«Как швед под Полтавой». Почему битва века длилась всего два часа?

10 июля – День победы русской армии в битве со шведами под Полтавой. Со школьных учебников мы знаем, что это вечная слава русского оружия.

Полтавская битва – одно из крупнейших сражений Северной войны, которая длилась с 1700 по 1721 годы.

 

Северная война началась для России катастрофически — с сокрушительного поражения при Нарве в 1700 году.

Разгром при Нарве нанёс России не только материальный, но и политический ущерб — державу Петра I в Европе перестали принимать всерьёз, в то время как к шведскому королю Карлу XII, победителю «русских варваров», относились с нескрываемой симпатией.

Однако обескураживающее начало войны не сломило ни воли, ни политических устремлений Петра. Руководствуясь принципом «за одного битого двух небитых дают», русский царь, избегая генерального сражения со шведами, вновь приступил к захвату их крепостей на берегах Балтики.

Этому способствовал и сам Карл XII. Шведский король, наделённый несомненными военными талантами, одновременно был наделён и чрезмерной самоуверенностью. Именно она заставила шведского короля посчитать Россию разгромленной окончательно и полностью сосредоточиться на борьбе с союзником Петра I, королём Речи Посполитой Августом II.

Погоня за изворотливым Августом растянулась на несколько лет, которые русский царь с успехом использовал для реформирования и перевооружения армии, а также для постепенного завоевания Ингерманландии. В 1703 году в устье Невы был основан Петербург, после чего русские продолжили тактику неторопливого «отъёма шведских земель».

Карл XII решил по окончании войны с Августом II вторгнуться в Россию, захватив и предав огню Москву, тем самым покончив с притязаниями Петра I.

 

Полтавская битва – одно из крупнейших сражений Северной войны, которая длилась с 1700 по 1721 годы. Тогда амбициозный и молодой (на престол вошёл в 15, а на момент Полтавской битвы ему  всего 27 лет),  шведский король Карл XII одерживал одну победу за другой.  Он фактически вывел из строя Саксонию и Польшу, наших союзников, и на волне успеха  двинулся на Россию. В конце 1707 г. его армия перешла Вислу и устремилась  к нашим границам. Карл не скрывал:  он хотел при помощи оружия сделать  русское государство  колонией  Швеции и тем самым ослабить его экономическое и политическое развитие. Отрезать Россию от морских торговых путей. Король считал, что добиться этой цели просто: нужно  одним ударом разгромить русскую армию, а затем кратчайшим путем, через Смоленск, пробиться к Москве, взять столицу и, таким образом, захватить страну. Петра он собирался принудить подписать выгодный для Швеции мир. Однако этот  авантюрный план недооценивал силы армии Петра и стойкость нашего народа.

 

Прочувствовал Карл это очень быстро.  Первое серьёзное столкновение произошло уже 28 сентября 1708 года у деревни Лесной. Шведы потерпели там оглушительное поражение. Они потеряли весь обоз с провизией и до 8,5 тыс. человек убитыми.  В итоге из 16-ти тысячного корпуса генерала Левенгаупта к Карлу    добрались лишь остатки разбитого подразделения без артиллерии и боезапаса, крайне необходимого шведам. Победа у Лесной помимо венного имела большое моральное значение. Она показала силу русской армии, её готовность противостоять неприятелю. Недаром Петр назвал это  сражение «матерью Полтавской битвы»

Была у этой войны и ещё одна сторона, которая по особому воспринимается сегодня.  Наступая на Россию,  Карл XII очень надеялся  на усиление своей армии на Украине. Этому способствовала история гетмана Мазепы. Ранее верный соратник, в 1708-м он предал Петра и вместе с частью запорожских казаков присягнул на верность шведской короне. Но поступки элиты не нашли поддержки в народе. Украинцы не поддержали  изменника Мазепу. Наоборот -  крестьяне прятали от шведов продовольствие и вели партизанскую войну с врагом. Так что вместо предполагавшегося отдыха шведы вынуждены были всю зиму 1708- 1709 г. провести в бесплодных боях с русскими войсками и партизанами. А зимовка на Украине, по сути, в кольце окружения еще более ослабила шведскую армию.

 

Русская армия  потеряла 1345 человек убитыми, 3290 человек ранеными.

 

 В 1709-м Карл снова задумал наступление на Москву через Харьков и Белгород.  На этом пути одним из опорных пунктов русских являлась крепость Полтава. В апреле шведы осадили Полтаву, однако  гарнизон, где служили всего 2200 человек, при поддержке населения  три месяца мужественно оборонялся. 

Было ясно, что главное сражение близко. 

Карл наметил  сражение на 26 июня. Одним из решающих моментов должна была стать внезапность. Но  с самого начала всё пошло не так.  В 23.00 26 июня король отдал приказ будить армию и построить её для  марша. Однако шведы не смогли быстро привести войска в  боевой порядок. Нужная готовность была достигнута только к двум часам ночи уже 27 июня. Таким образом, шведы потеряли три важных часа и напрочь упустили стремительность. Дальше – больше. Первыми на их пути встали русские редуты. Первые два они с ходу  взяли (многие историки утверждают, что это были недостроенные сооружения), а затем начались проблемы.

Шведы собирались просто пройти через них, но не тут-то было. Атаки захлёбывались, а подоспевшая конница под руководством Меншикова не давала овладеть важными укреплениями.   В итоге редуты взяли с огромным трудом, только на подходе к основному месту сражения неприятель потерял до 3 тыс. человек.

Пётр применил интересную тактику. Измотав врага редутами, Пётр в 4 утра  отдаёт приказ об отступлении. Шведы тоже заняли выжидательную позицию, рассчитывая на подход своей кавалерии. Но поддержка так и не пришла и тогда  их пехота выстроилась в линию и приготовилась к бою. Построение в линию было  стратегическим коньком Карла XII. Считалось, что в таком боевом порядке победить его войска невозможно. Но реальность  оказалась иной.

Решающее наступление шведов началось в 9 утра. Однако русская артиллерия вместе со стрелками начала такой шквальный обстрел, что противник с первых минут понёс огромные потери.  Знаменитый строй оказался полностью разрушенным. Выстроить линию атаки, которая бы по длине превосходила русские отряды, растянувшиеся до 2 км, не получалось. В результате началась паника и бегство. В 11 утра всё было закончено. За 2 часа войска Петра одержали полную победу. Цена её была большой. Русская армия  потеряла 1345 человек убитыми, 3290 человек ранеными. Потери же шведской армии оказались катастрофическими.  Пехота и артиллерия просто перестали существовать. Погибли или попали в плен все генералы.  Было убито 9000 солдат и командиров, 3000  попали в  плен сразу и ещё 16000  пленили через 3 дня, когда настигли отступающих у  села Переволочны.

Тем не менее, нисколько не умаляя результат, специалисты обращают внимание и на другие факты. В армии Карла во время Полтавы было 37 тысяч, у русских – 60, а по современным оценкам 80 тыс. человек.  Кроме того, шведы были измотаны и полуголодные, ведь они почти год провели на территории неприятеля без необходимого провианта.  Также  и с вооружением.  Все историки  подтверждают, что у шведов имелось всего 4 орудия, а у русских 111!  О неравенстве сил говорит и сам ход боя.  Генеральное сражение длилось всего два часа. Для сравнения – Бородинская битва гремела сутки… Кроме того,  итоги победы могли стать ещё более внушительными, если бы русская армия не стала сразу праздновать «викторию», а немедленно устремилась в погоню за отступающим в панике неприятелем. Наверняка на тот момент им бы удалось догнать короля и взять его в плен, что сказалось и на дальнейшем ходе истории. Но шанс был упущен. В итоге Карлу удалось уйти и переправиться в Турцию, а затем  ещё 12 лет вести  войну. 

 

Память о Полтаве в России широко увековечена.

А.С.Пушкин написал свою знаменитую поэму «Полтава» (первоначально хотел назвать «Мазепа»).  В Петергофе к 25-летнему юбилею битвы  в 1735 году была установлена скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву», созданная по проекту Растрелли. Лев ассоциировался со Швецией, на гербе которой находится этот геральдический  зверь. В честь 200-летия сражения учреждена медаль, а на самом месте установлен храм. В народе же сохранилось устойчивое выражение «пропал, как швед под Полтавой», обозначающее полный провал, без надежды на спасение.

 Поражение под Полтавой оказалось для Карла XII куда более страшным, нежели поражение Петра I под Нарвой. Полтава не просто разрушила военный авторитет шведского короля, она нанесла решающий удар по шведской армии, которая уже никогда не восстановила былого могущества.

Война с Россией продлилась ещё 12 лет, однако это было, образно говоря, отложенное поражение. Русские войска постепенно добивали шведов, занимая всё новые и новые территории, в конце концов, доведя дело до разорительных десантов, действовавших едва ли не в окрестностях Стокгольма. Противопоставить этому что-то, кроме нежелания признать поражение, шведы более не могли.

Судьба самого Карла XII оказалась ещё более плачевной. Скрывшись во владениях султана Османской империи, бывший кумир Европы несколько лет провёл в Бендерах, не имея реальных сил для продолжения войны и одновременно теряя власть на родине.

 

В 1713 году султан буквально выставил «сидельца» из своих владений, и тот с трудом, практически тайком пробрался на принадлежащие Швеции земли. Правда, в Стокгольм он так и не вернулся — там Карла уже не воспринимали как короля. Шведская знать была донельзя раздражена неудачной и разорительной войной, которая буквально уничтожила влияние страны в Европе.

В 1718 году Карл XII, смирившись с очевидным, попытался заключить мир с Россией, признав большинство завоеваний Петра I на Балтике. Стороны, впрочем, так и не пришли к соглашению.

В ноябре того же года король Швеции во время своего последнего похода в Норвегию, которой на тот момент владела Дания, при осаде крепости Фредрикстен был убит шальной пулей.

Есть версия, правда, что Карл XII пал жертвой шведской элиты, решившей, что такой монарх-неудачник ей более не нужен.

Но и над наследниками Карла витала «тень Полтавы». Спустя три года после его смерти, в 1721 году, Швеция заключила с Россией Ништадтский мир на условиях значительно более тяжёлых, чем те, от которых в 1718 году отказался Карл XII.