фашистскими оккупантами и с ними же покинул город.
По данным В.С. Гроссмана и И.Г. Эренбурга, приведённым в «Чёрной книге» (М.: АСТ, 2015), только в Ставрополе во время оккупации фашисты убили в душегубках и расстреляли более 4000 евреев и ещё больше коммунистов, стариков, женщин, детей грудного возраста. Были уничтожены выдающиеся профессора еврейской национальности Ставропольского медицинского института.
В августе 1942 года фашисты расстреляли 660 пациентов Ставропольской психиатрической больницы. До сих пор в нашем городе живут люди, вся жизнь которых прошла под гнётом этой трагедии. Очень трудно понять «эзопов язык» и «гуманитарные пассажи автора», который радовался наступлению немцев на СССР, называя оккупированные города «освобождёнными», мечтая вместе с фашистами вернуться в Россию.
Любители творчества Сургучёва оправдывают подобного рода тексты тем, что он ненавидел большевиков, но от Советской власти не пострадал. В 1940-1945 годах было известно о зверствах фашистов не только в СССР, но и во всей Европе. А этот писатель, считавший себя русским, не мог не знать и не видеть злодеяния фашизма на своей Родине.
На стр. 124-126 «Парижского дневника» Сургучёв сравнивает евреев со «сперматозоидами»: «Какой-то невидимый вождь провозгласил: «Атакуйте торговлю…», «евреи… со стремительностью сперматозоидов атаковали торговлю и забрали её почти всю в свои руки», «У сперматозоидов много драгоценных качеств, но государственного чутья нет», «и вот почему сперматозоиды умирают, не оплодотворивши мира идеей еврейского мессианства». Запись от 2 сентября 1941 года – прямое оправдание Холокоста. Трудно даже говорить о моральных качествах человека, называвшего «сперматозоидами» людей, которых миллионами сжигали в Освенциме, Бухенвальде, Дахау…
Подобного рода утверждениями пронизан весь текст «Парижского дневника» под редакцией А. Фокина. Чего стоит высказывание Сургучёва о Гитлере: «Не забывайте, что хоть боком маленьким, а всё же Адольф — художник» (с. 15). Для Сургучёва Гитлер – «художник», а для выдающегося философа XX века Э. Фромма «Адольф Гитлер – клинический случай некрофилии» (название главы из книги «Анатомия человеческой деструктивности»).
Прославление проректором по научно-исследовательской работе и инновациям СГПИ А.А. Фокиным подобных Сургучёву писателей-коллаборационистов, помогавших оккупационному фашистскому режиму порабощать население захваченных территорий Европы и СССР, чрезвычайно опасно и может привести к искажению основных задач педагогического образования: формирования у будущих учителей патриотизма и российской гражданской идентичности.
Можно вести дискуссию о литературном наследии, писательском таланте Сургучёва, но дело не в образных средствах языка его произведений, а в его идеологической, нравственной, общечеловеческой позиции. Они находятся в противоречии с теми идеалами, которые должны формироваться у молодых россиян и которые неоднократно обозначались в выступлениях Президента РФ В.В. Путина.
Коллаборационистская деятельность Сургучёва в период Второй мировой войны, прославление им вермахта, оправдание нападения Германии на Советский Союз в статьях, опубликованных в «Парижском вестнике», противоречат статье 354.1 УК РФ – реабилитация нацизма (одобрение преступлений, установленных статутом Нюрнбергского трибунала и нашедших выражение в решении этого трибунала).
Используя правовые понятия, зарабатывание материального и ценностного капитала на пропаганде взглядов, оправдывающих фашизм, содержит состав статьи 354.1 часть 3: «Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы…». Зарабатывать на прославлении пособников фашизма – преступление против памяти 27 миллионов наших погибших соотечественников.
Александр Фокин воспитывает студентов Ставропольского государственного педагогического института, будущих учителей, на произведениях представителей русской эмиграции: коллаборациониста Сургучёва, кавалера гитлеровского ордена Б.И. Ширяева (называвшего советских солдат «йоськиными холуями», т.е. «холуями» Иосифа Сталина, которых «мало бьют» и «надо добавить»), коллаборациониста И.А. Родионова, роман которого «Царство Сатаны» он рекомендует читать студентам (в романе евреи представляются служителями дьявола) и др. Несмотря на наши неоднократные обращения к руководству вуза оно не реагирует на эту деятельность: Фокин произвольно ведёт курс «Литература русского зарубежья», в котором фигурируют названные личности.- и эта гнида педагогом зовется...отрыжка либерального безумия в России.
60 послевоенных лет ставропольчане справедливо отворачивались от Сургучёва, хотя некоторые его дореволюционные произведения были известны и напечатаны в Ставропольском книжном издательстве. По нашему убеждению, вряд ли этично проводить под эгидой министерства образования и министерства культуры Ставропольского края «Сургучёвские чтения», выпускать специальные сборники, называть «великим сыном земли ставропольской» фашистского коллаборациониста.
Непонятен и противоречив тот факт, что решением Думы Ставрополя в марте 2017 года общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 4 с углублённым изучением отдельных предметов присвоено имя И.Д. Сургучёва.
Продвигаясь по этому пути, можно дойти далеко, переступив все грани общечеловеческой морали и нравственности. Суммируя вышесказанное, необходимо задать вопросы: «Почему и зачем доктор филологических наук А.А. Фокин, имея соответствующую квалификацию, в предисловии фактически вводит в заблуждение будущего читателя «Парижского дневника»? Зачем пропагандирует фашистские идеи своего кумира И.Д. Сургучёва, в том числе в студенческой среде?»
Рассмотрев всё, необходимо понять, кто и зачем финансировал анализируемое нами издание.
Граждане нашей страны, которые плечом к плечу идут каждый год в Бессмертном полку, в полной мере выражают чувства людей всех возрастов и национальностей по отношению к фашизму, время от времени возрождающемуся в разных концах Земли. Не хватало того, чтобы и в нашей стране, в нашем городе ставропольчане получали одобрение действий людей, сочувствующих фашизму. Особенно опасно, что подобные идеи формируются в Ставропольском государственном педагогическом институте проректором по науке и инновациям Александром Фокиным при поддержке депутата Думы Ставропольского края, ректора Людмилы Редько.
Е.Н. АТАРЩИКОВА,
профессор, доктор юридических наук, кандидат филологических наук,
Комментарии